Ход занятия
Составление рассказа по сюжетной картине
Занятие 22.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Игра «Подбери признак»
- Лето (какое?) — жаркое, теплое, солнечное и т.д.
- Зима (какая?) — белоснежная, лютая, суровая и т.д.
- Осень (какая?) — золотая, дождливая, урожайная и т.д.
- Весна (какая?) — долгожданная, теплая, ранняя и т.д.
2. Объявление темы.
Логопед просит детей назвать свое любимое время года. (Ответы детей.)
Сегодня мы узнаем, какое любимое время года у мальчика Мити из рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания».
3. Чтение рассказа.
После прочтения рассказа логопед задает минимальное количество вопросов. Например:
- О чем говорилось в рассказе?
- Кто главный герой?
4. Игра «Составь предложение».
- На, зимой, кататься, весело, санках.
- На, хорошо, лугу, весной, зеленом.
- Много, в, летом, лесу, ягод.
- Яблоки, осенью, и, поспевают, груши.
5. Физкультминутка. Русская песенка
Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью, | Дети идут по кругу, взявшись за руки. |
С радостью, с радостью, С великою милостью: | Идут по кругу в обратную сторону. |
Со льном высоким, | Останавливаются, поднимают руки вверх, встают на носочки. |
С корнем глубоким, | Приседают, опускают руки. |
С хлебами обильными. | Взявшись за руки, бегут по кругу. |
6. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
|
|
7. Пересказ рассказа детьми.
8. Итог занятия.
- О ком этот рассказ?
- Какое любимое время года у Мити?
- Почему все времена года Мите нравились?
«Поздравляем маму»
Цели:
коррекционно-образовательные:
- учить детей составлять рассказ по картине;
- формировать у детей умение самостоятельно придумывать события, предшествующие и после дующие событиям, изображенным на картине;
коррекционно-развивающие:
- развивать у детей умение подбирать признаки и действия к предметам;
- развивать у детей умение составлять рассказы в соответствии с составленным планом;
коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей уважение и любовь к членам своей семьи.
Оборудование: сюжетная картина «Поздравляем маму» (рис. 21).
Предварительная работа: беседа в семье о занятиях мамы, бабушки, сестры; аппликация «Цветы в подарок маме и бабушке»; игра «Старше — младше».
1. Организационный момент.
Чтение стихотворения.
Мамин день — 8 марта —
Отмечает вся страна.
И пускай еще морозы
И сосульки под окном,
Но пушистую мимозу
Продают уже кругом.
Брызги солнечного света,
Брызги солнечного лета
Мы несем с мимозой в дом.
Дарим бабушкам и мамам,
Поздравляем с Женским днем!
2. Объявление темы.
- Какой праздник отмечают в первые дни весны?
|
|
- Кого поздравляют в этот день?
- Сегодня мы расскажем о том, как лучше всего поздравить маму в этот день.
3. Игра «Подбери признак и действие».
- Мама (какая?) —...
- Бабушка (какая?) —...
- Сестра (какая?) —...
- Папа (что делает?) —...
- Дедушка (что делает?) —...
4. Беседа по картине.
Логопед выставляет картину и дает детям некоторое время на то, чтобы ее рассмотреть. Затем проводит беседу.
- Кого вы видите на картине?
- Кого поздравляют папа, брат и сестра?
- Почему они поздравляют маму?
- Как готовился к этому дню папа?
- А сестра? А брат?
- Как они оформили праздничный стол?
- Что можно сказать об их настроении?
- Что в ответ на поздравления скажет мама?
- Как вы будете поздравлять свою маму?
5. Физкультминутка.
Чей сегодня день рожденья? Для кого пекут пирог? | Дети пожимают плечами. |
Для кого расцвел весенний, Первый мартовский цветок? | Руки над головой изображают «цветок». |
Для кого, для кого? Догадайтесь сами. | Руки на поясе. |
И пирог, и цветок | Руки перед собой, а «цветок» над головой. |
Мы подарим маме. (Ю. Никонова) | «Дарят» воображаемой маме. |
6. Составление рассказа.
Логопед еще раз просит детей рассмотреть картину, а затем дать название будущему рассказу. После того, как дети придумают название для рассказа, логопед наводящими вопросами типа «О чем нужно рассказать в начале рассказа?», «О чем следует рассказать очень подробно?», «Чем закончить рассказ?» подводит их к составлению плана рассказа и самому рассказу. По ответам детей составляется план. Например:
1. Подготовка к празднику.
2. Поздравления маме.
Затем дети переходят к составлению рассказа.
7. Рассказы детей.
Примерный рассказ, составленный детьми
Наступила весна, а с нею и праздник для всех мам. Папа, Оля и Саша решили каждый приготовить подарок для мамы. В день 8 Марта папа и дети накрыли праздничный стол и стали поздравлять маму. Первым вручил свой подарок Саша: цветок, который он нарисовал. Папа подарил маме красивые тюльпаны, а Оля испекла любимое мамино печенье. Мама поблагодарила за прекрасные подарки, и семья села пить чай. У всех было праздничное настроение.
8. Итог занятия.
- О каком празднике говорили?
- Кого поздравляют в этот день?
- Как назывался рассказ, который вы составили?