Цели и задачи охраны труда

Заключение.

Правопреемство в отношении государственных долгов.

Правопреемство в отношении государственной собственности и государственных архивов.

Правопреемство в отношении договоров.

Понятие правопреемства. Конвенции о правопреемстве.

План.

В ходе истории бывают случаи, когда одно государство разделяется на два или более новых, когда два или более государств объединяются в одно новое, когда на части территории государства создается новое государство, когда одно государство входит в состав другого, когда часть территории одного государства переходит к другому. Крупными примерами такого рода изменений являются: вхождение в 1990 г. ГДР в состав ФРГ, так называемое объединение Германии; отделение в 1991 г. Латвии, Литвы и Эстонии от тогда еще существовавшего СССР, последовавшее несколько позднее полное прекращение существования этого Союза и возникновение на его территории двенадцати независимых государств; образование в 1992 г. на территории бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославии в качестве самостоятельных государств Боснии и Герцеговины, Македонии, Словении, Хорватии, а также Сербии и Черногории, объединившихся в Союзную Республику Югославию; возникновение в 1993 г. на месте Чехо-Словакии самостоятельных Чехии и Словакии. Во всех этих случаях возникает вопрос о влиянии изменений на международные обязательства, о судьбе собственности, или, иначе говоря, о правопреемстве.

Правопреемство - это переход прав и обязанностей в результате смены одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории.

В международном праве государство понимается как единство трех элементов: население, территория, власть. Правопреемство связано с изменениями только одного элемента - территории. Изменение численности населения или организации власти таких последствий не порождают.

Правопреемство - давний институт международного права, который получил широкое распространение в международной практике последних десятилетий. О нем шла речь в 60 - 70-е годы применительно к независимым государствам, возникшим на месте бывших колониальных владений западных государств (около 80). Концепция правопреемства применялась также в связи с преобразованием общественно-политических укладов таких стран, как Россия, на месте которой в 1917 г. возникла РСФСР, а в 1922 г. - СССР; Китай, ставший с 1949 г. Китайской Народной Республикой; Куба после свержения в 1959 г. диктаторского режима.

В осуществлении правопреемства, сколько бы государств ни было его участниками, всегда различимы две стороны: государство-предшественник, которого полностью или в отношении части территории сменяет новый носитель ответственности за международные отношения, и государство-преемник, то есть государство, к которому эта ответственность переходит. Понятие “момент правопреемства” означает дату смены государством-преемником государства-предшественника в несении указанной ответственности. Объектом правопреемства является территория, применительно к которой сменяется государство, несущее ответственность за ее международные отношения.

Многие случаи правопреемства говорят о том, что государства не придерживались единых правил, все решалось с учетом конкретных условий, в соответствии со сложившейся политической обстановкой. Иногда государства расходятся по коренным аспектам правопреемства. Так после Второй мировой войны власти ФРГ исходили из того, что германский рейх как субъект права и историко-политическая реальность никогда не переставал существовать. ФРГ рассматривалась как воплощение этого факта. В отличие от этого, другие правительства, в том числе и советское, придерживались того мнения, что в результате войны германский рейх прекратил свое существование, а ФРГ является лишь одной из правопреемниц прежней Германии.

Под эгидой ООН приняты две конвенции о правопреемстве: Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. и Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. Обе эти конвенции, задуманные в качестве средства “обеспечения более надежной правовой основы международных отношений”, не получив к началу 1993 г. минимально необходимого для вступления в силу числа ратификаций (15), не стали действующими. Тем не менее эти конвенции являются наиболее авторитетными актами в рассматриваемой области и содержат общие ориентиры для решения вопросов правопреемства.

Что касается договоров, то правопреемство не касается договоров, установивших границы и их режим, а также обязательств относительно пользования любой территорией, установленных в пользу иностранного государства. Так при воссоединении Германии не была поставлена под сомнение граница по Одеру - Нейссе, установленная договором между Польшей и ГДР 1950 г.

При переходе части территории от одного государства к другому действует принцип подвижности договорных границ, в соответствии с которым границы действия договора сокращаются или расширяются вместе с границами государства. Или, иначе, договоры государства-предшественника утрачивают силу в отношении переданной территории, а договоры государства-преемника приобретают силу. При объединении государств все их договоры сохраняют силу, но применяются лишь в отношении той части территории объединенного государства, в отношении которой они находились в силе в момент правопреемства. При объединении Сирии и Египта в Объединенную Арабскую Республику это положение было закреплено во Временной конституции ОАР 1958 г.: “Соглашения и договоры остаются в силе в тех региональных рамках, которые были установлены для их осуществления в момент их ратификации в соответствии с нормами международного права”*. Правомерность такого решения была признана

___________________________________________________________________

* Цитаты из: “ООН в документах” Международные отношения, М., 1995 г.

другими государствами. В некоторых случаях они предпочли дополнительно урегулировать конкретные вопросы специальными соглашениями. Так, в 1960 г. между СССР и ОАР был заключен протокол по вопросам осуществления советско-сирийского соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве. Он предусматривал, что осуществление будет происходить только в пределах сирийского региона.

Приведенные правила относятся и к случаю, когда одно государство присоединяется к другому, которое сохраняет свою правосубъектность. Особым случаем в этом плане было вхождение ГДР в ФРГ, в результате чего первая утратила свою правосубъектность, а вторая сохранила. Сложность состояла в том, что общественно-политические и правовые системы этих государств принципиально отличались. Большие различия были в их международных обязательствах. Поэтому по согласованию с другими заинтересованными государствами было принято следующее положение: международно-правовые договоры, заключенные ГДР, должны рассматриваться с ее партнерами с точки зрения обеспечения доверия, интересов участвующих государств и договорных обязательств ФРГ, а также с учетом компетенции Европейских сообществ. Более того, должно было учитываться их соответствие принципам свободного, демократического и правового государственного устройства. В результате такого рассмотрения договоры ГДР подлежали сохранению, пересмотру или аннулированию. Что же касается договоров ФРГ, то они сохранили свою силу и распространили действие на территорию бывшей ГДР. Эти положения были закреплены в договоре об объединении Германии 1990 г.

Если при разделении государства одна из частей продолжает существовать как государство-предшественник, то в его договорных отношениях не происходит изменений. Исключением являются те договоры, которые непосредственно связаны с отошедшей территорией. Сказанное относится и к членству в ООН. Что же касается государства, образовавшегося на отделившейся территории, то по этому поводу имеются две различные позиции. Согласно первой, традиционной, новое государство не несет обязательств по договорам государства-предшественника.

В 1947 г. от Индии отделился Пакистан. По этому поводу Секретариат ООН занял следующую позицию: “...в международном статусе Индии нет изменений; она продолжает существовать как государство со всеми договорными правами и обязанностями и, следовательно, со всеми правами и обязанностями члена ООН. Отделившаяся территория, Пакистан, будет новым государством; оно не будет обладать правами и обязанностями прежнего государства и, разумеется, не будет членом ООН”.

Иная позиция отражена в Конвенции о правопреемстве в отношении договоров. Договоры государства-предшественника сохраняют свою силу и для государств-преемников (п. 1 ст. 34 Конвенции 1978 г.).

После распада Югославии вновь образованные государства были приняты в члены ООН. Название “Югославия” сохранила федерация двух республик - Сербии и Черногории, территория и население которой составили около половины территории и численности населения бывшей Югославии. Белград заявил о своем праве занять место Югославии в ООН. Для этого имелись достаточные правовые основания, а также соответствующая практика ООН. Изменения в отношении территории и населения не влияют на правосубъектность государства. Тем не менее после выступления ряда представителей, обвинивших Сербию в агрессивности и в совершении военных преступлений, заявление Югославии было отклонено. В резолюции Совета Безопасности 30 мая 1992 г. говорилось, что “претензия Федеративной Республики Югославии (Сербия и Черногория) на автоматическое продолжение членства бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославии в ООН не является общепринятой”. В другой резолюции Совет счел, что “государство, известное ранее как Социалистическая Федеративная Республика Югославия, прекратило существование”. Все это еще раз подтверждает роль политических факторов в решении вопросов правопреемства.

Правопреемство государств не затрагивает обязательств, касающихся пользования любой территорией или ограничений на это, установленных договором в пользу иностранного государства, группы государств, а равно прав, установленных договором в пользу какой-либо территории, группы государств или всех государств и касающихся пользования территорией иностранного государства.

Основные нормы по вопросу правопреемства в отношении государственной собственности содержатся в Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. Эти нормы касаются только государственной собственности государства-предшественника. Режим правопреемства не распространяется на права и обязательства физических и юридических лиц. В контексте правопреемства под государственной собственностью понимается “имущество, права и интересы, которые на момент правопреемства государств принадлежали согласно внутреннему праву государства-предшественника этому государству”(ст.8 Конвенции 1983 г.).

Существует важная проблема правопреемства в отношении государственной собственности - компенсация за собственность, переходящую к государству-преемнику. В Конвенции предусматривается, что в принципе такой переход должен происходить без компенсации, если иное не согласовано заинтересованными государствами или не предусмотрено решением соответствующего международного органа (ст. 11 Конвенции 1983 г.). Вместе с тем в Конвенции оговорено, что ее положения не наносят ущерба какому-либо вопросу о справедливой компенсации между государством-предшественником и государством-преемником, который может возникнуть в результате правопреемства при разделении государства или отделении от него части территории.

Нормами правопреемства устанавливается неодинаковый режим для перехода движимой и недвижимой собственности. При объединении государств все просто - к государству-преемнику переходит вся государственная собственность государств-предшественников. При разделении государства и образовании на его территории двух или более государств-преемников:

n недвижимая собственность государства-предшественника переходит к тому государству-преемнику, на территории которого она находится;

n недвижимая собственность, находящаяся за пределами государства-предшественника, переходит к государствам-преемникам, как указывается в Конвенции “в справедливых долях”;

n движимая собственность государства-предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территорий, являющихся объектом правопреемства, переходит к соответствующему государству-преемнику; иная движимая собственность переходит к преемникам “в равных долях”.

В случае передачи части территории одного государства другому переход государственной собственности регулируется соглашением между этими государствами.

Положения о правопреемстве в отношении государственной собственности не применимы в том, что касается ядерного оружия, также являющегося такого рода собственностью. Согласно Договору о нераспространении ядерного оружия 1968 г., каждая из ядерных держав, будь то Россия, США, Великобритания, Франция или Китай, обязуется не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а неядерное государство связано встречным обязательством не принимать от кого бы то ни было ядерного оружия или ядерных взрывных устройств. Эти положения договора исключают какое бы то ни было правопреемство в отношении ядерного оружия.

Из соглашений и решений, принятых в рамках СНГ по вопросам правопреемства в отношении государственной собственности бывшего СССР видно, что предметом урегулирования стала прежде всего та часть этой собственности, которая находилась за рубежом. По Соглашению глав государств СНГ от 30 декабря 1991 г. и Соглашению о распределении всей собственности бывшего СССР за рубежом от 6 июля 1992 г. их участники подтвердили право каждой стороны на владение, пользование и распоряжение причитающейся ей такого рода долей при соблюдении прав и интересов других сторон, а также законов государств, на территории которых находится имущество, входящее в эту долю.

Что касается государственных архивов. Под государственными архивами государства-предшественника понимается совокупность документов любой давности и рода, произведенных или приобретенных этим государством в ходе его деятельности, которые на момент правопреемства принадлежали ему согласно его внутреннему праву и хранились им под его контролем в качестве архивов для различных целей.

Конвенцией предусматривается обязанность государства-предшественника принимать меры по предотвращению ущерба или уничтожения архивов, которые переходят к государству-преемнику.

Правопреемство не касается архивов, которые находятся на территории государства-предшественника, но принадлежат третьему государству, согласно внутреннему праву государства-предшественника (ст. 24 Конвенции 1983 г.).

При объединении государств и образовании одного государства-преемника к нему переходят государственные архивы государств-предшественников.

При разделении государства, когда на его месте возникает несколько государств-преемников, часть архивов государства-предшественника, которая должна находиться на территории государства-преемника в целях нормального управления этой территорией, переходит к этому государству. К нему также переходит другая часть архивов, имеющая непосредственное отношение к его территории.

При отделении от государства части его территории, на которой образуется новое государство, часть архивов государства-предшественника, которая для целей нормального управления отделившейся территорией должна находиться на этой территории, переходит к государству-преемнику. Аналогичные правила применяются и тогда, когда отделившаяся часть государства объединяется с другим государством. По договоренности между государством-предшественником и государством-преемником могут устанавливаться другие правила правопреемства относительно государственных архивов, однако при это не должно нарушаться право народов этих государств на развитие и на информацию об их истории и культурном наследии.

Судьба государственных архивов СССР была урегулирована в связи с его распадом между возникшими в пределах его территории государствами СНГ. Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего СССР от 6 июля 1992 г., заключенное между этими государствами, исходит из принципа целостности и неделимости фондов, образовавшихся в результате деятельности высших государственных структур бывших Российской империи и Союза ССР и хранящихся в государственных архивах за пределами государств - участников соглашения. Они не претендуют на право владения этими документами. Вместе с тем по Соглашению придается важное значение содержанию полноценных архивных фондов государств-участников. Они взаимно признают осуществленный в соответствии с их законодательствами переход под их юрисдикцию государственных архивов и других архивов союзного уровня, включая отраслевые архивные фонды бывшего СССР, находящиеся на их территории. Признается также право на возвращение тех фондов, которые образовались на территории каждой из стран и в разное время оказались за ее пределами.

Когда отсутствует возможность физического выделения комплекса документов, каждое государство-участник Соглашения имеет право доступа к ним и получение необходимых копий. Эти государства признают на своих территориях юридическую силу архивных справок, выданных государственными архивными учреждениями других государств СНГ.

Венская конвенция 1983 г. регулирует также вопросы правопреемства государств в отношении государственных долгов. Для целей регулирования правопреемства государственный долг означает любое финансовое обязательство государства-предшественника в отношении другого государства, международной организации или иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом. Правопреемство в отношении государственных долгов не затрагивает прав и обязанностей кредиторов (ст. 36 Конвенции 1983 г.). иначе говоря, правопреемство, за исключением особых случаев, не наносит ущерба правам тех, кто предоставил кредит. Датой перехода долга к государству-преемнику является момент правопреемства, если договоренностью между заинтересованными государствами или решением соответствующего международного органа не предусмотрено иное.

Когда государства объединяются и образуют одно государство-преемник, к нему переходят государственные долги государств-предшественников.

При разделении государства на несколько частей, и если государства-преемники не договорились об ином, государственный долг переходит к ним в справедливой доле с учетом, в частности, имущества, прав и интересов, которые переходят к ним в связи с государственным долгом. Аналогичное правило, при отсутствии соглашения, применяется, когда происходят отделение части территории государства и образование на ней государства-преемника или когда отделившаяся часть территории объединяется с другим государством, а также когда часть территории передается одним государством другому.

Между бывшими союзными советскими республиками был заключен ряд многосторонних и двусторонних соглашений относительно правопреемства в отношении государственного долга СССР. Основным из них был многосторонний договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов СССР 1991 г., который определил понятие внешнего государственного долга и активов. Однако решить проблему на основе пропорционального распределения долга не удалось.

Неурегулированность проблемы отрицательно сказывалась на развитии финансовых отношений с иностранными государствами и международными организациями. Исходя из этого, Россия в 1993 г. предложила радикальное решение, на основе принципов которого предлагалось заключить двусторонние соглашения. В Постановлении Правительства от 17 мая 1993 г. эти принципы изложены следующим образом. Доли бывших союзных республик определяются с учетом фактического количества государств, подписавших Договор 1991 г. Следовательно, доля долга неучаствующих государств перераспределяется между участниками. Республики передают России обязательства по выплате доли этих государств. В целях компенсации республики передают России свои доли в активах бывшего СССР.

Особый режим установлен Венской конвенцией для нового независимого государства. Никакой государственный долг государства-предшественника не переходит к нему. Иной порядок может быть установлен только путем взаимного соглашения, заключенного с учетом связи между долгом предшественника, относящимся к его деятельности на территории, которая является объектом правопреемства, и имуществом, правами и интересами, которые переходят к новому государству.

Как видно из вышеприведенного мировая практика правопреемства довольно обширна и хорошо отрегулирована. Попытка ООН ввести общие для всех правила правопреемства пока не получила необходимой поддержки. Тем не менее Венские конвенции относительно правопреемства, основываясь на принципе: правила Конвенции применяются в случае отсутствия соглашения сторон относительно правопреемства, не выглядят декларативными бумажками. По своей сути они действуют и без необходимого числа ратификаций.

Литература.

Блатова Н.Т. Международное право. “Юридическая литература”, М., 1987 г.

Кожевников Ф.И. Международное право, “Международные отношения”, М., 1997 г.

“ООН в документах”, “Международные отношения”, М., 1995 г.

Нормативные акты.

Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.

Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г.

ТЕМА:МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО

П Л А Н

1.ВВЕДЕНИЕ

2.Определения терминов: агрессия;аннексия;оккупация;

делимитация;демаркация;оптация;

31.ПОНЯТИЕ И СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА

3.1 Возникновение международного экономического права

3.2 Определение МЭП

3.3 Субъекты МЭП

4.ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА

4.1 Международные договоры

4.2 Решения (рекомендации,постановления) международных

организаций

4.3 Решения межгосударственных экономических конференций

4.4 Международный обычай

5.ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА

5.1 Принцип недискриминации

5.2 Принцип (режим) наиболее благоприятствуемой нации

(наибольшего благоприятствования)

5.3 Национальный режим

5.4 Принцип взаимной выгоды

5.5 Преференциальный режим

7.ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

- 4 -

1. В В Е Д Е Н И Е

Понимание сущности и значения международного права необходимо се-

годня достаточно широкому кругу лиц,поскольку международное право ока-

зывает воздействие практически на все сферы современной жизни. Приме-

нение международного права - важная сторона деятельности всех тех,кто

так или иначе связан с международными отношениями. Однако, и те юрис-

ты,которые напрямую не занимаются международными отношениями, периоди-

чески сталкиваются по роду деятельности с нормативными актами междуна-

родного права и должны правильно ориентироваться при принятии решений

по такого рода делам. Это относится и к следственным работникам при

расследовании хозяйственный преступлений международных корпораций,

фирм,занимающихся внешнеэкономической деятельностью или оперативным

подразделениям,ведущим борьбу с терроризмом и международной преступ-

ностью, и к нотариусам, удостоверяющим юридические действия, касающие-

ся иностранных граждан,находящихся на территории Украины, и т.д.

Окончание второго тысячелетия современной эры в истории челове-

чества совпадает с началом нового этапа развития международного права.

Рассуждения о пользе международного права или сомнения в его необходи-

мости сменяются всеобщим признанием этой правовой системы в качестве

объективной реальности,которая существует и развивается независимо от

субъективной воли людей.

Генеральная Ассамблея ООН приняла в 1989 году резолюцию 44/23

"Десятилетие международного права Организации Объединенных Наций". В

ней отмечается вклад ООН в содействие "более широкому принятию и ува-

жению принципов международного права" и в поощрение "прогрессивного

развития международного права и его кодификации". Признается,что на

данном этапе необходимо укреплять главенство права в международных от-

ношениях,для чего требуется содействовать его преподаванию,изуче-

нию,распространению и более широкому признанию. Период 1990-1999 годов

провозглашен ООН Десятилетием международного права,в течении которого

должно произойти дальнейшее повышение роли международно-правового ре-

гулирования в международных отношениях.

Предложенная ниже тема - "международное экономическое право" -

интересна тем,что позволяет наглядно понять и проследить принципы эко-

номического сотрудничества между народами,имеющими различные обы-

чаи,традиции,религии,государственное устройство и т.п

- 5 -

2.ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

АГРЕССИЯ - (лат.aggressio,от aggredior - нападаю) - в современном

международном праве любое незаконное с точки зрения Совета ООН исполь-

зование силы одной державой против территориальной целостности или по-

литической независимости другой державы или народа (нации).

АННЕКСИЯ (лат.аnnexio) - насильственное присоединение,захват

одним государством всей (или части) территории другого государства или

народа.

ОККУПАЦИЯ (лат.occupatio,от occupo - захватываю,завладеваю) -

1) временное занятие вооруженными силами одного государства части или

всей территории другого государства,главным образомв следствие насту-

пательных военных действий; 2) в Древнем Риме завладение вещами,кото-

рые не имеют владельца,в том числе и земельными участками.

ДЕЛИМИТАЦИЯ - процесс определение сухопутных и водных границ по

договору,как правило, сопредельными государствами.

ДЕМАРКАЦИЯ (франц.demarcation-разграничение) - обозначение ли-

нии государственной границы на местности.

ОПТАЦИЯ (лат.optatio-желание,выбор,от opto - выбираю)- доброволь-

ный выбор гражданства лицом,которое достигло совершеннолетия. Право

оптации обязательно предоставляется населению территории,которая пере-

ходит от одного государства к другому.

3. ПОНЯТИЕ И СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА

3.1 Международно-правовое регулирование экономических, прежде все-

го торговых, взаимоотношений между государствами возникло в глубокой

древности. Торговые отношения с давних пор являются одним из предметов

международных договоров, причем изначально моральным и правовым прин-

ципом признавалось свобода торговых отношений. Еще во II веке н.э.

древнеримский историк Флор отмечал: "Если прерваны торговые сношения,

нарушен союз человеческого рода". Гуго Гроций (ХVII в.) указывал, что

"никто не вправе препятствовать взаимным торговым отношениям любого

народа с любым другим народом". Именно этот принцип jus commercii

-право свободы торговли (торговля понимается в широком смысле) - ста-

новится основополагающим для международного экономического права.

В ХVII веке появляются первые специальные международные торговые

договоры. К ХХ веку сложились некоторые специальные принципы, институ-

ты и международно-правовые доктрины, относящиеся к регулированию эко-

номических взаимоотношений государств: "равных возможностей","капиту-

ляций", "открытых дверей", "консульской юрисдикции", "приобретенных

прав", "наиболее благоприятствуемой нации", "национального режима",

"недискриминации" и др. В них нашли отражение противоречия между инте-

ресами свободы торговли и стремлением к монополизации внешних рынков

или к протекционистскому ограждению собственного рынка.

Появление новых форм международного экономического и научно-тех-

нического сотрудничества в ХIХ-ХХ веках вызвало к жизни новые виды до-

говоров (соглашения о товарообороте и платежах, клиринговые, по вопро-

сам транспорта, связи, промышленной собственности и др.), а также соз-

дание многочисленных международных экономических и научно-технических

организаций. Особенно бурно этот процесс развивался после окончания

второй мировой войны. В Уставе ООН в качестве одной из целей указыва-

ется осуществление международного сотрудничества в решении международ-

ных проблем экономического характера (ст.1).

Во второй половине ХХ века в Европе возникают особые экономичес-

кие интеграционные международные организации - Европейские Сообщества

и Совет Экономической Взаимопомощи. В 1947 году был заключен первый в

истории многосторонний торговый договор - Генеральное соглашение о та-

рифах и торговле (ГАТТ), на базе которого образовалось особого рода

международное учреждение, объединяющее ныне свыше ста государств.

3.2 Международное экономическое право можно определить как от-

расль международного публичного права, которая представляет собой со-

вокупность принципов и норм, регулирующих экономические отношения меж-

ду государствами и другими субъектами международного права.

Предмет МЭП - международные экономические многосторонние и двус-

торонние отношения между государствами, а также другими субъектами

международного публичного права. К экономическим можно отнести торго-

вые,коммерческие отношения, а также отношения в сферах производствен-

ной, научно-технической, валютно-финансовой, транспорта, связи, энер-

гетики, интеллектуальной собственности, туризма и т. п.

В современной правовой литературе западных стран были выдвинуты

две основные концепции МЭП. Согласно одной из них, МЭП - отрасль меж-

дународного публичного права и предметом ее являются экономические от-

ношения субъектов международного права (Г.Шварценбергер и Я.Броунли -

Великобритания: П.Верлоренван Темаат - Нидерланды: В.Леви - США:

П.Вейль - Франция: П.Пиконе - Италия и др.). Господствующей же в нас-

тоящее время в западной литературе можно считать концепцию, по которой

источником норм МЭП является как международное право, так и внутриго-

сударственное, а МЭП распространяет свое действие на все субъекты пра-

ва, участвующие в коммерческих отношениях, выходящих за пределы одного

государства (А.Левенфельд -США: П.Фишер, Г.Эрлер, В.Фикентшер -

ФРГ:В.Фридман, Е.Питерсман - Великобритания: П.Рейтер - Франция и

др.). Эта вторая концепция смыкается и с выдвигаемыми на Западе теори-

ями транснационального права, направленными на то, чтобы уравнять в

качестве субъектов международного права государства и так называемые

транснациональные корпорации (В.Фридман и др.).

В правовой литературе развивающихся стран получила распростране-

ние концепция "международного права развития", которая делает акцент

на особых правах развития наиболее бедных стран.

В отечественной науке В.М. Корецкий еще в 1928 году выдвинул тео-

рию международного хозяйственного права как межотраслевого права,вклю-

чающего регулирование международно-правовых (публичных) и гражданс-

ко-правовых отношений. И.С.Перетерский, с другой стороны, выступил в

1946 году с идеей международного имущественного права как отрасли меж-

дународного публичного права. По пути развития этой идеи пошли даль-

нейшие разработки многих отечественных ученых.

СССР внес солидный вклад в разработку и утверждение многих норма-

тивных актов, лежащих в основе современной концепции МЭП. СССР был

также одним из инициаторов созыва в 1964 году в Женеве Конференции ООН

по торговле и развитию,переросшей в международную организацию (ЮНК-

ТАД).

