Лекция 3. Р/А расчетных операций

1. значение задачи ревизии аудита расчетных операций
2. ревизия / аудит расчетов с бюджетом
3. ревизия / аудит расчетов с дебиторами и кредиторами
4 ревизия / аудит расчета с подотчетными лицами

2 вопрос:

Гос. бюджет - централизованный фонд, который республика использует на содержание органов гос. управления, обороны и др. цели. В условиях рыночной экономики расширяется взаимоотношения предприятий и фирм различных форм собственности с бюджетом. При проверке расчетов с бюджетом ревизор должен помочь организации избежать (фин мотель) связан(ых) с санкциями, налагаемыми налоговыми службами, ввиду неправильного исчисления и не своевременно перечисления платежей в бюджет. В связи с этим особенно тщательно необходимо проверить правильность составления соответствующих расчетов платежей в бюджет, фонды и своевременность их перечисления в соответствии с существующим в РБ законодательством. Перечень перечисления в бюджет и фонды регламентируется законодательно, а порядок осуществления расчетов по отдельным видам платежей, в соответствии с методическими указаниями Минфина РБ.

Т.к. местные налоговые инспекции осуществляют систематические проверки состояния расчетов предприятия с бюджетом, то в процессе проверки необходимо изучить акты проверок, произведенных налоговыми инспекциями, и выяснить, имеются ли претензии к проверяемой организации.

Общие задачи контроля:
- установление по всем видам платежей в бюджет и фонды правильности исчисления суммы платежей, своевременность взносов перечисления причитающихся сумм
- выяснение причин просрочки платежей, и за чей счет отнесена уплаченная пеня
- какие меры приняты к лицам, виновным в несвоевременном перечислении средств и мероприятия по предотвращению допущенных нарушений

Основными источниками информации для контроля расчетов:
- справки и расчеты по отдельным видам платежей
- декларации
- выписки учреждений банка и приложенные к ним первичные документы о перечислении причитающихся сумм в бюджет
- акты проверок
- бух. записи по счетам или соответствующие машинограммы

В процессе проверки следует уточнить правильность выведения оборотов и сальдо по каждому виду платежей на конец отчетного проверяемого периода. Для этого данные аналитического учета по каждому виду платежей сопоставляют с записями в ж/о, соответствующей машинограмме и Главной книге.

Своевременность и полноту расчетов с бюджетом можно установить проверкой выписок банка и приложенных к ним первичных платежных документов. При расхождении в записях и выявлении случаев допущения неточностей расчетов с бюджетом, нужно установить их характер и принять меры к их устранению, выявить, уплатила ли организация штрафы, пени за неправильное определение размера платежей или их просрочку. Особо следует выделить случаи, когда взыскание средств в бюджет было связано с необоснованным включением в с/с затрат перерасхода материальных ценностей сверх потребности и т.д. или с использованием ресурсов не по назначению.

3 вопрос:

Основными задачами, которые ставятся при проведении Р/А дебиторской, кредиторской задолженности являются проверки:
- соответствие отражения в учете дебиторской и кредиторской задолженности и реализации, принятой в учетной политике
- реальности существования и правильного полного отражения в учете деб. и кред. задолженности
- развернутого приведения в балансе остатков по счетам расчетов
- по аналитическим счетам, имеющим деб. сальдо в активе и кредитовое в пассиве
- проведение в конце отч. периода инвентаризации задолженности, реальности погашения задолженности
- какие меры предпринимались руководством организации для ее погашения
- проверка того, что организация учета расчетов позволяет сгруппировать суммы задолженности по срокам погашения
- законность осуществления расчетов по задолженности через третьих лиц
- особое внимание следует уделить проверке расчетов по векселям

Для обеспечения эффективности контроля аналитической учет расчетов с покупателями должен вестись по каждому покупателю и по каждому договору с учетом каждого, предъявленного к оплате счета, и должен обеспечить получение данных по возникновению задолженности по срокам способам ее погашения.

Для эффективности контроля регистры расчетов с покупателями должны содержать:
- наименование покупателей, их юрид. адреса
- номера и даты заключения договоров
- форма оплаты
- номера, даты выписки отгрузочных документов, с/ф
- дата и время поступления отгрузочных документов в фин. отдел / бухгалтерию
- порядок оплаты (календарные даты погашения задолженности и соответствующие им денежные суммы)

Контроль регистров аналитического учета покупателей, проводимый аудитором, позволяет выявить превышение критического уровня деб. задолженности покупателя, неустанные при санкционировании отгрузки, а также просроченную задолженность, по которой не приняты меры к взисканию.

Наряду с этим сверка оплаченных сумм и числящиеся задолженности позволяют выявить полноту и своевременность погашения задолженности, неверные записи по статьям дебиторов, неучтенную ранее деб. задолженность покупателей и, соответственно, неучтенные поставки.

