Упрощенная система налогообложения

Особые режимы налогообложения

Особые режимы налогообложения

1. Особые режимы налогообложения

2. Упрощенная система налогообложения

3. Налог на лотерейную деятельность

4. Налог на игорный бизнес

5. Налоги на доходы в отдельных сферах деятельности

6. Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции

7. Особенности налогообложения в СЭЗ

Особый режим налогообложения – это специальный порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин). Его использование предусматривает введение в отношении какой-либо категории субъектов хозяйствования налогового режима, отличного от общеустановленного.

Перечень особых режимов налогообложения установлен Налоговым Кодексом Республики Беларусь. В числе таких ре­жимов на практике используются:

• упрощенная система налогообложения;

• система налогообложения в свободных экономических зонах;

• налог на игорный бизнес;

• налог на доходы от осуществления лотерейной деятель­ности;

• единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;

• единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию товаров (работ, услуг);

• налогообложение отдельных категорий плательщиков.

Установление особого режима налогообложения в зависимости от цели его введения происходит по одному из следующих вариантов:

• путем замены определенной совокупности общепримени­мых налогов и сборов специальным налоговым платежом (упрощенная система налогообложения, единый налог для производителей с/х продукции);

• установлением льготных условий налогообложения (с меньшим уровнем налоговой нагрузки) посредством предостав­ления комплекса налоговых льгот по действующим налогам и сбо­рам либо сужения количества уплачиваемых налоговых платежей (СЭЗ);

• полным освобождением от налогов, сборов (пошлин) от­дельных категорий плательщиков. Например, от налогообложения в Республике Беларусь освобождаются Национальный банк Республики Бе­ларусь и коллегии адвокатов.

Применяется в настоящее время в соответствии с Указом Президента РБ от 09.03.07 г. № 119 «Об упрощенной системе налогообложения».

Плательщиками налога при упрощенной системе признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на применение такой системы и применяющие ее в установленном порядке. Не вправе применять упрощенную систему налогообложения (далее – упрощенная система)

1) организации и индивидуальные предприниматели:

производящие подакцизные товары и производящие или реализующие ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней;

занимающиеся игорным бизнесом;

осуществляющие лотерейную, туристическую, риэлтерскую, страховую, банковскую деятельность; профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, деятельность в рамках простого товарищества и (или) хозяйственной группы; деятельность в качестве резидентов свободных экономических зон или Парка высоких технологий;

2) организации, производящие сельскохозяйственную продукцию и уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;

3) индивидуальные предприниматели в части деятельности, по которой уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

Применять упрощенную систему вправе при одновременном соблюдении следующих критериев средней численности работников и валовой выручки в течение первых девяти месяцев года, предшествующего году, с которого претендуют на ее применение:

1) организации со средней численностью работников за каждый месяц, не превышающей 15 человек, и индивидуальные предприниматели, если размер их валовой выручки составляет:

не более 450 млн. рублей (без уплаты НДС);

свыше 450 млн. рублей, но не более 1 500 млн. рублей (с уплатой НДС).

2) организации со средней численностью работников за каждый месяц свыше 15 до 100 человек включительно, если размер их валовой выручки не превысил 1 500 млн. рублей.

Размеры валовой выручки ежегодно индексируются в соответствии с законом Республики Беларусь о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год. В 2008 году коэффициент индексации составляет 6,5 %.

Уплата налога при упрощенной системе:

заменяет уплату налогов, сборов (пошлин) и отчислений в целевые бюджетные и внебюджетные фонды, за исключением:

налогов, сборов (пошлин), взимаемых при ввозе (вывозе) товаров на таможенную территорию Республики Беларусь;

государственной пошлины;

регистрационных и лицензионных сборов;

оффшорного сбора;

гербового сбора;

налога на приобретение автомобильных транспортных средств;

обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения.

Объектом налогообложения признается осуществление предпринимательской деятельности на территории Республики Беларусь.

Налоговой базой признается валовая выручка, определяемая как сумма выручки, полученной за налоговый период организациями и индивидуальными предпринимателями от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, и доходов от внереализационных операций.

Организации со средней численностью работников за каждый месяц, не превышающей 5 человек, и индивидуальные предприниматели, валовая выручка которых не превышает 600 млн. рублей в год, занимающиеся розничной торговлей и (или) оказывающие услуги общественного питания, вправе использовать в качестве налоговой базы валовой доход, рассчитываемый в виде разницы между валовой выручкой и покупной стоимостью реализованных товаров за налоговый период.

К доходам от внереализационных операций относятся доходы, включаемые в соответствии с законодательством в состав доходов от внереализационных операций при исчислении налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц.

В налоговую базу не включаются:

выручка от продажи иностранной валюты;

выручка индивидуальных предпринимателей от реализации товаров (работ, услуг) по деятельности, подлежащей обложению единым налогом с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

Ставка налога при упрощенной системе устанавливается:

10 процентов – для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих налог на добавленную стоимость;

8 процентов – для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на добавленную стоимость;

20 процентов – для организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих в качестве налоговой базы валовой доход.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей (кроме осуществляющих торговую посредническую деятельность) с местом нахождения (жительства) в сельских населенных пунктах, преобразованных в агрогородки, а также в поселках городского типа и городах районного подчинения с численностью населения до 50 тыс. человек, перечень которых утверждается Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь, ставка налога при упрощенной системе устанавливается:

5 процентов – для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих налог на добавленную стоимость;

3 процента – для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на добавленную стоимость.

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности, облагаемые по разным ставкам налога при упрощенной системе имеют право на их одновременное применение в отношении этих видов деятельности на основании данных раздельного учета.

Налоговым периодом является календарный месяц.

Налог при упрощенной системе исчисляется как произведение налоговой базы и ставки налога.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, представляют в налоговые органы по месту постановки на учет (далее – налоговые органы) налоговую декларацию (расчет) по налогу при упрощенной системе.

Уплата налога в бюджет при упрощенной системе производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на добавленную стоимость, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета и отчетности и ведут учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему. Форма книги и порядок ее заполнения устанавливаются Министерством по налогам и сборам, Министерством финансов, Министерством труда и социальной защиты, Министерством статистики и анализа.

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на применение упрощенной системы с начала календарного года, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, прошедших государственную регистрацию в году, в котором они начинают применять эту систему. Такие организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему начиная со дня их государственной регистрации при условии, если списочная численность работников организации не превышает 100 человек.

Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему, должны с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, в котором они претендуют на применение указанной системы, представить в налоговый орган заявление о переходе на упрощенную систему, содержащее информацию о размере валовой выручки за первые девять месяцев текущего года, а также о средней численности работников организации за каждый месяц.

Форма заявления о переходе на упрощенную систему устанавливается Министерством по налогам и сборам.

Применение организациями и индивидуальными предпринимателями упрощенной системы прекращается и они осуществляют уплату налогов, сборов (пошлин) в общем порядке начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором:

средняя численность работников организации за истекший месяц превысила 100 человек;

валовая выручка нарастающим итогом в течение календарного года превысила 2 000 млн. рублей;

ими принято решение об отказе от применения упрощенной системы. При этом организации и индивидуальные предприниматели обязаны проинформировать о своем решении налоговые органы не позднее чем за 15 дней до начала следующего месяца;

при применении упрощенной системы без уплаты налога на добавленную стоимость средняя численность работников организации превысила 15 человек и (или) валовая выручка нарастающим итогом в течение календарного года составила более 600 млн. рублей. Такие организации и индивидуальные предприниматели вправе перейти на применение упрощенной системы с уплатой налога на добавленную стоимость.

Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на общий порядок налогообложения в текущем календарном году, не вправе в следующем календарном году перейти на упрощенную систему.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: