Теоретические и педагогические основы обучения
Тема 8. Целостный педагогический процесс и его сущность
Лекция 10
Технология обучения
Появление понятия «технология обучения» связано с именем Л. Рона Хаббарда.
Хаббард полагает, что для успешного обучения надо научить людей учиться, а для этого преодолеть три препятствия, которые снижают эффективность обучения.
Препятствия: 1) отсутствие массы, то есть физического объекта (однако в педагогике издавна говорилось о роли наглядности в обучении);
2) градиент, понимаемое Хаббардом как постепенное изучение чего-либо (принцип постепенности в обучении)
3) третье;)
Образовательная технология – «совокупность средств и способов осуществления образовательного процесса с получением гарантированного результата» (А.А. Плигин)
От определения «образовательной методики» определение технологии отличается только наличием слов «получение гарантированного результата».
Педагогической технологией обычно называют направление зарубежной педагогики, которое имеет целью повышение эффективности образовательного процесса, гарантированное достижение обучаемыми запланированных результатов обучения (М.В. Кларин, 1989).
|
|
«Педагогическая технология» не вполне корректный перевод с англ. Более верным был бы перевод «образовательная технология».
Попытки внести технологию в учебный процесс не прекращались все XX столетие.
Сейчас активно внедряется технологическая парадигма образования.
Пример американской образовательной технологии «послушать-сговориться-обсудить».
Модульное обучение – разновидность блочного обучения, способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации.
Содержание обучения строится по формуле:
Информационный блок + дидактическая цель + указание на объем изучаемого содержания, уровень его усвоения + советы в письменной форме.
Принципы модульного обучения:
1) модульность и «порционность» (деление модуля на учебные элементы (УЭ);
2) развитие самостоятельности обучения учащегося и др.
Педагогическая цель — это предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействий в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем соотносятся все остальные компоненты педагогического процесса.
Виды педагогических целей многообразны. Можно выделить: 1)нормативные государственные цели образования; 2)общественные цели; 3)инициативные цели самих педагогов и учащихся (группы А, Б, В).
Организационные цели. Методические цели.
(Столяренко Л.Д., Самыгин С.И.)
|
|
ЧЕМ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ?
В отечественной дидактике наиболее признана концепция И. Я. Лернера, который выделил элементы содержания образования:
1) знания;
2) установленные и выведенные в опыте способы деятельности;
3) опыт творчества;
4. эмоционально-ценностное отношение к изучаемым объектам и к реальной действительности, в том числе и отношение к другим людям и к самому себе, потребности и мотивы общественной, научной, профессиональной деятельности.
Составные части содержания каждого направления воспитания таковы:
ЗНАНИЯ, НАВЫКИ, УМЕНИЯ, ОТНОШЕНИЯ, ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (раскрыть каждое понятие)
В содержании образования теория должна соединяться с практикой, обучение — с производительным трудом. Содержание образования должно соответствовать возрастным возможностям учащихся.
(Столяренко Л.Д., Самыгин С.И.)
КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ?
Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепциях, которые часто называются также дидактическими системами.. Можно выделить три дидактические концепции: традиционную, педоцентричекую и современную систему дидактики.
(Столяренко Л.Д., Самыгин С.И.)
В ЧЕМ СОСТОИТ СУЩНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ И КАКОВА ЕГО СТРУКТУРА?
Обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности.
В процессе обучения необходимо решить следующие задачи: стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых; организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями; развитие мышления, памяти, творческих способностей; совершенствование учебных умений и навыков; выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.