Проблема учебных перегрузок учащихся, приводящих к состоянию переутомления

Тема: ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ШКОЛЫ, СВЯЗАННОЕ СО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ

Перечислите основные недостатки конструкций из алюминиевых сплавов.

Стоимость алюминиевых конструкций в несколько раз выше стальных. Модуль упругости алюминиевых сплавов приблизительно в три раза меньше, чем стали. Поэтому угроза прогибов алюминиевых балок и ферм при прочих равных условиях в три раза больше, чем стальных. Поскольку коэффициент линейного расширения почти в два раза больше, то необходимо частое устройство температурных швов.

Также следует учесть, что в местах контакта алюминиевых сплавов с другими материалами легко возникает электрохимическая коррозия, поэтому поверхности, соприкасающиеся со сталью или бетоном, нужно обязательно изолировать (окраска или применение прокладок из пластмассы и других материалов).

Представление о ЗОТ может быть соотнесено с основными про­блемами школы, связанными с заботой о здоровье учащихся, для решения которых, собственно, и используются здоровьесберегающие технологии. К таким проблемам можно отнести следующие:

1) учебные перегрузки учащихся, приводящие их к состоя­нию переутомления;

2) «школьные стрессы»;

3) распространение среди учащихся вредных привычек, за­висимостей;

4) неправильная организация физической активности уча­щихся, профилактики гиподинамии;

5) питание школьников во время их пребывания в образова­тельном учреждении;

6) предупреждение патологических нарушений, непосред­ственно связанных с образовательным процессом («школь­ных болезней»);

7) низкий уровень культуры здоровья учащихся, недостаток знаний по вопросам здоровья;

8) необходимость сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей;

9) некомпетентность педагогов в вопросах здоровья и здоро­вьесберегающих технологий.

Системный подход предполагает два важных условия решения этих проблем для достижения объединяющей их цели: сохранения и укрепления здоровья учащихся. Первое — взаимосвязь проблем и путей их решения. Второе — мно­гоуровневая структура каждой из проблем, соответствующая харак­теру решаемых задач и распределению сфер ответственности. В тра­диционном варианте можно выделить 3 уровня решения каждой из проблем: внутришкольный, включающий несколько аспектов, вне­школьный и общегосударственный.

Многие специалисты — педагоги, физиологи, медики, психоло­ги — считают учебные перегрузки главной причиной неблагополу­чия состояния здоровья учащихся. Об этом свидетельствуют данные многочисленных исследований, свидетельствующих о том, что в тех образовательных учреждениях, где учебная нагрузка выше (в гим­назиях, лицеях, школах с углубленных изучением нескольких пред­метов), несмотря на лучшие условия обучения и семейное благопо­лучие, состояние здоровья школьников оказывается хуже, чем в обычных школах).

Уже более 20 лет назад Алла Пугачева пела в известном хите о том, что «много задавать стали почему-то — нынче пятый класс хуже института». Уже тогда трудно было это оспорить, но проблема и в наши дни не только сохранилась, но и усугубилась. Более того, в школе появились новые, действительно необходимые предметы (ин­форматика, граждановедение, ОБЖ, валеология и другие), но объе­мы прежних программ практически не были сокращены, т.е. про­изошло уплотнение учебных программ с интенсификацией учебного процесса. Продолжительность рабочего дня современного пяти­классника, с учетом выполнения домашних заданий и посещения кружков, секций, приближается к 12 часам, а старшеклассника — подчас составляет 14—16 часов. При этом у выпускников резко по­вышается ответственность за результаты, качество обучения: они готовятся поступать в вузы и колледжи, получать профессию.

Проблема воздействия этих факторов на здоровье учащихся, не­посредственно связанная с целевой установкой школы, рассматри­вается главным образом на уровне школы. В этой связи можно выде­лить несколько аспектов решения этой проблемы.

Медико-гигиенические аспекты: усилия школы направлены на создание в классах и в школе в целом гигиенических условий, обес­печивающих оптимальную работоспособность учащихся и педаго­гов, состояние их психофизиологического комфорта. При несоответ­ствии этих условий требованиям СанПиНов быстрее наступает утом­ление, снижаются работоспособность и творческая продуктивность, повышаются затраты ресурсных сил организма школьника на вы­полнение требований учителя. Непосредственную ответственность за решение этих вопросов несут администрация школы и медицинс­кие службы (школы и Госсанэпиднадзора).

Финансово-экономические аспекты: решаются задачи изыска­ния средств и направления финансирования на оснащение школы и классов оборудованием, обеспечивающим поддержание необходимой для занятий и отдыха температуры в помещениях, создание опти­мальных условий экологии, воздушной среды, освещения, звуковой изоляции и т.п., а также финансовое обеспечение решения задач на других уровнях данной проблемы. Эти вопросы находятся в компе­тенции управления образования и директора школы, но важную роль могут (и должны) играть Совет школы и ее учредители.

Организационные аспекты: включают традиционную для шко­лы «магию» составления расписания, позволяющего распределить нагрузку в течение дня, недели, учебного года в соответствии с гиги­еническими требованиями, не ущемив интересов никого из учите­лей, а также выбор учебных программ, учебников, технологий, оп­тимальных с точки зрения влияния на здоровье учащихся. Ответ­ственные за эту работу — директор и завуч школы, научные органи­зации, курирующие школу.

Воспитательные аспекты связаны с формированием у школь­ников привычки и стремления трудиться так и в таких условиях, чтобы не наступало состояние переутомления. Важно выработать у учащихся разделяемую с учителем ответственность за свое психофи­зиологическое состояние, сформировать в их сознании связь между условиями учебной деятельности, достигаемыми результатами и сво­им здоровьем. Примером и организатором этой работы выступает учитель (особенно классный руководитель), а также школьный пси­холог.

Учебно-информационные аспекты связаны со стоящей перед шко­лой задачей обеспечить ученика знаниями, приемами, технология­ми, позволяющими с максимальной эффективностью решать учебные задания, добиваясь высоких результатов. В этой связи можно гово­рить о техниках понимания, запоминания, систематизации учебного материала и т.д., т.е. всего, что касается научной организации труда и применимо к условиям школы, урока. Даже при избыточном объеме учебных программ «средний» ученик сможет избежать переутомления, если будет владеть такими технологиями и получать в этом поддержку со стороны учителя. Речь идет о замене целевой установки образования «дать знания» установкой «научить учиться». Об этом много написано и сказано, поэтому здесь мы подчеркнем лишь здоро­вьесберегающий аспект этой стратегической проблемы образования.

Одна из задач — сформировать у школьников навыки ощущать (рефлексировать) наступление состояний утомления и переутомле­ния, по возможности предупреждать их возникновение и эффективно выходить из этих состояний. Это задача всего педагогического коллектива во главе с директором школы.

Психолого-педагогические аспекты предупреждения состояний переутомления связаны с работой учителя на уроке. Именно от его индивидуальной педагогической технологии зависит, в конечном сче­те, в каком состоянии выйдут ученики после урока, даже если этот урок последний: уставшими, утомленными, «измотанными» воздей­ствием учителя или бодрыми, удовлетворенными, поднявшимися на новую ступеньку образованности и самоуважения. По нашему мне­нию, именно от учителя, его воздействия на учащихся в наиболь­шей степени зависят направленность и величина вектора, интегри­рующего все воздействия школы на здоровье школьников. Поэтому этим вопросам в значительной степени посвящены материалы 2-го тома данной книги.

Профессионально-кадровые аспекты непосредственно связаны с предыдущими и определяют подготовленность учителя к работе, обязательным условием которой является профилактика состояний переутомления у учащихся. При этом сохраняется необходимость качественного выполнения учебной программы. Составной частью решения этой задачи является способность и умение учителя гра­мотно поддерживать свою работоспособность, не допускать собствен­ного переутомления. Личная ответственность учителя при этом со­четается с контролем со стороны директора школы.

Реализация индивидуального подхода к учащимся особенно важ­на в предупреждении состояний переутомления. Одна только необ­ходимость работать в несвойственном психофизиологическим воз­можностям организма темпе (для выраженных флегматиков, мелан­холиков) приводит к выраженному дистрессу и переутомлению. А сколько таких особенностей, которые необходимо учитывать про­фессиональному учителю! (Подробнее об этом — в главе, посвящен­ной учителю.)

Решать проблему переутомления в этом аспекте можно лишь при двух условиях: а) при методической оснащенности учителя, позво­ляющей ему предлагать учащимся разные по сложности задания, дифференцировать время на их выполнение, гибко подходить к оцен­ке результатов каждого учащегося, использовать формы и методы, не входящие в традиции классно-урочной системы (групповые мето­ды работы учащихся, их ролевое взаимодействие и т.д., что широко представлено в реестре современных педагогических техник и тех­нологий); б) при наполняемости классов в пределах 20 человек.

Уровень внешкольной поддержки и подкрепления связан в пер­вую очередь с участием родителей школьников в проводимой школой работе по уменьшению перегрузок учащихся. Это касается и коррек­ции стремления некоторых родителей нагрузить своего ребенка сверх меры различными занятиями (кружки, секции, занятия с частными педагогами, репетиторами и т.п.), и контроля со стороны родителей за соблюдением гигиенических условий выполнения школьником до­машних заданий, и организации отдыха детей. Научить своего ребен­ка эффективно отдыхать, чтобы потом иметь возможность так же эф­фективно, без ущерба для здоровья работать, — эту задачу родители могут грамотно решить только с помощью школы и при ее поддержке. С другой стороны, ученик, приходящий на занятия из дома уже в утом­ленном состоянии, создает дополнительные трудности для самого учи­теля, концентрирует на себе большую часть его внимания. Основная ответственность в этой нелегкой работе ложится на классного руко­водителя, социального педагога, завуча по внеклассной работе.

Есть и другой аспект работы школы, реализуемый на этом уров­не, — установление отношений сотрудничества с научными центра­ми, способными курировать проводимую в школе работу с точки зре­ния ее научной обоснованности, а также периодически проводить объективную оценку происходящих перемен.

Уровень общегосударственной поддержки связан с функцией школы как социального института, основной ячейки важнейшей государственной системы — образовательной. Призывая школьни­ков к социальной активности, воспитывая у них соответствующие черты личности, оценивая равнодушие как отрицательное качество, школа сама не должна оставаться безучастной к тому, что происхо­дит в стране, ждать, пока желаемые изменения произойдут без ее участия. Письмами в министерство и управление образованием, пред­ложениями, публикациями в СМИ, выступлениями по радио и теле­видению и т.п. педагоги школ могут существенно повлиять на пози­тивное решение тех кардинальных, стратегических вопросов, кото­рые отмечались выше. От многих решений на законодательном, нор­мативном уровнях зависит, придется ли школе, стремящейся изба­вить учащихся от перегрузок, идти вопреки существующим тради­циям и требованиям, работать на свой страх и риск или только гра­мотно выполнять то, что предписывают вышестоящие организации, внося необходимую творческую составляющую.

Результаты, получаемые от согласованной работы на всех уров­нях решения проблемы переутомления учащихся, эффективность этой работы обязательно должны отслеживаться по данным диагно­стики изменений, мониторинга.

При адекватном решении указанной проблемы достигается пре­дупреждение возникновения состояний переутомления у учащихся и педагогов вкупе с соответствующим снижением риска ухудшения здоровья школьников, в первую очередь — нервно-психического.

Проблема «школьных стрессов»

Эта проблема тесно связана с предыдущей. По сути состояния переутомления также являются дистрессом, но традиционно, ввиду своей значимости и специфичности для системы образования, выде­ляются в отдельную группу. К «школьным стрессам» можно отнес­ти патогенные психофизиологические, эмоциональные состояния учащихся, обусловленные неблагополучным психологическим кли­матом в классах, конфликтами между учащимися, между учащими­ся и педагогами, дидактогенное воздействие учителей, а также не­правильно организованную систему проверки и оценки знаний уча­щихся (опросы на уроках, контрольные работы, тестирования, эк­замены).

Организационные аспекты этой проблемы решаются путем фор­мирования благоприятного психологического климата в школе в целом, в каждом отдельном классе, в педагогическом коллективе, для чего рекомендуется проводить разнообразные и доказавшие свою эффективность программы: дискуссии для решения спорных про­блем, социально-психологические тренинги, коллективные досуго­вые мероприятия и т.п. Положительную роль играет и открытие кабинета психологической разгрузки для учителей и учащихся. Но главная задача — правильная организация проверки знаний и сис­темы оценивания учащихся.

Для недостаточно профессионального и нравственного педагога эта ситуация представляет труднопреодолимый соблазн, когда уче­ник попадает в полную зависимость от учителя: можно «отыграть­ся» за плохое поведение школьника, за его недостаточную усидчи­вость, нелюбовь к предмету, а иногда и за не сложившиеся отноше­ния с родителями воспитанника. Результатом является не объек­тивная проверка усвоения учащимся нового материала, его способ­ности учиться, а оценка его поведения в состоянии стресса и прово­цирование фрустрации. Из теории психофизиологии и повседневной педагогической практики известно, что если для школьников с силь­ным типом нервно-психической организации такая ситуация может иметь тренирующее значение, то для большинства детей и подрост­ков подобный стресс, особенно при высоком уровне ответственности (экзамен), негативно влияет на состояние здоровья.

Освобождением детей с явной патологией от экзаменов пробле­мы не решить — необходима такая организация всей вертикали про­верочных процедур, которая и исключала бы состояние дистресса у школьников. В школе за это отвечают директор, врач и психологи. Поскольку главные действующие лица здесь — школьник и учитель, подробнее мы рассмотрим используемые в этих ситуациях техноло­гии в разделе, посвященном здоровьесберегающим технологиям в работе учителя.

Медико-профилактическими аспектами предусматривается: 1) выявление учащихся, составляющих группу повышенного риска нервно-психических срывов, освобождение таких учащихся от эк­заменов и выполнения наиболее трудных заданий; 2) готовность оказания необходимой медицинской (медикаментозной и психоте­рапевтической) помощи детям и педагогам в состоянии выраженно­го дистресса, купирование его последствий; 3) участие в разработке и проведении профилактических мероприятий, направленных на психоэмоциональное закаливание учащихся, выработку у них пси­хологической устойчивости к стрессогенным воздействиям; 4) по­мощь психологам и учителям в разработке и реализации коррекци­онных программ для учащихся группы риска в той их части, кото­рая может быть обеспечена в стенах школы. Главную роль в этом играет школьный врач.

Воспитательные аспекты связаны с задачами: 1) формирова­ния у учащихся толерантности в коммуникативных ситуациях, ус­тановок на сотрудничество, взаимопомощь, готовность к разумным компромиссам; 2) воспитания у них привычки заботиться о своем психофизическом состоянии в процессе подготовки к ответу, при са­мом ответе, при выполнении контрольной работы, сдаче экзамена;

3) формирования у школьников потребности находиться в оптималь­ном психоэмоциональном состоянии как во время отдыха, так и при выполнении любой работы. (К сожалению, приходится констатиро­вать, что состояния умеренно выраженной дисфории с элементами недовольства всем происходящим, тревожности, агрессивности и т.п. становятся все более характерными, типичными для подростков. А это — мощная предпосылка к употреблению одурманивающих ве­ществ: алкоголя, наркотиков, проявлению агрессивности как в сек­суальных действиях, так и в противоправных поступках.)

Задачи, связанные с учебно-информационными аспектами, со­ставляют по сути единое целое с задачами предыдущего уровня. Это:

1) выработка у учащихся коммуникативных компетенций: умений и навыков грамотно строить общение (деловое, межличностное), предупреждать эмоциональные конфликты, правильно разрешать возникающие противоречия, управлять развитием коммуникатив­ной ситуации; 2) выработка у школьников навыков и умений само­обладания, психофизической саморегуляции для использования этих качеств, в первую очередь при ответах учителю, выполнении конт­рольных работ, сдачи экзаменов; 3) обучение психологическим на­выкам эффективного преодоления деструктивных состояний — ди­стресса, депресии, дисфории и т.п. Ответственность за реализацию этих задач несут классный руководитель и школьный психолог.

Обеспечение индивидуального подхода к учащимся определяет необходимость соблюдения щадящего режима и педагогического такта по отношению к учащимся с повышенным риском нервно-психических срывов, повышенным уровнем невротизации, тревожнос­ти. У каждого учителя должна быть полная информация о таких учащихся класса, в котором он проводит занятия, и выработана индивидуальная тактика педагогического взаимодействия с такими учениками. Для грамотных действий, направленных на оптимиза­цию психологического климата класса, желательно проведение пси­хологами социометрии.

Для решения кадровых задач предполагается: 1) обеспечение школы психологами, способными грамотно осуществлять в школе анитистрессовые программы, проводить диагностику и на основе ее результатов выделять группы риска и проводить с такими учащими­ся как индивидуальную, так и групповую реабилитационно-коррек­ционную работу; 2) повышение квалификации (профессиональной подготовки) всех учителей в вопросах психологии, психогигиены, педагогической психотерапии; 3) целенаправленно заниматься оп­тимизацией психологического климата педагогического коллекти­ва. Сложно рассчитывать, что в атмосфере склок, недоброжелатель­ства, враждебности среди учителей удастся создать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу в отдельных классах. Это сфера ответственности директора школы и психолога, но во многих случаях целесообразно приглашение психологов «со стороны» для диагностики и проведения работы с педагогическим коллективом.

Экономические аспекты — это финансовая поддержка всех вы­шеозначенных мероприятий и программ, изыскание дополнитель­ных источников финансирования.

На уровне внешкольной работы социальным педагогом прово­дится выявление стрессогенных воздействий, оказываемых на уча­щихся в семье и ближайшим окружением (родственниками, друзья­ми, соседями). По мере возможности предпринимаются попытки нормализации неблагополучного эмоционально-психологического климата в семьях, корректировки круга постоянного общения школьника. Состоятельным семьям рекомендуется обращаться в платные службы семейной психотерапии.

Участие школы в реализации общегосударственных программ может осуществляться путем лоббирования, поддержки через СМИ и родителей учащихся развития службы практической психологии в системе образования, а также внесения изменений в организацию экзаменационных процедур в школах и при поступлении в вузы.

Изменения в уровне фоновой стрессированности учащихся и педагогов, частота возникновения выраженных дистрессов в процессе оценки уровня подготовленности школьников, безусловно, должны отслеживаться по результатам мониторинга, что легко достижимо, т.к. большинство анкет и тестов, связанных с оценкой здоровья, включают вопросы или целые разделы, касающиеся стресса, близ­ких к нему состояний и причин, их вызывающих.

В результате успешного решения этой проблемы на всех уровнях ее проявления удастся оградить здоровье школьников от разруши­тельного воздействия дистресса, связанного с образовательным про­цессом, а также сформировать у подростков готовность предупреж­дать и преодолевать без ущерба для своего здоровья различного рода стрессы, которые так характерны для современного общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: