СОЦИОЛОГИЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ - ОТРАСЛЕВАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
ГЛАВА 1
Современная структура социологического знания представлена теоретической социологией, состоящей из теоретико-методологического знания и эмпирической социологии, включающей в себя три уровня специальных социологических теорий, подразделяющихся на обобщающие, основные и частные.
Социология духовной жизни является одной из четырех обобщающих отраслевых социологических теорий. На этом уровне, кроме непосредственно духовной жизни, в центре внимания оказывается духовная сфера общества.
Духовная сфера общества, как и любая другая, включает:
а) определенную постоянно возобновляющуюся потребность;
б) субъектов и их совместную деятельность для удовлетворения этой потребности;
в) средства для осуществления этой деятельности;
г) ее продукты или результаты, объективированные каким-нибудь образом;
д) отношения субъектов к соответствующим средствам и продуктам или результатам, а также между этими субъектами;
|
|
е) общественное управление соответствующей совместной деятельностью.
Духовная сфера изучается как активная творческая деятельность людей по освоению и преобразованию мира. Содержанием этой деятельности являются производство, хранение, распределение и потребление духовных ценностей и идеальных смыслов.
К основным областям процесса духовной жизни относят религию, науку, образование, идеологию, массовую коммуникацию, мораль, культурно-просветительную деятельность, литературу, искусство.
Что касается социологии духовной жизни, то она представлена социологией образования, социологией культуры, социологией религии, социологией коммуникации, социологией науки и т. д., в рамках которых изучаются конкретные области духовной сферы.
Согласно предложенной модели социологического знания духовная жизнь имеет место и может рассматриваться на всех уровнях социологического знания. Самым высоким из них выступает теоретический уровень, т.е. уровень общесоциологической теории, в рамках которой раскрывается духовная жизнь как реальный процесс жизнедеятельности. На уровне отраслевых социологических теорий обосновывается ее место в социологической структуре общества. На данном уровне духовная жизнь рассматривается в относительной целостности и нерасчлененности, главным образом в плане соотношения с другими сферами.
Выяснение специфики духовной жизни как относительно самостоятельной общественной сферы осуществляется на уровне специальных отраслевых социологических теорий. Здесь главное внимание сосредоточивается на раскрытии ее областей, на связях и отношениях между ними, на их функциях.
|
|
Наконец, реальные явления и процессы духовной жизни исследуются на уровне частных социологических теорий, посредством социологических исследований, целью которых является анализ явлений духовной жизни предметно, с высокой степенью детализации, во всей их конкретной данности.
Современная социология в последнее время все больше уделяет внимания духовной сфере общества, все чаще склоняется к трактовке самой себя как социологии жизни вообще и социологии духовной жизни в частности. При этом она оперирует показателями отношений людей к реальным проблемам, ситуациям, ко всему тому, что происходит в обществе, в котором они работают и живут, и взаимодействий между ними.