Систематизация музеев. Принципы систематизации

Музей как феномен культуры

Музей (отгреч. museion – храм муз) – учреждение, занимающееся комплектованием, хранением и изучением предметов, представляющих историческую, культурную и научную ценность – произведений искусства, письменных источников, рукописных и печатных материалов и предметов, отражающих профиль коллекции и экспозиции музеев.

За более чем два тысячелетия существования музея как социального института изменилось его понимание и использование. Однако фундаментальное его общественное назначение не изменилось и, видимо, останется определяющим его сущность в обозримом будущем – это сохранять, презентовать и транслировать из прошлого в будущее главные ценности и достижения, соответствующие аксиологическим представлениям своего времени.

Функции музея

Функций музея насчитывается множество, но из основных выделены четыре наиболее важные:

1. Научно-документальнаяи охранная – реализуются в изучении определенных фактов, характеризующих развитие природы и общества и выраженных в материальных предметах. Государство гарантирует хранение культурных ценностей, которое достигается путем правильного ухода за ними.

2. Исследовательская – выражается в изучении музейных предметов как первоисточников ценной информации в тесном взаимодействии с другими дисциплинами, такими как нумизматика (наука о монетах), археология, палеонтология, геральдика (наука и гербах), искусствоведение, антропология, сфрагистика (наука о печатях и штампах) и др.

3. Образовательно-воспитательная – выражается в том, что музей участвуют в расширении кругозора человека, в развитии его эстетического вкуса, в процессе обогащения знаний об окружающем мире, истории и закономерностях его развития, способствует повышению культурного и образовательного уровня человека.

4. Развлекательная – посещение музея является одним из великолепных способов проведения досуга для людей различных возрастных групп.

Социально-педагогические функции музея:

– образование и воспитание;

– формирование культурного уровня конкретных социальных групп;

– формирование культурной среды определенного региона;

– формирования творческих способностей и общественной активности социальных групп.

Систематизация музеев – разделение музеев на группы по одному или нескольким признакам. Необходимость систематизации возникает на определенном историческом этапе развития музейного мира, когда возрастает число музеев и появляется разнообразие форм музейных учреждений.

В 1920-е гг., в период формирования государственной музейной сети, сложилась сложная систематизация, учитывавшая профили, а также статус, ведомственные подчиненности.

В музееведении до конца 20 в. было принято деление музеев по "типам, видам и профилям". Также до 1990-х гг. применялся административно-управленческий принцип деления музеев на категории, которых было 4. Категория определялась по формальным признакам численности фондов и посещаемости и влияла на финансирование музея, в т.ч. на заработную плату сотрудников.

В настоящее время наиболее употребимо деление на следующие группы, принадлежность к которым часто находит отражение в официальном названии музея.

– Профильные группы музеев

– Группы музеев по типу хранимого наследия

– Группы музеев по роду деятельности и адресату (типы музеев)

– Живые музеи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: