Пространство – важнейший элемент мифопоэтической модели мира.
Современные представления о пространстве сложились под воздействием научных взглядов, особенно после Галилея и Ньютона.
По современным представлениям, пространство – рационализированное, геометризированное, непрерывное, гомогенное, бесконечно делимое, равное самому себе в каждой части.
В мифопоэтической модели мира такого пространства не существует. Более того, не было и слова для обозначения пространства.
В архаичной модели мира пространство оживотворено, одухотворено, качественно разнородно.
Мифопоэтическое пространство не является идеальным, абстрактным, пустым, оно не предшествует вещам, которые его заполняют, а наоборот – конституируется ими.
Пространство всегда заполнено, всегда вещно, вне вещей оно не существует.
Мифопоэтическое пространство противостоит не-пространству. Его воплощением является хаос до начала творения. В условиях уже наличествующего творения складывается оппозиция: пространство в космосе (в центре) – не-пространство в хаосе (на периферии).
|
|
Оппозиция может сложиться внутри самого космоса, когда не-пространство как остаток хаотического начала, ещё не переработанного космическими силами, помещается в центре, а космос окружает своим пространством его область.
Мифопоэтическое пространство не разделено с мифопоэтическим временем. Любое полноценное описание пространтства предполагает определение его не просто здесь, а обязательно здесь-теперь.
Пространство и время образуют неразрывное единство – хронотоп (время-пространство). Это подтверждается и на языковом уровне. Классический образец – лат. orbis – окружность, круг и – земной круг, мир, земля.
Важнейшее свойство пространства – его отдельность, отделённость от не-пространства.
Пространство возникает:
· через отделение его от чего-то;
· через выделение его из хаоса;
· через развёртывание, распространение его вовне. Это развёртывание происходит по отношению к некоему центру, той точке, через которую как бы проходит ось разворота. Очень показательно в этом смысле русское обозначение – пространство. Его внутренняя форма – pro-stor – апеллирует к таким смыслам, как вперёд, вширь, вовне, а от них – к смыслам открытость, воля. Понятие пространства обладает исключительной семантической ёмкостью и мифопоэтической выразительностью.
Мифопоэтическая вселенная – не просто широкое, свободное пространство, но это и организованное, расчленённое пространство. Оно состоит из частей и, следовательно, предполагает две противоположные по смыслу операции – анализ и синтез.
|
|
Пространство описывается и как гармоническое равновесие соподчинённых частей, которое имеет эстетическую ценность, и как то, что измеряется. Эти измерения пространства во многих традициях получили исключительное развитие и дали начало разветвлённой нумерологии и геометрии, отчасти – астрономии. Это знания постепенно десакрализировались.
Важны для характеристики пространства те случаи, когда разные (в идеале – все) части пространства имеют единый источник происхождения. Например, описывается происхождение космического или земного пространства из членов тела первочеловека.
Все объекты, заполняющие пространство и конституирующие его, выстраивают в пределах общего пространства некое семантическое пространство определённой структуры. Происходит так называемое семантическое обживание пространства.