Глоссарий
Форма по Аристотелю — суть и предназначение вещи,нет вещи без формы. Аристотель заменил лат. термин эйдос греч. термином форма.
Материя по Аристотелю — реальное вещество,обладающее физическими характеристиками.
Движение по Аристотелю — процесс осуществления возможного в реальность.
Вещь по Аристотелю — это овеществленная форма с целевым назначением.
Добродетель — представляет собой меру, золотую середину между двумя крайностями: избытком и недостатком, "способность поступать наилучшим образом во всём, что касается удовольствий и страданий, а порочность — это её противоположность". Это внутренний порядок или склад души; порядок обретается человеком в сознательном и целенаправленном усилии.
Ум (Нус) — это Аристотелевский Бог, высшая, вечная, неподвижная сущность. Являясь неподвижным,Ум даёт импульс движению в реальном мире.
Энтеле́хия (греч. ντελέχια «осуществленность», от ντελής, «законченный» и χω, «имею») — в философии Аристотеля — внутренняя сила, потенциально заключающая в себе цель и окончательный результат; например, сила, благодаря которой из грецкого ореха вырастает дерево.
|
|
Душа есть, по Аристотелю, первая энтелехия организма, в силу которой тело, располагающее лишь «способностью» жить, действительно живёт, пока оно соединено с душою. Душа неотделима от тела, но сама имматериальна, нетелесна. То, благодаря чему мы живём, ощущаем и размышляем, — это душа.
Категории — это наиболее общие и фундаментальные понятия философии, выражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории образовались как результат обобщения исторического развития познания.
Силлогизм (греч. syllogismós), вид дедуктивного умозаключения, две посылки и заключение которого имеют одну и ту же субъектно-предикатную структуру.
Перипате́тики (от греч. περιπατέω — прогуливаться, прохаживаться) — ученики и последователи Аристотеля, его философская школа. Название школы возникло из-за привычки Аристотеля прогуливаться с учениками во время чтения лекций.
Другое название школы — Лике́й (др.-греч. Λύκειον; в средневековом или традиционном латинском произношении — Лице́й) — по названию расположенного вблизи от гимнасии, где преподавал Аристотель, храма Аполлона Ликейского, в восточной части древних Афин. Основана в 335/4 г. до н. э. В средневековье перипатетиками называли схоластов. Начиная с 9-го века перипатетизм был воспринят и получил развитие в работах арабоязычных мыслителей.
Эллинистическая философия — последний период развития философии Древней Греции, последовавший за Аристотелем. Эпоха эллинизма — период в истории стран Восточного Средиземноморья между 323 г. по 30 г. до н.э.
|
|
Для эллинистической школы характерно:
• распространение антиобщественной философии киников;
• зарождение стоического направления философии;
• деятельность "сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.;
• философия Эпикура и пр.
Отличительные черты эллинистической философии:
• кризис античных моральных и философских ценностей;
• снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами, уважения к ним;
• отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам;
• поиск физической и духовной опоры в самом себе;
• стремление к отрешению от действительности;
• преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур);
• признание высшим благом — счастья и удовольствия отдельного
человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур).
Основные школы: