Ход занятия
Составление повествовательного рассказа
«Скворечник» по серии сюжетных картинок
Цели:
коррекционно-образовательная:
- обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин;
коррекционно-развивающие:
- развивать у детей общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- учить детей различать понятия «перелетные» и «зимующие» птицы;
- развивать словарь по заданной теме;
- развивать у детей навыки словообразования;
коррекционно-воспитательная:
- учить детей заботиться о птицах.
Оборудование: серия сюжетных картин «Скворечник» (рис. 22—24), нарисованный скворечник и бумажные фигурки скворцов, предметные картинки: ворона, скворец, воробей, сова (подбирает логопед), дидактическая игрушка «Квакуша».
Предварительная работа: чтение рассказов В. Бианки «Лесные домишки», «Грачи», А. Майкова «Ласточка», В.А. Жуковского «Жаворонок», проведение беседы после прочитанного; игры: «Подбери признаки», «Подбери действия».
1. Организационный момент.
- Как называются птицы, которые на зиму улетают в теплые края?
- Как называются те, которые остаются на зиму?
- Вспомните знаменитую путешественницу, которая отправилась в теплые края вместе с дикими утками, а потом всем рассказывала о своих приключениях? (Лягушка-путешественница).
Логопед: Сегодня она вернулась и пришла к нам в гости. Детям показывается дидактическая игрушка «Квакуша».
2. Объявление темы.
Сегодня мы узнаем, какие птички вернулись из теплых краев.
Выделение четвертого лишнего: ворона, скворец, воробей, голубь.
3. Игра «Подбери словечко»
Образование родственных слов к слову скворец с помощью вопросов.
- Как назвать скворца ласково? (Скворушка.)
- Кто у скворца птенец (птенцы)? (Скворчонок, скворчата.)
- Как называется их мама? (Скворчиха.)
- Какой домик строят люди для скворцов весной? Назовите его. (Скворечник.)
4. Составление повествовательного рассказа по серии сюжетных картинок.
1. Рассматривание сюжетных картинок и размещение их на доске в логической последовательности.
2. Беседа по содержанию серии сюжетных картинок.
- Какое время года изображено?
- Чем вы можете подтвердить, что это весна?
- Почему скворечник пришел в негодность за зиму?
- Подберите слова-признаки. Каким стал скворечник? (Черным, ветхим, дряхлым, поломанным.)
- Что решили сделать дети, когда увидели ветхий скворечник?
- Расскажите о том, что вы видите на следующих картинках.
- Почему дети отошли в сторонку, когда увидели скворцов? Чему рады дети?
Логопед: Послушайте, какой у нас получился рассказ.
5. Физкультминутка.
Выполняется совместно с «Квакушей».
Игра: «Улетают — не улетают» Когда дети слышат название перелетной птицы — машут руками словно крыльями. Когда дети слышат название зимующей птицы, они обнимают себя руками (согревают).
6. Воспроизведение детьми по цепочке поставленного рассказа с опорой на сюжетные картинки.
7. Итог занятия.
- Назовите перелетных птиц.
- Назовите зимующих птиц.
Игра «Поселим скворцов»
Логопед говорит о том, что «Квакуша» привезла из путешествия домик для скворцов.
Выставляется нарисованный скворечник с прорезями. Логопед говорит о том, что скворцы смогут поселиться в этом скворечнике лишь тогда, когда дети вспомнят и назовут родственные слова к слову «скворечник». При назывании каждого слова дети вставляют в прорези фигурки скворцов.
Логопед говорит от имени «Квакуши» о том, что ей очень понравился рассказ, который сочинили дети.
8. Домашнее задание.
- Нарисовать скворечник со скворцами.