Понятие и классификация международных споров.
МЕХАНИЗМ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
ТЕМА
Поддержание международного мира и безопасности является важнейшей задачей совре-
менного международного права, что выражается в одном из основополагающих принципов
международного права – принципе мирного разрешения международных споров. Особая зна-
чимость принципа мирного разрешения споров для международного сообщества подтвер-
ждается тем, что он закреплен в Уставе ООН и во всех международных актах, излагающих
принципы международного права.
Международный спор – это конкретное расхождение во мнениях субъектов международ-
ного права, касающееся фактов, права или политики, при наличии которого требование или
заявление одной стороны встречаются с отказом, встречным иском или опровергаются дру-
гими сторонами.
Исходя из данного определения, в качестве основных характеристик международного спо-
ра можно выделить следующие:
1) разногласие должно быть конкретным, т.е. оно должно иметь вполне определенное со-
|
|
держание;
2) разногласие должно выражаться во встречных претензиях или противоречащих друг
другу заявлениях сторон спора.
Международный спор необходимо отличать от т.н. «международной ситуации», представ-
ляющей собой разногласие, которое может привести к международным трениям или вызвать
61
спор, но не сопровождающееся явными взаимными претензиями вовлеченных в ситуацию
субъектов. Различие между спором и ситуацией имеет вполне определенное правовое значе-
ние. При рассмотрении международного спора в СБ ООН участвующий в споре член Совета
обязан воздерживаться от голосования, а при рассмотрении ситуации не обязан. Кроме того,
только международный спор, но не ситуация, может стать предметом рассмотрения в между-
народных судебных инстанциях.
В целях упорядочения данного многообразия споров и выбора наиболее подходящего
средства мирного урегулирования их отдельных видов целесообразно проведение классифи-
кации международных споров по следующим основаниям.
1. Предмет спора. Так, выделяют территориальные споры, юрисдикционные споры, спо-
ры о дипломатической защите, споры в области морского права и т.д..
2. Природа спора. По данному основанию различают а) споры о фактах (об уже произо-
шедших событиях); б) споры о праве (о применении норм или принципов международного
права к конкретной ситуации, а также о справедливости существующих правовых норм и це-
лесообразности их изменения); в) процедурные споры (каким образом и с использованием
каких процедур должны разрешаться споры о фактах или праве).
|
|
3. Природа отношений между сторонами спора. Часто бывает сложно определить, суще-
ствует ли спор между сторонами, которые имеют длительные отношения, или между сторо-
нами, которые только время от времени взаимодействуют друг с другом. В то же время ха-
рактерно, что средства мирного разрешения споров, избираемые субъектами, имеющими
длительный положительный опыт отношений, отличаются от средств, избираемых субъекта-
ми, сотрудничавшими редко или нерегулярно.
4. Степень важности спора для сторон. Очевидно, что есть огромная разница, когда одна
из сторон считает разрешение спора в свою пользу жизненно важным для своих националь-
ных интересов, или же она согласна уступить и пойти на компромисс.
5. Влияние спора на интересы других субъектов международного права или на междуна-
родное сообщество в целом. То, что спор может затрагивать интересы других государств или
международных организаций, является весьма важным для выбора средств его урегулирова-
ния. Данное утверждение основывается на положениях Устава ООН, в которых предусматри-
ваются особые процедуры для споров, угрожающих международному миру и безопасности.
6. Характер спора. Нередко проводится различие между так называемыми «правовыми»
или «подлежащими рассмотрению в суде» спорами и «политическими», «неправовыми» или
«не подлежащими рассмотрению в суде» спорами. Суть различия между «правовыми» и «по-
литическими» спорами состоит в том, что некоторые споры имеют специфические черты, ко-
торые делают их, в частности, подходящими или же неподходящими для разрешения посред-
ством использования процедуры судебного или арбитражного разбирательства.
Мирные средства разрешения международных споров – это средства, применяемые субъ-
ектами международного права в целях урегулирования споров между ними в соответствии с
принципом мирного разрешения международных споров.
В статье 33(1) Устава ООН закрепляется перечень средств, с помощью которых реализует-
ся принцип мирного разрешения международных споров. К таким средствам относятся пере-
говоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство,
обращение сторон спора к региональным органам и соглашениям или иным мирным сред-
ствам по своему выбору. Как следует из текста статьи, этот перечень не является исчерпы-
вающим: международному праву известны и другие средства: добрые услуги, консультации и
пр. Кроме того, в соответствии с Уставом ООН определенными полномочиями в вопросах
урегулирования международных споров обладают СБ ООН и ГА ООН.
Переговоры. Большинство межгосударственных споров разрешаются путем прямых пере-
говоров. Переговоры – наиболее часто используемое средство разрешения споров на между-
народной арене, поскольку часто мирное сосуществование государств и достижение компро-
62
мисса является более важным, чем решение вопроса, какое государство является виновником
конфликта, а какое – жертвой.
Добрые услуги. В широком смысле слова понятие «добрые услуги» означает вступление
государства или международной организации в международный спор с целью установления
контактов между сторонами спора. Добрые услуги оказываются исключительно субъекта-
ми, которые не вовлечены в конфликт. Добрые услуги могут быть предложены третьим госу-
дарством или международной организацией по собственной инициативе или по просьбе од-
ной или нескольких сторон спора. В любом случае согласие на оказание добрых услуг долж-
но быть получено со стороны всех участников спора.
Обследование (установление фактов). Под этим понимается процедура, целью которой
является выяснение подлинности фактов, составляющих сущность международного спора.
|
|
Обследование производится специальной комиссией (называемой обычно комиссией по
установлению фактов), которая, как правило, состоит из равного числа представителей сто-
рон. Иногда в комиссию включаются представители третьего государства или должностные
лица международных организаций. В редких случаях обследование поручается одному или
нескольким должностным лицам международной организации.
Примирительная процедура и посредничество. Достаточно сложно провести различие
между примирительной процедурой и посредничеством; их часто используют как равноцен-
ные или взаимозаменяемые. Обе процедуры предусматривают вступление третьей стороны в
спор между государствами с целью участия в его разрешении. Третьей стороной может быть
государство, международная организация или частные лица.
Предложения третьей стороны в обеих процедурах могут быть ограничены процедурными
вопросами, или может предлагаться решение по существу конфликта. Цель этих действий –
сблизить точки зрения сторон и найти приемлемый компромисс. Оба вида урегулирования
выходят за рамки установления фактов и расследования, цель которых – просто непредвзятое
прояснение ряда спорных фактов.
Посредничество. Под ним понимается средство мирного урегулирования спора, при кото-
ром не участвующее в споре государство или международная организация ведет переговоры
со сторонами спора с целью выработки компромиссного решения или общих принципов для
его достижения. В качестве посредников могут выступать одно или несколько государств
или международная организация, которые могут действовать по собственной инициативе или
по просьбе одной или нескольких сторон спора.
В этой сфере нет правил судопроизводства. Процесс состоит из переговоров в присутствии
или с участием посредника, иногда даже под его руководством.
Примирение. Под ним понимается средство мирного разрешения споров, при использова-
нии которого назначаемая сторонами спора комиссия из частных лиц выполняет одновре-
|
|
менно функции установления фактов и посредничества. Одна сторона (в обязательной си-
стеме) или все стороны спора могут инициировать примирительную процедуру. Примирение
особенно эффективно при разрешении споров, не подлежащих судебному рассмотрению.
Правила примирительной процедуры являются более формальными, чем при посредниче-
стве, и оговорены либо в соответствующих договорах, либо их формирование оставлено на
усмотрение органов примирения.