Принципы правотворчества – определенные руководящие идеи, общие положения, которым необходимо следовать в ходе правотворчества. Они имеют специфику в зависимости от типа правопонимания.
С позиций естественно-правовой концепции правопонимания (которое отражено в учебниках) – следующие принципы:
- демократизм,
- гуманизм,
- законность,
- профессионализм,
- интернационализм (РФ является членом мирового сообщества…).
Это такие идеологические / благие пожелания к законодательному органу, на которые он должен опираться. Никакого правового значения они не имеют, ни к чему они правотворческий орган не обязывают, на правотворческий процесс не влияют, правотворческая деятельность / процедура не может быть проверена или оспорена с точки зрения соответствия или несоответствия этим принципам.
С точки зрения легистского позитивизма принципы правотворчества утверждается необходимость следования определенному установленному порядку принятия определенных источников права.
|
|
Любой источник права должен приниматься надлежащей инстанцией в надлежащем (установленном высшей правовой нормой) порядке.
С точки зрения либертарной концепции правопонимания принципом правотворческой деятельности должен являться принцип формального равенства. Он означает, что применительно к созданию конкретных источников права правотворческая деятельность должна совершаться таким образом, чтобы в её процессе соблюдался принцип формального равенства. Это является необходимой гарантией того, что правовые нормы, позитивированные в процессе этой правотворческой деятельности, будут устанавливать правила поведения, регулирующие отношения на основе принципа формального равенства.
Он преломляется в каждой правотворческой процедуре. При создании доктрины или обычая процедур быть не может, и здесь принцип формального равенства является гарантией правового характера правотворческого процесса.
Лекция 10 (11.04.07)
Как преломляется принцип формального равенства в каждой правотворческой процедуре?
В процедуре законотворчества: закона должен приниматься выборным органом, формируемым в соответствии с демократическими принципами избирательного процесса, в этом и есть принцип формального равенства. Представительный орган: формальное равенство доступа всех граждан к законотворчеству.
Подзаконные акты, исходящие от органов исполнительной власти. Поскольку акты органов исполнительной власти часто являются актами единоличных органов, а не коллегиальных, то здесь процедуру предусмотреть сложно. Это не такой орган, в рамках которого мог бы реализовываться принцип формального равенства. В любом случае не используется принцип формального равенства в согласовании, выработке, рассмотрении акта. Здесь единственно возможной гарантией их законности является соблюдение им строгой подзаконности данных актов, кроме того, за ними должен осуществляться судебный контроль.
|
|
Судебный прецедент.
Здесь принцип формального равенства выражается в независимости судей, что обеспечивает суду формально равное отношение к спорящим сторонам. Состязательность сторон, несменяемость и неприкосновенность судей, все гарантии судебной власти – модификация принципа формального равенства.
Применительно к прецеденту, гарантией его правового характера является то, что прецеденты складываются, а не устанавливаются (это гарантия отбора правильных позиций), а также конституционный контроль.
Эти гарантии не предоставляются, если правотворчество осуществляется в рамках конституционного правотворчества.
Нормативный договор. Это результат согласованного волеизъявления двух или более сторон. Здесь основная гарантия, вытекающая из принципа формального равенства - это обеспечение свободы воли договаривающихся сторон.
Венская конвенция о праве международных договоров.
Ст.179 ГК -> недействительность сделки, совершенной под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной или стечения тяжёлых обстоятельств.