Правовое регулирование гражданства Республики Беларусь.
Закон Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» (далее – Закон), кото-
рый детально регламентировал принципы, порядок и основания приобретения и прекраще-
ния белорусского гражданства действует в редакции от 22 июня 2006 г. Ст.10 и п.17 ст.84
Конституции Республики Беларусь, указанный Закон, Положение о порядке рассмотрения
вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, утвержденное Указом Президен-
та Республики Беларусь от 17 ноября 1994 г. № 209 в редакции от 27 июля 2009 г., а также
ряд многосторонних и двухсторонних международных договоров Республики Беларусь со-
ставляют законодательную основу регулирования института белорусского гражданства.
Гражданство Республики Беларусь – это устойчивая правовая связь личности с Рес-
публикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и от-
ветственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и сво-
бод человека.
Анализ законодательства позволяет выделить следующие принципы белорусского
гражданства: принцип стабильности гражданства, принцип защиты и покровительства со
стороны государства гражданам Республики Беларусь как на территории Беларуси, так и
за ее пределами,принцип невыдачи граждан, принцип равного гражданства, принцип
свободы выбора гражданства, принцип избежания случаев безгражданства, принцип вер-
ховенства международных договоров над национальным законодательством о граждан-
стве
Выход из гражданства является наиболее часто встречающимся основанием его пре-
кращения. Гражданство Республики Беларусь утрачивается:
1) вследствие поступления лица на воинскую службу, службу в полицию, органы
безопасности, юстиции или иные государственные органы иностранного государства при
отсутствии оснований, предусмотренных ст. 20 Закона;
2) по заявлению родителей (единственного родителя) в отношении ребенка,
приобретшего по рождению наряду с гражданством иностранного государства
гражданство Республики Беларусь. Утрата гражданства Республики Беларусь ребенком в
возрасте от 14 до 18 лет допускается только с согласия ребенка, выраженного в
письменной форме и нотариально удостоверенного;
3) по основаниям, предусмотренным международными договорами Республики
Беларусь.
Законом, а также Положением о порядке рассмотрения вопросов, связанных с
гражданством Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики
Беларусь от 17 ноября 1994 г. №209 в редакции от 27 июля 2009 г., определены
государственные органы, полномочные принимать решения по вопросам гражданства, а
также детально регламентирован порядок их деятельности. К ним относятся органы
внутренних дел – по отношению к лицам, постоянно проживающим в Республике
Беларусь, а также органы дипломатической службы – по отношению к лицам, постоянно
проживающим за границей.
Лица, которые находятся на территории государства и не имеют его гражданства, в
доктрине именуются обобщенным термином «иностранцы». Под иностранцами обычно
понимают как иностранных граждан, т.е. лиц имеющих гражданство иностранного госу-
дарства, так и лиц без гражданства (апатридов), т.е. тех, кто не имеет доказательства
наличия у них гражданства какой-либо страны.
Правовой статус иностранцев определяется как внутренним законодательством каждо-
го государства, так и международно-правовыми нормами. Правовой режим иностранцев –
это правовой статус, определяющий объем их прав и обязанностей на территории госу-
дарства пребывания.
В литературе обычно выделяют следующие виды правового режима иностранцев.
1) Национальный режим, означающий уравнивание иностранцев в правах с граждана-
ми данного государства. Он может быть предусмотрен как внутригосударственным зако-
нодательством, так и международными договорами. Обычно такое уравнивание устанав-
ливается лишь на условиях взаимности, причем на практике невозможно полностью при-
равнять иностранцев к собственным гражданам.
2) Режим наибольшего благоприятствования означает, что иностранцам предостав-
ляются в какой-либо области права и свободы, либо устанавливаются такие обязанности,
какие предусмотрены для граждан любого третьего государства. Таким образом, этот ре-
жим должен быть не менее благоприятным, чем режим, который распространяется на лю-
бое третье государство. Его природа носит исключительно договорный характер. Он мо-
жет предоставляться, например, в сфере международной торговли, транспорта, отправле-
ния правосудия.
3) Специальный режим в литературе понимается по-разному. Существует точка зре-
ния, в соответствии с которой это более жесткий режим по сравнению с двумя вышена-
званными, означающий ограничение прав иностранцев по сравнению со статусом граж-
дан данного государства, а также возложение на них дополнительных обязанностей
(Е.Г.Моисеев, В.П.Басик).
Другие авторы (Л.Н.Анисимов, Г.В.Игнатенко) считают, что указанный режим харак-
теризуется предоставлением определенных привилегий и преимуществ. Например, в сфе-
ре приграничного общения населения (с соседними странами) либо для военнослужащих,
расквартированных на территории иностранных государств.
Представляется, что в обоих случаях речь идет о различных чертах специального ре-
жима, главной особенностью которого является неравное положение иностранцев, кото-
рое может выражаться и в ограничении их прав, и в предоставлении неких льгот и пре-
имуществ.