Тема: ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ШКОЛЫ, СВЯЗАННОЕ СО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ
Перечислите основные недостатки конструкций из алюминиевых сплавов.
Стоимость алюминиевых конструкций в несколько раз выше стальных. Модуль упругости алюминиевых сплавов приблизительно в три раза меньше, чем стали. Поэтому угроза прогибов алюминиевых балок и ферм при прочих равных условиях в три раза больше, чем стальных. Поскольку коэффициент линейного расширения почти в два раза больше, то необходимо частое устройство температурных швов.
Также следует учесть, что в местах контакта алюминиевых сплавов с другими материалами легко возникает электрохимическая коррозия, поэтому поверхности, соприкасающиеся со сталью или бетоном, нужно обязательно изолировать (окраска или применение прокладок из пластмассы и других материалов).
Представление о ЗОТ может быть соотнесено с основными проблемами школы, связанными с заботой о здоровье учащихся, для решения которых, собственно, и используются здоровьесберегающие технологии. К таким проблемам можно отнести следующие:
|
|
1) учебные перегрузки учащихся, приводящие их к состоянию переутомления;
2) «школьные стрессы»;
3) распространение среди учащихся вредных привычек, зависимостей;
4) неправильная организация физической активности учащихся, профилактики гиподинамии;
5) питание школьников во время их пребывания в образовательном учреждении;
6) предупреждение патологических нарушений, непосредственно связанных с образовательным процессом («школьных болезней»);
7) низкий уровень культуры здоровья учащихся, недостаток знаний по вопросам здоровья;
8) необходимость сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей;
9) некомпетентность педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий.
Системный подход предполагает два важных условия решения этих проблем для достижения объединяющей их цели: сохранения и укрепления здоровья учащихся. Первое — взаимосвязь проблем и путей их решения. Второе — многоуровневая структура каждой из проблем, соответствующая характеру решаемых задач и распределению сфер ответственности. В традиционном варианте можно выделить 3 уровня решения каждой из проблем: внутришкольный, включающий несколько аспектов, внешкольный и общегосударственный.
Многие специалисты — педагоги, физиологи, медики, психологи — считают учебные перегрузки главной причиной неблагополучия состояния здоровья учащихся. Об этом свидетельствуют данные многочисленных исследований, свидетельствующих о том, что в тех образовательных учреждениях, где учебная нагрузка выше (в гимназиях, лицеях, школах с углубленных изучением нескольких предметов), несмотря на лучшие условия обучения и семейное благополучие, состояние здоровья школьников оказывается хуже, чем в обычных школах).
|
|
Уже более 20 лет назад Алла Пугачева пела в известном хите о том, что «много задавать стали почему-то — нынче пятый класс хуже института». Уже тогда трудно было это оспорить, но проблема и в наши дни не только сохранилась, но и усугубилась. Более того, в школе появились новые, действительно необходимые предметы (информатика, граждановедение, ОБЖ, валеология и другие), но объемы прежних программ практически не были сокращены, т.е. произошло уплотнение учебных программ с интенсификацией учебного процесса. Продолжительность рабочего дня современного пятиклассника, с учетом выполнения домашних заданий и посещения кружков, секций, приближается к 12 часам, а старшеклассника — подчас составляет 14—16 часов. При этом у выпускников резко повышается ответственность за результаты, качество обучения: они готовятся поступать в вузы и колледжи, получать профессию.
Проблема воздействия этих факторов на здоровье учащихся, непосредственно связанная с целевой установкой школы, рассматривается главным образом на уровне школы. В этой связи можно выделить несколько аспектов решения этой проблемы.
Медико-гигиенические аспекты: усилия школы направлены на создание в классах и в школе в целом гигиенических условий, обеспечивающих оптимальную работоспособность учащихся и педагогов, состояние их психофизиологического комфорта. При несоответствии этих условий требованиям СанПиНов быстрее наступает утомление, снижаются работоспособность и творческая продуктивность, повышаются затраты ресурсных сил организма школьника на выполнение требований учителя. Непосредственную ответственность за решение этих вопросов несут администрация школы и медицинские службы (школы и Госсанэпиднадзора).
Финансово-экономические аспекты: решаются задачи изыскания средств и направления финансирования на оснащение школы и классов оборудованием, обеспечивающим поддержание необходимой для занятий и отдыха температуры в помещениях, создание оптимальных условий экологии, воздушной среды, освещения, звуковой изоляции и т.п., а также финансовое обеспечение решения задач на других уровнях данной проблемы. Эти вопросы находятся в компетенции управления образования и директора школы, но важную роль могут (и должны) играть Совет школы и ее учредители.
Организационные аспекты: включают традиционную для школы «магию» составления расписания, позволяющего распределить нагрузку в течение дня, недели, учебного года в соответствии с гигиеническими требованиями, не ущемив интересов никого из учителей, а также выбор учебных программ, учебников, технологий, оптимальных с точки зрения влияния на здоровье учащихся. Ответственные за эту работу — директор и завуч школы, научные организации, курирующие школу.
Воспитательные аспекты связаны с формированием у школьников привычки и стремления трудиться так и в таких условиях, чтобы не наступало состояние переутомления. Важно выработать у учащихся разделяемую с учителем ответственность за свое психофизиологическое состояние, сформировать в их сознании связь между условиями учебной деятельности, достигаемыми результатами и своим здоровьем. Примером и организатором этой работы выступает учитель (особенно классный руководитель), а также школьный психолог.
Учебно-информационные аспекты связаны со стоящей перед школой задачей обеспечить ученика знаниями, приемами, технологиями, позволяющими с максимальной эффективностью решать учебные задания, добиваясь высоких результатов. В этой связи можно говорить о техниках понимания, запоминания, систематизации учебного материала и т.д., т.е. всего, что касается научной организации труда и применимо к условиям школы, урока. Даже при избыточном объеме учебных программ «средний» ученик сможет избежать переутомления, если будет владеть такими технологиями и получать в этом поддержку со стороны учителя. Речь идет о замене целевой установки образования «дать знания» установкой «научить учиться». Об этом много написано и сказано, поэтому здесь мы подчеркнем лишь здоровьесберегающий аспект этой стратегической проблемы образования.
|
|
Одна из задач — сформировать у школьников навыки ощущать (рефлексировать) наступление состояний утомления и переутомления, по возможности предупреждать их возникновение и эффективно выходить из этих состояний. Это задача всего педагогического коллектива во главе с директором школы.
Психолого-педагогические аспекты предупреждения состояний переутомления связаны с работой учителя на уроке. Именно от его индивидуальной педагогической технологии зависит, в конечном счете, в каком состоянии выйдут ученики после урока, даже если этот урок последний: уставшими, утомленными, «измотанными» воздействием учителя или бодрыми, удовлетворенными, поднявшимися на новую ступеньку образованности и самоуважения. По нашему мнению, именно от учителя, его воздействия на учащихся в наибольшей степени зависят направленность и величина вектора, интегрирующего все воздействия школы на здоровье школьников. Поэтому этим вопросам в значительной степени посвящены материалы 2-го тома данной книги.
Профессионально-кадровые аспекты непосредственно связаны с предыдущими и определяют подготовленность учителя к работе, обязательным условием которой является профилактика состояний переутомления у учащихся. При этом сохраняется необходимость качественного выполнения учебной программы. Составной частью решения этой задачи является способность и умение учителя грамотно поддерживать свою работоспособность, не допускать собственного переутомления. Личная ответственность учителя при этом сочетается с контролем со стороны директора школы.
|
|
Реализация индивидуального подхода к учащимся особенно важна в предупреждении состояний переутомления. Одна только необходимость работать в несвойственном психофизиологическим возможностям организма темпе (для выраженных флегматиков, меланхоликов) приводит к выраженному дистрессу и переутомлению. А сколько таких особенностей, которые необходимо учитывать профессиональному учителю! (Подробнее об этом — в главе, посвященной учителю.)
Решать проблему переутомления в этом аспекте можно лишь при двух условиях: а) при методической оснащенности учителя, позволяющей ему предлагать учащимся разные по сложности задания, дифференцировать время на их выполнение, гибко подходить к оценке результатов каждого учащегося, использовать формы и методы, не входящие в традиции классно-урочной системы (групповые методы работы учащихся, их ролевое взаимодействие и т.д., что широко представлено в реестре современных педагогических техник и технологий); б) при наполняемости классов в пределах 20 человек.
Уровень внешкольной поддержки и подкрепления связан в первую очередь с участием родителей школьников в проводимой школой работе по уменьшению перегрузок учащихся. Это касается и коррекции стремления некоторых родителей нагрузить своего ребенка сверх меры различными занятиями (кружки, секции, занятия с частными педагогами, репетиторами и т.п.), и контроля со стороны родителей за соблюдением гигиенических условий выполнения школьником домашних заданий, и организации отдыха детей. Научить своего ребенка эффективно отдыхать, чтобы потом иметь возможность так же эффективно, без ущерба для здоровья работать, — эту задачу родители могут грамотно решить только с помощью школы и при ее поддержке. С другой стороны, ученик, приходящий на занятия из дома уже в утомленном состоянии, создает дополнительные трудности для самого учителя, концентрирует на себе большую часть его внимания. Основная ответственность в этой нелегкой работе ложится на классного руководителя, социального педагога, завуча по внеклассной работе.
Есть и другой аспект работы школы, реализуемый на этом уровне, — установление отношений сотрудничества с научными центрами, способными курировать проводимую в школе работу с точки зрения ее научной обоснованности, а также периодически проводить объективную оценку происходящих перемен.
Уровень общегосударственной поддержки связан с функцией школы как социального института, основной ячейки важнейшей государственной системы — образовательной. Призывая школьников к социальной активности, воспитывая у них соответствующие черты личности, оценивая равнодушие как отрицательное качество, школа сама не должна оставаться безучастной к тому, что происходит в стране, ждать, пока желаемые изменения произойдут без ее участия. Письмами в министерство и управление образованием, предложениями, публикациями в СМИ, выступлениями по радио и телевидению и т.п. педагоги школ могут существенно повлиять на позитивное решение тех кардинальных, стратегических вопросов, которые отмечались выше. От многих решений на законодательном, нормативном уровнях зависит, придется ли школе, стремящейся избавить учащихся от перегрузок, идти вопреки существующим традициям и требованиям, работать на свой страх и риск или только грамотно выполнять то, что предписывают вышестоящие организации, внося необходимую творческую составляющую.
Результаты, получаемые от согласованной работы на всех уровнях решения проблемы переутомления учащихся, эффективность этой работы обязательно должны отслеживаться по данным диагностики изменений, мониторинга.
При адекватном решении указанной проблемы достигается предупреждение возникновения состояний переутомления у учащихся и педагогов вкупе с соответствующим снижением риска ухудшения здоровья школьников, в первую очередь — нервно-психического.
Проблема «школьных стрессов»
Эта проблема тесно связана с предыдущей. По сути состояния переутомления также являются дистрессом, но традиционно, ввиду своей значимости и специфичности для системы образования, выделяются в отдельную группу. К «школьным стрессам» можно отнести патогенные психофизиологические, эмоциональные состояния учащихся, обусловленные неблагополучным психологическим климатом в классах, конфликтами между учащимися, между учащимися и педагогами, дидактогенное воздействие учителей, а также неправильно организованную систему проверки и оценки знаний учащихся (опросы на уроках, контрольные работы, тестирования, экзамены).
Организационные аспекты этой проблемы решаются путем формирования благоприятного психологического климата в школе в целом, в каждом отдельном классе, в педагогическом коллективе, для чего рекомендуется проводить разнообразные и доказавшие свою эффективность программы: дискуссии для решения спорных проблем, социально-психологические тренинги, коллективные досуговые мероприятия и т.п. Положительную роль играет и открытие кабинета психологической разгрузки для учителей и учащихся. Но главная задача — правильная организация проверки знаний и системы оценивания учащихся.
Для недостаточно профессионального и нравственного педагога эта ситуация представляет труднопреодолимый соблазн, когда ученик попадает в полную зависимость от учителя: можно «отыграться» за плохое поведение школьника, за его недостаточную усидчивость, нелюбовь к предмету, а иногда и за не сложившиеся отношения с родителями воспитанника. Результатом является не объективная проверка усвоения учащимся нового материала, его способности учиться, а оценка его поведения в состоянии стресса и провоцирование фрустрации. Из теории психофизиологии и повседневной педагогической практики известно, что если для школьников с сильным типом нервно-психической организации такая ситуация может иметь тренирующее значение, то для большинства детей и подростков подобный стресс, особенно при высоком уровне ответственности (экзамен), негативно влияет на состояние здоровья.
Освобождением детей с явной патологией от экзаменов проблемы не решить — необходима такая организация всей вертикали проверочных процедур, которая и исключала бы состояние дистресса у школьников. В школе за это отвечают директор, врач и психологи. Поскольку главные действующие лица здесь — школьник и учитель, подробнее мы рассмотрим используемые в этих ситуациях технологии в разделе, посвященном здоровьесберегающим технологиям в работе учителя.
Медико-профилактическими аспектами предусматривается: 1) выявление учащихся, составляющих группу повышенного риска нервно-психических срывов, освобождение таких учащихся от экзаменов и выполнения наиболее трудных заданий; 2) готовность оказания необходимой медицинской (медикаментозной и психотерапевтической) помощи детям и педагогам в состоянии выраженного дистресса, купирование его последствий; 3) участие в разработке и проведении профилактических мероприятий, направленных на психоэмоциональное закаливание учащихся, выработку у них психологической устойчивости к стрессогенным воздействиям; 4) помощь психологам и учителям в разработке и реализации коррекционных программ для учащихся группы риска в той их части, которая может быть обеспечена в стенах школы. Главную роль в этом играет школьный врач.
