Теория предельной полезности.
В соответствии с этой теорией, стоимость, ценность можно определить величиной полезного эффекта, получаемого человеком от его потребления, то есть предельной полезностью блага с учетом индивидуальной оценки полезности блага конкретным потребителем.
Таким образом, стоимость товара – цена товара (оценка), отражает затраты труда на его производство, и величина полезности этого товара для потребителя.
Полезность блага – это свойство удовлетворять потребность покупателя. Общая полезность – полезность, получаемая от всего набора полученных благ. Она возрастает по мере приобретения больших единиц блага.
Предельная полезность убывает с каждым приростом того его количества, которое есть в распоряжении потребителя в данный момент времени. Величина ценности блага определяется предельной полезностью товара.
1. кардиналистский – с помощью условной счетной единицы ютиль.
2. ординалистский – измерение полезности товаров и услуг с помощью шкалы предпочтений.
|
|
Предпочтения основываются на трех предпосылках:
1. всеобщности предпочтений – т. е. потребитель знает свои потребности и может их аранжировать.
2. транзитивность предпочтений – т. е. последовательность и согласованность.
3. ненасыщенность предпочтений – т. е. большее количество товара предпочитают меньше людей.
Графически отношение предпочтений отражает кривая безразличия, на которой находятся равноценно предпочитаемые комбинации товаров и услуг для удовлетворения потребностей.
Свойства кривой безразличия:
Кривая безразличия показывает, в каких соотношениях продаваемые наборы товаров будут равнозначны для потребителя (рис. 2.1).