О факте поступления от покупателей денежных сумм в оплату отгружённой продукции банк уведомляет в банковской выписке с приложением оправдательных документов. Поэтому, с тем, чтобы выявить достоверность погашенных сумм, проверяющий, выборочным методом, по наиболее значительным суммам, осуществляет контроль полноты перечисленных покупателем сумм, сверяя поступившие от покупателя суммы по выписке банка с суммами, отраженными прилагаемых к ней первичных документов.

В качестве основных причин несвоевременно поступления оплаты и, как следствие, невыполнение плана поступления денежных средств, можно выделить:
- несвоевременное поступление в фин. отдел / бухгалтерию документов, подтверждающих отгрузки
- несвоевременное представление их в банк
- несвоевременная выписка и высылка покупателям счетов
- ошибка в планировании документооборота
- отказ покупателей от оплаты (или частичный)
- их неплатежеспособность или платежная недисциплинированность

Ревизору, аудитору следует проверить качество проведенной инвентаризации расчетов, а в ряде случаев - произвести встречную проверку.

В целях повышения эффективности системы контроля рекомендуется ежемесячно производить выверку задолженностей покупателей. Причем, данные выверки следует производить независимо от выверки дебиторской задолженности, осуществляемой аппаратом бухгалтерии в целях бух. контроля в рамках проведения обязательной ежегодной инвентаризации имущества и фин. обязательств организации перед составлением годового отчета.

Всем покупателям по установленному порядку финансовым отделом направляются акты сверки, в которых содержится просьба к покупателю рассмотреть и подтвердить данные по задолженности и по порядку ее погашения в течение со дня получения акта при наличии разногласий - указать их причины. При этом следует отметить, что акт сверки должен составляться в двух экземплярах: первый - для покупателя, второй - должен регистрироваться в спец. журнале и храниться в картотеке в целях последующего контроля своевременности и полноты выверки задолженности. В случае, если подобная выверка не применяется на предприятии, проверяющему следует рекомендовать ее клиенту в качестве дополнительного оперативного метода контроля платежной дисциплины покупателей, предупреждающего неплатежи.

Контроль за деб. задолженностью включает в себя ранжирование ее по срокам возникновения. Наиболее распространенная классификация предусматривает следующие группировки в днях:
0-30
31-60
61-90
91-120
свыше 120

Особое внимание следует уделять изучению деб. задолженности с длительными сроками и, прежде всего, просроченными.

В ходе проверки на предприятии в обязательном порядке должна быть проанализирована обоснованная оценка вероятности взыскания задолженности.

Следует иметь в виду, что иногда предприятие пытается искусственно сформировать деб. задолженность, нереальную для взыскания, полагая, что тем самым могут избежать включения в базу, облагаемую налогом. При проведении ревизии нельзя исключить рассмотрение сформировавшейся кредиторской задолженности. Проверяющему следует проанализировать и оценить структуру кредиторской задолженности по срокам ее погашения, по удельному весу отдельных крупных кредиторов, по типам кредиторов и по качеству. Необходимо проанализировать и оценить возможности:
- погашения задолженности предприятия
- проведения реструктуризации задолженности
- ликвидации задолженности по оплате
- снижение неденежных форм расчетов

4 вопрос:

Р/А расчетов с подответными лицами проводится сплошным порядком - проверке подлежат все расчеты с подответными лицами в хронологическом порядке, включая контроль за проведением операциями по расходу денежных средств на операционно-хозяйственные нужды.

Приступая к проверке расчетов с подответными лицами проверяющий должен проверить остатки подответных сумм по счету "Расчеты с подответными лицами" и сопоставить их с Главной книгой по данному счету на 1-он число месяца начала проверки (ревизии) и установить сроки образования задолженности. При наличии расхождении необходимо установить их причины и одновременно проверить, все ли денежные средства, выданные под отчет из кассы, с р/с или др. счетов в ж/о 2, 3, 7 или соответствующих машиннограммах.

На следующем этапе необходимо установить, имеется ли у проверяемой организации, утвержденный руководителем организации список лиц, которым выдаются суммы под отчет. Затем проверяется, соблюдается ли установленный порядок сдачи наличных денег под отчет. При этом проверяющий должен знать, что организация имеет право выдавать наличные деньги под отчет на операционно-хозяйственные и др. цели в размере и на сроки, определяемые руководителем организации, но не более предельного размера, установленного обслуживающим учреждением банка. В соответствии с ЗД РБ - на сроки не более трех рабочих дней, проводимые в месте нахождения в организации, и не более 10 рабочих дней, производимые вне места нахождения организации.

Выдача наличных на расходы, связанные со служебными командировками, осуществляется в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели.

Лица, получившие наличные деньги под отчет обязаны не позднее 3-х рабочих дней по истечении срока командировки, на который они выданы или со дня возвращения из командировки предъявить в бухгалтерию организации отчет об израсходованных суммах и возвратить при необходимости в кассу неиспользованные денежные средства. Проверяющий устанавливает, соблюдаются ли размеры выдаваемых под отчет сумм на операционно-хозяйственные и командировочные расходы, не выдаются ли новые авансы подответным лицам, не отчитавшимся по ранее полученным суммам, расходуются ли по целевому назначению, не числятся ли задолженности за лицами, уволенными с работы.

На следующем этапе проверяются авансовые отчеты и устанавливается:
- своевременно ли они предъявляются подотчетными лицами
- все ли требуемые реквизиты заполняются
- имеются ли соответствующие подписи

При авансовых отчетах, принятых к оплате могут быть различные счета и др. документы, оплачиваемые частными лицами за выполненные ими различные виды работ и др. расходы на месте командировки. В связи с указанным, необходимо проверить оплаченные счета, трудовые соглашения и договоры подряда и установить, имеется ли в них адреса, ФИО частных лиц, которым производилась выдача наличных денег, а также серии и номера паспортов, место и времени их получение. Устанавливается также реальность и законность оплаченных сумм по указанным документам.

С проверкой авансовых отчетов одновременно проверяется отражение израсходованных сумм на счетах б/у. При проверке авансовых отчетов по командировках в пределах РБ устанавливается:
- соблюдается ли установленный порядок назначения и оформления командировок
- представляется ли командированными работниками письменные отчеты о результатах командировки
- утверждаются ли отчеты руководителем организации
- подтверждаются ли авансовые отчеты необходимыми оформленными документами
- не оплачиваются ли расходы по командировкам (суточные, проездные, квартирные) в завышенных размерах
- правильно ли списываются расходы по командировкам на соответствующие счета.

При проверке надо обратить внимание на правильность оформления командировочных удостоверений и установить, имеется ли на них отметки о пребывании в пунктах командировки, и нет ли подчисток или неоговоренных исправлений. С этой целью даты на командировочном удостоверении сверяются с датами на проездных билетах.

При командирование водителей их командировочные удостоверения должны быть сверены с путевыми листами. Необходимо проверить:
- имеется ли в организации журнал регистрации командировок
- утверждено ли приказом лицо, на которое возложено его ведение

На след. этапе необходимо установить правильность возмещения и оплаты командировочных расходов (суточных, проездных, квартирных и др.). Приступая к проверке данного вопроса проверяющий должен знать, что срок командировки работника определяется нанимателем и не может превышать 30 календарных дней, не считая времени нахождения в пути. Продление срока командировки допускается с разрешения нанимателя не более, чем на 10 дней. Срок командировки рабочих, руководителей специалистов для выполнения монтажных, наладочных, строительных работ не должен превышать одного года.

При проверке возмещения расходов необходимо руководствоваться нормами возмещения командировочных расходов, утвержденных Минфином РБ. При этом проверяющий должен знать, что расходы по проезду к месту служебной командировками обратно, к месту постоянной работы возмещаются в размере стоимости, представленных подоенных проездных документов, включая расходы на бронирование. В исключительных случаях при перешагнете транспортном сообщении в пределах одного административного района с разрешения нанимателя оплата за проезд может быть компенсирована без предъявления проездных документов по минимальной стоимости проезда. Оплачиваются также расходы по проездов транспортом общего пользования, кроме такси, к станции пристани, аэропорту, если они находятся за чертой населенного пункта.

Расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями возмещаются командированным работникам при проезде к месту командировки и обратно, в плацкартах, купейных или мягких вагонах без предъявления подтверждающих документов.

Расходы по найму жилого помещения, исключая время нахождения в пути, должны возмещаться в размере подлинных оплаченных счетов, квитанций и др. документов, которые подтверждают фактически понесенные расходы. Возмещение расходов за пребывание в номерах-Люкс допускаются в исключительных случаях с разрешения нанимателя.

Если в стоимость номера включены в дополнительные услуги (! пользование телевизором), они подлежат возмещению на основании подтверждающих документов. Если командированный работник не представил подтверждающих документов по найму жилого помещения, они возмещаются в размерах, установленных Минфином РБ.

Водителям грузовых автомобилей и работников, командированных вместе с ними, которые останавливаются в соответствии с графиком движения пути следования на отдых и не представившим оплаченных счетов, расходы по найму жилого помещения за время в пути подлежат возмещению на общих основаниях. Суточные за каждый день нахождения в командировке возмещаются по нормам, которые установлены Минфином РБ. Суточные за время нахождения в пути выплачиваются в тех же размерах, что и за время пребывания в месте служебной командировки


Лекция 4 не сохранилась



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: