Ход занятия
1. Организационный момент.
Сядет тот, кто правильно подберет признаки и действия.
- Мама (какая?) — умная, добрая, заботливая и т.д.
- Мама (что делает?) — заботится, готовит, помогает и т.д.
- Папа (какой?) -...
- Папа (что делает?) —...
2. Объявление темы.
У каждого человека должна быть семья, чтобы мы могли заботиться и помогать друг другу. И сегодня мы будем составлять рассказ о семье, которая изображена на картине.
3. Беседа по сюжетной картине.
- Кто изображен на картине?
- Как можно назвать эту картину?
- Как вы думаете, какое время суток изображено на картине? Почему?
- Назовите всех членов семьи.
- Чем они занимались до того, как собрались вместе.
- Чем заняты сейчас?
- Какая это семья? [Дружная, большая, веселая и т.д.)
- Какое настроение у взрослых и детей?
4. Составление рассказа.
Логопед просит детей еще раз внимательно рассмотреть картину. Затем обращается к ним с вопросом: «Как вы начнете рассказ?» Ответы детей сравниваются, из всех отбирается наиболее подходящий. Затем логопед предлагает детям начать рассказ, но уточняет, что говорить будут по очереди: один начинает, а другие продолжат и заканчивают. Сначала расскажите о том, что происходило до того, как семья собралась, чем они заняты сейчас, и хорошо ли жить в такой семье.
Заслушивается один рассказ.
5. Физкультминутка.
Брату впору башмаки. Не малы, не велики. | Дети топают ногами. |
Мальчик с толком, С расстановкой, Занимается обновкой. | Ноги на ширине плеч. |
То погладит башмаки, | Наклон к правой ноге. |
То потянет за шнурки. | Наклон к левой ноге. |
Ну, теперь пора в дорогу, Можно сделать первый шаг! 3. Александрова | Энергично шагают на месте. |
6. Рассказы детей.
Дети выбирают следующих рассказчиков и продолжают составлять рассказ.
Образец рассказа, составленного совместно логопедом и детьми.
Семья
Папа и мама вернулись с работы, Ваня пришел из детского сада, а Оля из школы. Дома их радостно встретили дедушка и бабушка и пригласили к столу. После ужина каждый занялся своим любимым делом: Ваня принес игрушки и стал играть, бабушка взялась за вязание, а дедушка решил почитать газету. Оле тоже хотелось поиграть, но нужно было решить трудную задачу. Папа с мамой стали ей помогать. Как замечательно жить в такой семье.
После коллективного рассказывания 1—2 детей логопед просит составить рассказ самостоятельно.
7. Итог занятия.
- Назовите всех членов семьи, о которой составляли рассказ.
- Кто самый старший в этой семье? А самый младший? Какая это семья?
8. Домашнее задание.
Нарисовать картину «Я и моя семья».
Пересказ сказки «Две косы»
Цели:
коррекционно-образовательная:
- учить детей составлять пересказ логично, последовательно и близко к тексту;
коррекционно-развивающие:
- активизировать словарь по теме;
коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей трудолюбие и чувство гордости за свой труд.
Оборудование: текст сказки «Две косы» (в обработке К. Нефедовой), предметные картинки с изображением «косы-труженицы» и «косы-бездельницы», которая пролежала в сарае (ржавой).
Предварительная работа: чтение текстов А. Шибаева «Лучше дела не найти», Б. Заходера «Слесарь», Г.А. Ладонщикова «Самокат», беседа по содержанию текстов. Игры: «Кому что нужно для работы?», «Назови инструмент». Беседа о технике безопасности при работе с разными инструментами.