3.3 Исходя из понимания МЭП как отрасли международного публичного

права, логично считать, что субъекты МЭП те же, что и вообще субъекты

в международном праве. Государства, разумеется, вправе непосредственно

участвовать во внешнеэкономической гражданско-правовой, коммерческой,

коммерческой деятельности. "Торгующее государство", оставаясь субъек-

том международного права, может выступать также как субъект националь-

ного права другого государства, например, заключив с иностранным конт-

рагентом сделку с подчинением ее иностранной юрисдикции. Это, однако,

само по себе не лишает государство присущих ему иммунитетов. Для отка-

за от иммунитетов (в том числе юрисдикционного, судебно-исполнительно-

го) необходимо явно выраженное волеизъявление самого государства.

4. ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА

4.1. Источники МЭП те же, что вообще в международном публичном пра-

ве. Характеристика для МЭП, еще находящегося в стадии становления в

виде особой отрасли права, является обилие рекомендательных норм, име-

ющих своим источником решения международных организаций и конференций.

Особенностью таких норм является то, что они не императивны. Они не

только "рекомендуют", но и сообщают правомерность, в частности, таким

действиям (бездействию), которые были бы неправомерны при отсутствии

рекомендательной нормы. Например, Конференция ООН по торговле и разви-

тию 1964 года приняла известные Женевские принципы, в которых, в част-

ности, содержалась рекомендация о предоставлении развивающимся странам

в изъятие из принципа наиболее благоприятствуемой нации преференциаль-

ных таможенных льгот (скидок с таможенного тарифа). Такие льготы были

бы неправомерны при отсутствии соответствующей рекомендательной нормы.

В современном мире центр тяжести постепенно смещается в сторону

многостороннего экономического сотрудничества. С точки зрения выработ-

ки норм МЭП особо важное значение имеет заключение многосторонних до-

говоров. Именно многосторонние договоры составляют сердцевину МЭП.

Примерами универсальных международных экономических договоров яв-

ляются Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 года, а также

получившие широкое распространение многосторонние соглашения по сырь-

евым товарам.

Однако, несмотря на значение многосторонних связей, в своей по-

давляющей части сотрудничество в экономической сфере осуществляется на

основе двусторонних договоров.

Среди международных договоров, регулирующих двусторонние экономи-

ческие отношения следует выделить договоры общего, рамочного полити-

ческого характера,в частности договоры о дружбе и взаимной помощи. На-

ряду с основными политическими обязательствами сторон в них закрепля-

ются обязательства по расширению экономического сотрудничества, по со-

деиствию заключению коммерческих сделок и т.п.

Но наиболее существенное значение для формирования норм междуна-

родного экономического права имеют некоторые специальные виды между-

народных договоров.

К ним относятся торговые договоры, которые могут именоваться так-

же договорами о торговле и мореплавании и т.п.Главное в них - закреп-

ление, как правило, определенного вида торгово-экономического режима

во взаимных отношениях государств и их физических и юридических лиц.

Это - режим наибольшего благоприятствования,национальный режим,префе-

ренциальный,недискриминации,взаимной выгоды.

С торговлей и другими видами экономического сотрудниечства тесно

связано их валютно-платежное и финансовое обеспечение на основе согла-

шений о международных валютных расчетах и кредитах. Обычной является

практика объединения торговых и валютно-финансовых условий в соглаше-

ниях,именуемых соглашениями либо о товарообороте и платежах. Но могут

заключаться и специальные платежные соглашения,обусловливающие расчеты

в определенных национальных свободно конвертируемых,ограниченно кон-

вертируемых или неконвертируемых валютах.

В клиринговых соглашениях предусматривается взаимный зачет пос-

туплений и расходов во встречных торговых,экономических операциях.

Клиринговые соглашения используются обычно государствами,применяющими

неконвертируемую валюту.

Кредитные соглашения могут существовать в чистом виде - предос-

тавление одним государством другому займа в денежной,товарной или сме-

шанной форме с обязательством погашения займа.

Когда у государства возникает необходимость прибегнуть к коли-

чественным экспортным и импортным ограничениям,используются так назы-

ваемые соглашения о товарообороте,иначе говоря - взаимных поставках

товаров. В таких соглашениях стороны договариваются об определенных

встречных контингентах (квотах) экспортных и импортных поставок това-

ров в физических или стоимостных показателях.

4.2 Немалое число рекомендаций по вопросам экономического сотруд-

ничества принимается органами ООН,а также организациями,входящими в

систему ООН (ЮНКТАД,ЮНИДО и др.).Решения этих организаций и их органов

не носят юридически обязательного характера,но имеют рекомендательную

силу.

Генеральная Ассамблея ООН приняла такие основополагающие акты,как

Хартия экономических прав и обязанностей государств,Декларация о Новом

международном экономическом порядке и программа действия по установле-

нию Нового международного экономического порядка (1974 г.). В этих до-

кументах провозглашаются недискриминационные,взаимовыгодные основы

экономического сотрудничества.

Важными документами Генеральной Ассамблеи ООН являются также ре-

золюции "О мерах укрепления доверия в международных экономических от-

ношениях" (1984) и "О международной экономической безопаснос-

ти"(1985г.).

Постановления ряда региональных экономических учреждений, прежде

всего Европейских Сообществ, могут иметь не только рекомендательною,

но и обязательную юридическую силу.

4.3 Решения межгосударственных экономических конференций.Данные

решения, особенно основные, оформленные в виде заключительных актов

конференций, рассматриваются в теории как особая разновидность многос-

торонних договоров и соответственно могут обладать и рекомендательной,

и обязательной юридической силой. Среди документов международных кон-

ференций, имеющих существенное значение для формирования международно-

го экономического права, особо важным являются содержащиеся в Заключи-

тельном акте Женевской конференции ООН по торговле и развитию 1964 го-

да Принципы, определяющие международные торговые отношения и торговую

политику, способствующие развитию, раздел "Сотрудничество в области

экономики, науки и техники и окружающей среды" Заключительного акта

Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, а также

раздел "Экономическое сотрудничество" в Парижской хартии для новой Ев-

ропы принятой на встрече в верхах в рамках СБСЕ в 1990 году.

4.4 Исторически обычай в качестве источника играл важную роль как

вообще в международном праве, так и в МЭП.

С другой стороны, нельзя не согласиться с точкой зрения об огра-

ниченной роли обычая в области регулирования международных экономичес-

ких отношений, так как поддержание стандартов, которых государства

придерживаются в своих взаимоотношениях, - это не та проблема, к кото-

рой можно подойти через обычное право.

Показательно, что даже такие, казались бы, давно укоренившиеся

основные принципы международного права, как уважение государственного

суверенитета, равноправие государств, обязательное соблюдение междуна-

родных договоров и др., государства до сего времени снова и снова

стремятся закрепить в своих как двусторонних, так и многосторонних до-

кументах.

5. ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА

5.1 К международным экномическим отношениям безусловно применимы

соответствующие общепризнанные принципы международного права.

Наряду с основными принципами международного публичного права в

международных экономических отношениях применяются и специальные прин-

ципы, обусловливающие, в частности, использование определенных торго-

во-политических режимов.

При этом необходимо подчеркнуть,что специальные принципы МЭП но-

сят конвенционный характер,их действенность зависит от включения в

каждом случае в соответствующие международные договоры.

В правовом понимании этот принцип означает право государства на

предоставление ему (а также его гражданам и иным субъектам его нацио-

нального права) со стороны государства-партнера общих условий,которые

не хуже предоставляемых этим государством всем прочим государствам.

Данное право не затрагивает предоставление правомерно применяемых осо-

бых льготных,более благоприятных условий. Иными словами,режим недиск-

риминации означает обязательство не ухудшать для другой страны своих

нормально действующих,общих для всех стран условий.

5.2 Принцип (режим) наиболее благоприятствуемой нации (наибольше-

го благоприятствования) означает юридическое обязательство государства

предоставлять государству-партнеру льготные (наиболее благоприятные)

условия,которые действуют или могут быть введены для любой третьей

страны. Область применения режима наибольшего благоприятствования оп-

ределяется обычно в конкретной оговорке о наибольшем благоприятствова-

нии в том или ином международном договоре. Эта оговорка может расп-

ространяться в общей форме на всю область торговли и судоходства или

на отдельные виды отношений: таможенные пошлины(их льготные став-

ки),транзит,количественные и другие ограничения и запрещения;транс-

портный режим;налоговые,судебные (и т.п.) права физических и юридичес-

ких лиц и т.д.

5.3 Национальный режим предусматривается в некоторых торговых

соглашениях и означает,что,как правило,на основе взаимности физические

и юридические лица иностранного государства полностью приравниваются в

своих правах к национальным физическим и юридическим лицам по отдель-

ным видам правовых отношений. Обычно это касается гражданской правос-

пособности иностранных лиц,включая судопроизводство.

5.4 Принцип взаимной выгоды предполагает,что отношения между го-

сударствами,не являющиеся взаимно выгодными,а тем более кабальные,пря-

мо или косвенно принудительные,не должны иметь места,но должно быть

справедливое распределение выгод и обязательств сравнимого объема.

В сложных межгосударственных,в том числе экономических,взаимоот-

ношениях справедливое распределение выгод и обязательств,разумеется,не

может служить простым эталоном для каждой конкретной сделки,но должно

рассматриваться именно как сбалансированный общий международно-право-

вой принцип.

5.5 Преференциальный режим - это торговые льготы,прежде всего в

отношении таможенных пошлин,действующие между тем или иным государс-

твом или среди группы государств. Актуальным примером является система

преференций,которая в силу рекомендаций Конференции ООН по торговле и

развитию применяется развитыми странами в отношении развивающихся,а

также между самими развивающимися странами. Причем предоставляемые

преференции не считаются нарушением принципа наибольшего благоприятс-

твования.

В прежние времена довольно распространенным,особенно в отношениях

развитых стран с колониальными и полуколониальными,было использование

в договорной практике правовых режимов "равных возможностей","открытых

дверей",капитуляций и т.п. Такого рода условия,противоречащие общеп-

ризнанным принципам международного права,на современном этапе не могут

рассматриваться как правомерные.

7. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Богуславский М.М. Международное экономическое право.- М.,1986 г.

2.Вельяминов Г.М. Правовое урегулирование международной торгов-

ли.- М.,1972г.

3.Вельяминов Г.М. Основы международного экономического права.-

М.,1994.

4.Международное право: Учебник/Отв.ред. Ю.М.Колосов,В.И.Кузне-

цов.- М.:Междунар.отношения,1995.

5.Юридичний словник.- К.: УРЭ.-1983.

Международный Суд, согласно пункту 1 статьи 7 Устава ООН, является одним из главных судебных органов Организации Объединенных Наций. Исходя из статьи 92 Устава ООН Международный Суд является главным судебным органом ООН. Его основное назначение состоит в том, что он должен разрешать любые международные споры, которые будут переданы ему спорящими государствами. В пункте 1 статьи 33 Устава ООН перечислены мирные средства урегулирования международных споров, одним из которых является судебное разбирательство, а именно международный суд, функционирующий постоянно.

Обращение за разрешением международных споров к беспристрастному органу, который выносил бы решения на основе права, далеко не новая идея. Наиболее древняя форма международной юрисдикции - третейские суды, практика применения которых была известна уже народам древнего Востока. В примитивном виде эта форма разрешения споров встречалась довольно часто в средние века. Современная история международного судебного разбирательства начинается с договора Джея, заключенного в 1794 году Великобританией и США. Договор предусматривал создание смешанных комиссий для разрешения ряда споров между этими двумя странами. Комиссия состояла из равного числа членов, назначаемых каждой из сторон и возглавляемых третейским судьей. В XIX веке тенденция к судебному разбирательству международных дел получила дальнейшее развитие. Решающим этапом в ходе эволюции третейского суда стало в 1872 году третейское разбирательство спора между США и Великобританией, касавшегося претензии по делу о крейсере "Алабама", предъявленной США Великобритании в связи с нарушением последней нейтралитета во время гражданской войны в США.

Организационное оформление третейский способ разрешения международных споров получил лишь в начале ХХ века, после первой конференции мира 1899 года в Гааге, созванной по инициативе России. Державы, участвовавшие в конференции подписали Гаагскую конвенцию о мирном разрешении международных споров, в соответствии с которой обязались прилагать максимальные усилия, чтобы обеспечить урегулирование международных разногласий мирными средствами с целью избежать, насколько это возможно, применение силы в отношениях между государствами. Участники Конвенции учредили Постояннуюю Палату Третейского Суда. Хотя Палата была создана как постоянный орган, она не стала постоянно действующим судом в полном смысле этого слова. Конвенция предусматривала составление списка из 150-200 лиц (по 4 судьи от каждого договаривающегося государства), из которого государства могли выбирать одного или более арбитров, образовывавших состав суда для рассмотрения того или иного конкретного спора.

Постоянная Палата Третейского Суда, статус которой был оставлен без изменения второй Гаагской мирной конференцией 1907 года функционирует поныне. Однако деятельность этого органа была и остается малоэффективной. С 1899 года по настоящее время она рассмотрела около двух десятков дел. Деятельность Постоянной Палаты предполагала, что два государства, являющиеся сторонами в споре, преисполнены искреннего желания урегулировать спор. Они должны не только заранее договориться о передаче дела в Суд, но и достигнуть соглашения относительно назначения судей и определения круга вопросов, которые предстоит решить Суду. Совершенно очевидно, что переговоры о заключении такого соглашения могут быть длительными и сложными. Следовательно, как мы видим, неэффективность Постоянной Палаты Третейского Суда заложена в организации деятельности этого органа.

Вторая Гаагская мирная конференция 1907 года учредила два органа: Международную призовую палату и Третейский суд, деятельность которых должна была носить значительно более постоянный характер, чем судопроизводство Постоянной Палаты Третейского Суда. По различным причинам попытки создания этих судов не увенчались успехом, но само решение об их учреждении очень показательно как доказательство стремления государств сделать первый шаг по пути организации процесса судебного разбирательства на межународном уровне. Один из членов делегации США на второй Гаагской конференции высказал следующую мысль по поводу третейского суда, правота которого была впоследствии подтверждена историей: "Суд этого типа будет выносить решение на основании полномочий, данных ему объединенными нациями".[i]

Хронологически первым международным судебным органом стал Центральноамериканский суд. Он был учрежден в 1907 году Гватемалой, Гондурасом, Коста-Рикой, Никарагуа и Сальвадором под прямым политическим давление США. Суд создавался для обеспечения политической стабильности и форсирования политического объединения государств субрегиона. Он просуществовал только десять лет, проявив полную неспособность справиться с поставленными перед ним задачами. Центральноамериканский суд не оказал сколько-нибудь заметного влияния на развитие международного права и практику построения международных судебных органов.

Большое внимание идее постоянного международного органа уделяли русские юристы-международники начиная со Стоянова. Особое значение в разрешении этого вопроса имеет труд Л.Камаровского о международном суде. В этой работе впервые в мировой юридической литературе даются теоретические основания и формулируются общие организационные начала деятельности постоянного международного суда. Л.Камаровский обосновывает необходимость международного суда, исходя из начала сочетания суверенитета и международного общения. Международное общение означает равенство и взаимность в отношениях между государствами. В конечном счете, постоянный международный суд мыслится как межгосударственный, а не надгосударственный орган.

Л.Камаровский полагал, что постоянный международный суд должен быть основан на следующих организациооных принципах: независимость суда, коллегиальность, состязательность, публичность, кассационность, деление на департаменты по характеру международных дел. Исходя из принципа суверенитета, обращение в суд должно быть добровольным для государств. Из компетенции суда должны быть полностью исключены все внутренние дела государств. Решение суда должно носить обязательный характер. Принуждение возможно, но ограничено. Недопустима передача вооруженных сил в ведение суда.

Впоследствии выдвинутые Л.Камаровским положения об организации и основных принципах деятельности международного суда были использованиы при организации международной юстиции.

Практически создать международный суд стало возможным только после первой мировой войны.

Фактически история международных судебных органов ведет отсчет от Постоянной палаты международного правосудия при Лиге наций - первого универсального международного судебного органа общей компетенции. Создание в 1920 году Постоянной Палаты Международного Правосудия, предусмотренной статьей 14 Статута Лиги Наций, ознаменовало большой шаг вперед в области судебного разрешения международных споров. Постоянная Палата Международного Правосудия представляла собой судебный орган в полном смысле этого слова и в любой момент была готова к выполнению своих функций. Однако, как и в случае с Постоянной Палатой Третейского Суда, ее компетенция полностью зависела от согласия сторон в споре. С другой стороны, то обстоятельство, что новый судебный орган был открыт для государств в любое время, позволил им признавать юрисдикцию суда не только при рассмотрении какого-то конкретного спора, но и всех споров, которые могут возникнуть в будущем, то есть до возникновения какого-либо спора, а следовательно, в то время, когда будующие стороны еще не были разделены несогласием. Таким образом, Палата обладала факультативной юрисдикцией. Вместе с тем предусматривалась возможность наделения Палаты обязательной компетенцией. К 1939 году обязательную юрисдикцию Палаты в той или иной мере признавали 65 государств. За все время ее фактического существования (то есть с января 1922 года по февраль 1940 года) на рассмотрение Палаты было передано 79 дел, а за исключением 12 прекращенных и 2 просьб об интерпретации - 65 дел.[ii] В подавляющем большинстве случаев речь шла о внутриевропейских спорах и проблемах, игравших относительно небольшую роль в развитии многосторонних и двусторонних международных отношений. Помимо осуществления правосудия, то есть вынесения решений по спорным делам, Постоянная Палата была вправе высказывать свое мнение по юридическим вопросам по просьбе Совета и Ассамблеи Лиги Наций. Таким образом, впервые появился международный суд общего характера, и государство могло в одностороннем порядке возбудить в нем дело против другого государства, причем стороны в споре не должны были приходить в предварительном порядке к соглашению о сотаве суда и о тех вопросах, которые должны были быть представлены не его рассмотрение.

На основании статьи 14 Статута Лиги Наций в 1920 году Советом Лиги Наций была образована специальная комиссия юристов, которая выработала проект Статута суда, который был одобрен в декабре того же года Советом и Ассамблеей Лиги Наций. В 1921 году состоялось избрание судей - членов Постоянной Палаты Международного Правосудия. Судьи избирались сроком на девять лет. Вначале суд состоял из одиннадцати судей и четырех заместителей, затем число судей было доведено до пятнадцати. Советский Союз не был участником протокола о подписании статута Палаты и не признал ее компетенцию и после вступления в Лигу наций в 1934 году.

Первое заседание Постоянной Палаты Международного Правосудия состоялось в 1922 году. Деятельность этого судебного органа была прервана во время второй мировой войны, а в 1946 году Постоянная Палата Международного Правосудия была распущена в связи с прекращением деятельности Лиги наций. Вклад Палаты в мирное разрешение межгосударственных споров оказался довольно скромным. Выносимые ею решения и консультативные заключения были далеки от беспристрастности.

Международный Суд Организации Объединенных Наций

В соответствии с Уставом ООН в 1945 году был учрежден новый судебный орган - Международный Суд. Согласно статье 92 Устава ООН, Международный Суд является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Его учреждение означало реализацию пункта 1 статьи 33 Устава ООН в той части, которая предусматрела в качестве одного из мирных средств разрешения международных споров возможность организации судебного разбирательства.

Статут Международного Суда вместе с главой ХIV Устава ООН, неотъемлемой частью которого он является, был разработан на конференции в Думбартон-Оксе (1944 год), в Комитете юристов в Вашингтоне и на конференции в Сан-Франциско 1945 года.

За исключением незначительных изменений, большая часть которых носит чисто формальный характер, Статут Международного Суда тождественен Статуту Постоянной Палаты Международного Правосудия.

Согласно Статуту, подписанному 26 июня 1945 года и вступившему в силу 24 октября того же года, Международный Суд является главным судебным органом ООН. Значение и место Суда в рамках ООН хорошо отразил в своей инаугурациооной речи 18 апреля 1946 года, тогдашний председатель Генеральной Ассамблеи Статута Суда господин Спаак: "Уважаемые члены Суда! Я не рискну заявить, что Международный Суд является самым важным органом ООН, но мне кажется, можно утверждать, что нет иного более важного органа. Конечно, Генеральная Ассамблея является более многочисленной, Совет Безопасности - более эффективным, возможно деятельность ЭКОСОС более постоянна и разнообразна. Ваша работа будет, скорее менее заметной, но я убежден, что она исключительна по своей значимости. Лично я надеюсь, что с каждым днем ваши обя занности будут становиться все более важными."[iii] Все члены ООН являются одновременно участниками Статута Суда, а не члены ООН могут стать такими участниками на условиях, определяемых Генеральной Ассамблеей ООН по рекомендации Совета Безопасности (статья 13 Устава ООН). Суд открыт для каждого отдельного дела и для других государств-неучастников Статута на условиях, определяемых Советом Безопасности (статья 35 Статута).

Состав Суда

Международный Суд состоит из пятнадцати человек, образующих коллегию независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права (статьи 2 и 3 Статута).

Кандидаты в члены Суда выдвигаются в каждом государстве так называемыми "национальными группами",состоящими из членов Постоянной палаты третейского суда. Если то или иное государство не участвует в Палате, то оно образует национальную группу специально для выдвижения кандидатов в члены Международного Суда. Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности из числа лиц, внесенных в список по предложению национальных групп Постоянной палаты третейского суда.

Условия, на которых государство - участник Статута, но не член Организации Объединенных Наций может участвовать в избрании судей, определяются при отсутствии особого соглашения Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Соответствующая резолюция была принята Генеральной Ассамблеей 8 октября 1948 года. Согласно этой резолиции, все государства - члены и не члены ООН находятся в одинаковых условиях при выдвижении кандидатов в судьи и при их избрании. С октября 1948 года Швейцария, не являющаяся членом ООН, принимает участие в избрании судей.

Суд избирает Председателя и Вице-председателя на три года с правом их переизбрания. Выборы производятся тайным голосованием на основе принципа абсолютного большинства. Если Председатель является гражданином государства-стороны в деле, рассматриваемом судом, он уступает председательство. То же правило применяется как к вице-председателю, так и к тому из членов суда, который будет призван осуществлять функции председателя.

Суд абсолютным большинством голосов, тайным голосованием избирает своего секретаря на семилетний срок с правом переизбрания. В таком же порядке избирается заместитель секретаря.

Функции секретаря суда весьма обширны и определены подробно в Статуте и Регламенте Суда. Деятельность секретариата Суда осуществляется в четырех сферах:

- судебная, заключающаяся, например, в подборке различных судебных и исторических прецедентов, законодательных и договорных текстов, а также мнений юристов;

- дипломатическая, заклчающаяся, в частности, в разного рода сообщениях от имени суда;

- административная и финансовая, касающаяся, например, вопросов персонала, помещений, подготовки бюджета и т.п.;

- лингвинистическая - выполнение работы по редактированию и переводу различных документов. Подробный статут персонала секритариата суда был утвержден судом 14 марта 1947 года.

Кроме пятнадцати членов Суда, при разборе отдельных дел могут принимать участие так называемые судьи ad hoc, то есть судьи, избираемые в соответствии со статьей 31 Статута по выбору государства-стороны в споре, если оно не представлено в судебном присутствии. В случае, если в составе судебного присутствия находится судья, состоящий в гражданстве одной стороны, любая другая сторона может избрать для участия в заседании в качестве судьи ad hoc по данному делу лицо по своему выбору.

Судьи ad hoc не являются постоянными членами Суда и участвуют в заседании только по конкретным делам для рассмотрения которых они назначены. Судьи ad hoc принимают участие в разбирательстве дела на равных правах с другими членами Суда.

Суд может также пригласить асессоров для участия в заседании по рассмотрению определенного дела. В отличие от судей ad hoc, асессоры не имеют право голоса и избираются самим Судом, а не сторонами. Суд может также поручить другому лицу или организации по своему выбору производство расследования или зкспертизы.

Процедура Суда

Суд расположен в Гааге, однако, это не препятствует ему выполнять свои функции в любом другом месте. Согласно пункту 1 статьи 23 Статута Суд заседает постоянно, за исключением судебных вакаций, сроки и длительность которых устанавливаются Судом.

Члены Суда обязаны находиться в распоряжении Суда во всякое время, за исключением времени нахождения в отпуске и отсутствия по причине болезни или по иным серьезным основаниям.

Заседания Суда происходят в полном составе, кроме случаев, специально предусмотренных в Статуте. Для образования судебного присутствия достаточен кворум в девять судей. В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Суд составляет Регламент, который определяет порядок выполнения им своих функций, и, в частности, устанавливает правила судопроизводства.

На первом заседании Международный Суд принял без существенных изменений в качестве своего Регламента Регламент суда-предшественника. Некоторые поправки к Регламенту были приняты 10 мая 1972 года, они вступили в силу в сентябре 1972 года, а 14 апреля 1978 года Международный Суд утвердил полностью пересмотренный Регламент, который стал действовать с 1 июня того же года. Изменения были внесены, в частности, с целью упростить и ускорить судопроизводство в той степени, в какой это зависит от Суда, обеспечить большую гибкость в работе Суда и уменьшение судебных издержек.

Производство в Суде ведется на французском либо на английском языках, хотя каждая сторона в деле может пользоваться и другим языком, переводя речи и документы на один из двух официальных языков.

Каждое дело проходит, как правило, две стадии - письменную и устную.

Письменная стадия длится обычно несколько месяцев, поскольку требуется предоставление каждой из сторон в деле письменных объяснений-меморандумов. Как правило, дело начинается передачей в Суд соглашения двух государств так называемого компромисса о разбирательстве дела в Суде.

Если государ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: