Место социологии духовной жизни в системе социологического знания

СОЦИОЛОГИЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ - ОТРАСЛЕВАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

ГЛАВА 1

Современная структура социологического знания представлена теоретической социологией, состоящей из теоретико-методологического знания и эмпирической социоло­гии, включающей в себя три уровня специальных социологиче­ских теорий, подразделяющихся на обобщающие, основные и частные.

Социология духовной жизни является одной из четырех обобщающих отрас­левых социологических теорий. На этом уровне, кроме непосредственно духовной жизни, в центре внимания оказывается духовная сфера общества.

Духовная сфера общества, как и любая другая, включает:

а) определенную постоянно возобновляющуюся потребность;

б) субъектов и их совместную деятельность для удовлетворения этой потребности;

в) средства для осуществления этой деятельности;

г) ее продукты или результаты, объективированные каким-нибудь образом;

д) отношения субъектов к соответствующим средствам и продуктам или результатам, а также между этими субъектами;

е) общественное управление соответствующей совместной деятельностью.

Духовная сфера изучается как активная творческая деятель­ность людей по освоению и преобразованию мира. Содержанием этой деятельности являются производство, хранение, распреде­ление и потребление духовных ценностей и идеальных смыслов.

К основным областям процесса духовной жизни относят религию, науку, образование, идеологию, массовую коммуникацию, мораль, культурно-просветительную деятельность, литературу, искусство.

Что касается со­циологии духовной жизни, то она представлена социологией образования, социологией культуры, социологией религии, социо­логией коммуникации, социологией науки и т. д., в рамках кото­рых изучаются конкретные области духовной сферы.

Согласно предложенной модели социологического знания ду­ховная жизнь имеет место и может рассматриваться на всех уров­нях социологического знания. Самым высоким из них выступает теоретический уровень, т.е. уровень общесоциологической тео­рии, в рамках которой раскрывается духовная жизнь как реаль­ный процесс жизнедеятельности. На уровне отраслевых социоло­гических теорий обосновывается ее место в социологической структуре общества. На данном уровне духовная жизнь рассмат­ривается в относительной целостности и нерасчлененности, глав­ным образом в плане соотношения с другими сферами.

Выяснение специфики духовной жизни как относительно са­мостоятельной общественной сферы осуществляется на уровне специальных отраслевых социологических теорий. Здесь главное внимание сосредоточивается на раскрытии ее областей, на связях и отношениях между ними, на их функциях.

Наконец, реальные явления и процессы духовной жизни ис­следуются на уровне частных социологических теорий, посредством социологических исследований, целью ко­торых является анализ явлений духовной жизни предметно, с вы­сокой степенью детализации, во всей их конкретной данности.

Современная социология в последнее время все больше уде­ляет внимания духовной сфере общества, все чаще склоняется к трактовке самой себя как социологии жизни вообще и социоло­гии духовной жизни в частности. При этом она оперирует показа­телями отношений людей к реальным проблемам, ситуациям, ко всему тому, что происходит в обществе, в котором они работают и живут, и взаимодействий между ними.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: