Почти все стороны жизни японского общества своеобразны и неповторимы: философские взгляды, религия, длительная изолированность от всего мира, высокая эстетическая культура, удивительное трудолюбие и хорошо организованный отдых, верность семейным традициям, любовь к родине и др.
За последние два десятилетия Япония заняла лидирующее положение на мировом рынке. Одной из главных причин стремительного успеха Японии является применяемая ею модель менеджмента, ориентированная на человеческий фактор, так как основным богатством страны японцы считают свои человеческие ресурсы. Японская модель менеджмента опирается на исторически сложившиеся традиции групповой сплоченности и прирожденную устремленность японцев к созданию высококачественной продукции, так как отличительными чертами японского характера являются экономия и бережливость. Основателями японского менеджмента были Мацусита Коюсукэ, Курата, Исизака, Хонда Сончир, Акио Морита, Ибука Мисару и др. Японская система менеджмента признана самой эффективной в мире.
|
|
Сущностью японского менеджмента является управление людьми. При этом рассматривается не один человек (личность), а группа людей, т. е. каждый японский служащий отождествляет себя с фирмой, в которой работает, и убежден в собственной значимости и незаменимости для своей компании.
Эта модель менеджмента ориентирована на «социального человека», имеющего специфичную систему стимулов и мотивов. К стимулам относятся: заработная плата, условия труда, стиль руководства, межличностные отношения между работниками. Мотивами к труду являются трудовые успехи работника, признания его заслуг, служебный рост, профессиональное совершенство, степень делегируемой ответственности, творческий подход.
Японцы учитывают сложившуюся ситуацию и приспосабливаются к ней. Главное в управленческом процессе — это изучение нюансов обстановки, которые позволяют менеджеру принять правильное решение. Отношения с партнерами японцы строят на основе доверия [25], а главным принципом группы является «не высовывайся», т. е. будь, как остальные. Но необходим рост трудовых показателей, и если кто-то из группы добился более высоких результатов, это считается достижением группы[26]
Для крупных японских фирм характерна система «пожизненного найма» (каждый год фирмы заполняют имеющиеся вакансии выпускниками школ и университетов, которые после адаптации и обучения приступают к работе).
Эта система очень выгодна как предпринимателям, так и работникам. Предприниматели приобретают верных и преданных работников, «пожизненно нанятых» фирмой, которые в свою очередь испытывают чувство глубокого удовлетворения от того, что получили признание их способностей, образования и уровня подготовки. Система оплаты труда «по выслуге лет» в Японии оказывает значительное влияние на систему «продвижения по старшинству», т. е. при выдвижении работника на руководящую должность предпочтение отдается возрасту и стажу работы.
|
|
Во многих японских фирмах широко применяется система ротации. Ротация способствует расширению кругозора работников, ознакомлению работников со смежными специальностями[27] Важным методом укрепления связей служащих с руководством и фирмой в целом является поощрение интенсивного общения друг с другом, выражающееся в различных формах. Нормой деятельности для японского менеджмента являются каждодневное присутствие на производстве, постоянное общение с людьми, решение всех возникающих проблем на месте, систематические беседы с рабочими и специалистами о путях дальнейшего совершенствования производства, повышение эффективности хозяйствования [47, с. 229].
Центральное место в оперативном управлении японского менеджмента занимает управление качеством. На качество производимого изделия оказывает влияние большое количество разнообразных факторов. Степень влияния каждого из них можно учесть только с помощью статистических методов, позволяющих выявить причины брака и дающих возможность регулировать технологический процесс, в котором появление дефектов сводится к минимуму. В основе этой системы лежит концепция «тотального контроля за качеством в рамках фирмы». Контроль за качеством охватывает все стадии производства. По этой причине во всех сферах японской экономики сейчас действуют группы (кружки) качества, которые решают все проблемы, начиная от технологических и заканчивая социально-экономическими.
Эффективность работы кружков качества может быть выражена и в сумме экономии, полученной от внедрения рационализаторских предложений, направленных на решение актуальных производственных проблем.
В начале 70-х годов XX в. вице-президент автомобильной компании «Тойота» предложил систему организации труда «Канбан», основное содержание которой заключается в рациональной организации производства и эффективном управлении персоналом. Суть системы состоит в том, что на всех фазах производственного процесса отказались от производства продукции крупными партиями и создали непрерывно-поточное производство, где обязанности между работниками строго не распределены и они выполняют различные виды работ в зависимости от ситуации [140, с. 160 — 164]. Главное преимущество системы «Канбан» в ее простоте. Несмотря на то, что применение системы требует больших затрат, они в итоге полностью окупаются. Экономический эффект достигается за счет рационального использования материалов, повышения производительности труда и качества продукции[28] [47, с. 232].
Главной особенностью менеджмента в Японии является его ориентированность на национальные ценности, японские средства трудовой мотивации, национальные социально-психологические установки [29][140, с. 163]. Поэтому главная цель японского предпринимателя - в наиболее полной мере использовать мастерство, талант и способности каждого работника [47, с. 234]. Специфика японского менеджмента, учитывающего психологию людей и их социальный статус и позволившего добиться больших успехов в промышленности, способствовала совершенствованию традиционных методов управления кадрами в других странах с развитой экономикой.
Управленческие школы США и Японии являются в настоящее время ведущими в мире и рассматриваются в других странах как своеобразный эталон развития менеджмента (табл.7.1). Выбор модели менеджмента является ответственным этапом в развитии любого государства. Переносить одну модель менеджмента в экономику другой страны без учета ее специфических условий нельзя. Поэтому необходима определенная их модификация, в основе которой может лежать сопоставление различий в общих экономических и социально-культурных условиях развития стран. Особенно это важно в настоящий момент для России, в которой формируется новая, российская модель управления экономикой.
|
|