Воспитательные аспекты связаны с задачами: 1) формирования у учащихся толерантности в коммуникативных ситуациях, установок на сотрудничество, взаимопомощь, готовность к разумным компромиссам; 2) воспитания у них привычки заботиться о своем психофизическом состоянии в процессе подготовки к ответу, при самом ответе, при выполнении контрольной работы, сдаче экзамена;
3) формирования у школьников потребности находиться в оптимальном психоэмоциональном состоянии как во время отдыха, так и при выполнении любой работы. (К сожалению, приходится констатировать, что состояния умеренно выраженной дисфории с элементами недовольства всем происходящим, тревожности, агрессивности и т.п. становятся все более характерными, типичными для подростков. А это — мощная предпосылка к употреблению одурманивающих веществ: алкоголя, наркотиков, проявлению агрессивности как в сексуальных действиях, так и в противоправных поступках.)
Задачи, связанные с учебно-информационными аспектами, составляют по сути единое целое с задачами предыдущего уровня. Это:
1) выработка у учащихся коммуникативных компетенций: умений и навыков грамотно строить общение (деловое, межличностное), предупреждать эмоциональные конфликты, правильно разрешать возникающие противоречия, управлять развитием коммуникативной ситуации; 2) выработка у школьников навыков и умений самообладания, психофизической саморегуляции для использования этих качеств, в первую очередь при ответах учителю, выполнении контрольных работ, сдачи экзаменов; 3) обучение психологическим навыкам эффективного преодоления деструктивных состояний — дистресса, депресии, дисфории и т.п. Ответственность за реализацию этих задач несут классный руководитель и школьный психолог.
Обеспечение индивидуального подхода к учащимся определяет необходимость соблюдения щадящего режима и педагогического такта по отношению к учащимся с повышенным риском нервно-психических срывов, повышенным уровнем невротизации, тревожности. У каждого учителя должна быть полная информация о таких учащихся класса, в котором он проводит занятия, и выработана индивидуальная тактика педагогического взаимодействия с такими учениками. Для грамотных действий, направленных на оптимизацию психологического климата класса, желательно проведение психологами социометрии.
Для решения кадровых задач предполагается: 1) обеспечение школы психологами, способными грамотно осуществлять в школе анитистрессовые программы, проводить диагностику и на основе ее результатов выделять группы риска и проводить с такими учащимися как индивидуальную, так и групповую реабилитационно-коррекционную работу; 2) повышение квалификации (профессиональной подготовки) всех учителей в вопросах психологии, психогигиены, педагогической психотерапии; 3) целенаправленно заниматься оптимизацией психологического климата педагогического коллектива. Сложно рассчитывать, что в атмосфере склок, недоброжелательства, враждебности среди учителей удастся создать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу в отдельных классах. Это сфера ответственности директора школы и психолога, но во многих случаях целесообразно приглашение психологов «со стороны» для диагностики и проведения работы с педагогическим коллективом.
Экономические аспекты — это финансовая поддержка всех вышеозначенных мероприятий и программ, изыскание дополнительных источников финансирования.
На уровне внешкольной работы социальным педагогом проводится выявление стрессогенных воздействий, оказываемых на учащихся в семье и ближайшим окружением (родственниками, друзьями, соседями). По мере возможности предпринимаются попытки нормализации неблагополучного эмоционально-психологического климата в семьях, корректировки круга постоянного общения школьника. Состоятельным семьям рекомендуется обращаться в платные службы семейной психотерапии.
Участие школы в реализации общегосударственных программ может осуществляться путем лоббирования, поддержки через СМИ и родителей учащихся развития службы практической психологии в системе образования, а также внесения изменений в организацию экзаменационных процедур в школах и при поступлении в вузы.
Изменения в уровне фоновой стрессированности учащихся и педагогов, частота возникновения выраженных дистрессов в процессе оценки уровня подготовленности школьников, безусловно, должны отслеживаться по результатам мониторинга, что легко достижимо, т.к. большинство анкет и тестов, связанных с оценкой здоровья, включают вопросы или целые разделы, касающиеся стресса, близких к нему состояний и причин, их вызывающих.
В результате успешного решения этой проблемы на всех уровнях ее проявления удастся оградить здоровье школьников от разрушительного воздействия дистресса, связанного с образовательным процессом, а также сформировать у подростков готовность предупреждать и преодолевать без ущерба для своего здоровья различного рода стрессы, которые так характерны для современного общества.