Особые режимы налогообложения
Особые режимы налогообложения
1. Особые режимы налогообложения
2. Упрощенная система налогообложения
3. Налог на лотерейную деятельность
4. Налог на игорный бизнес
5. Налоги на доходы в отдельных сферах деятельности
6. Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции
7. Особенности налогообложения в СЭЗ
Особый режим налогообложения – это специальный порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин). Его использование предусматривает введение в отношении какой-либо категории субъектов хозяйствования налогового режима, отличного от общеустановленного.
Перечень особых режимов налогообложения установлен Налоговым Кодексом Республики Беларусь. В числе таких режимов на практике используются:
• упрощенная система налогообложения;
• система налогообложения в свободных экономических зонах;
• налог на игорный бизнес;
• налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности;
• единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;
|
|
• единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию товаров (работ, услуг);
• налогообложение отдельных категорий плательщиков.
Установление особого режима налогообложения в зависимости от цели его введения происходит по одному из следующих вариантов:
• путем замены определенной совокупности общеприменимых налогов и сборов специальным налоговым платежом (упрощенная система налогообложения, единый налог для производителей с/х продукции);
• установлением льготных условий налогообложения (с меньшим уровнем налоговой нагрузки) посредством предоставления комплекса налоговых льгот по действующим налогам и сборам либо сужения количества уплачиваемых налоговых платежей (СЭЗ);
• полным освобождением от налогов, сборов (пошлин) отдельных категорий плательщиков. Например, от налогообложения в Республике Беларусь освобождаются Национальный банк Республики Беларусь и коллегии адвокатов.
Применяется в настоящее время в соответствии с Указом Президента РБ от 09.03.07 г. № 119 «Об упрощенной системе налогообложения».
Плательщиками налога при упрощенной системе признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на применение такой системы и применяющие ее в установленном порядке. Не вправе применять упрощенную систему налогообложения (далее – упрощенная система)
1) организации и индивидуальные предприниматели:
производящие подакцизные товары и производящие или реализующие ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней;
|
|
занимающиеся игорным бизнесом;
осуществляющие лотерейную, туристическую, риэлтерскую, страховую, банковскую деятельность; профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, деятельность в рамках простого товарищества и (или) хозяйственной группы; деятельность в качестве резидентов свободных экономических зон или Парка высоких технологий;
2) организации, производящие сельскохозяйственную продукцию и уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;
3) индивидуальные предприниматели в части деятельности, по которой уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.
Применять упрощенную систему вправе при одновременном соблюдении следующих критериев средней численности работников и валовой выручки в течение первых девяти месяцев года, предшествующего году, с которого претендуют на ее применение:
1) организации со средней численностью работников за каждый месяц, не превышающей 15 человек, и индивидуальные предприниматели, если размер их валовой выручки составляет:
не более 450 млн. рублей (без уплаты НДС);
свыше 450 млн. рублей, но не более 1 500 млн. рублей (с уплатой НДС).
2) организации со средней численностью работников за каждый месяц свыше 15 до 100 человек включительно, если размер их валовой выручки не превысил 1 500 млн. рублей.
Размеры валовой выручки ежегодно индексируются в соответствии с законом Республики Беларусь о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год. В 2008 году коэффициент индексации составляет 6,5 %.
Уплата налога при упрощенной системе:
заменяет уплату налогов, сборов (пошлин) и отчислений в целевые бюджетные и внебюджетные фонды, за исключением:
налогов, сборов (пошлин), взимаемых при ввозе (вывозе) товаров на таможенную территорию Республики Беларусь;
государственной пошлины;
регистрационных и лицензионных сборов;
оффшорного сбора;
гербового сбора;
налога на приобретение автомобильных транспортных средств;
обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения.
Объектом налогообложения признается осуществление предпринимательской деятельности на территории Республики Беларусь.
Налоговой базой признается валовая выручка, определяемая как сумма выручки, полученной за налоговый период организациями и индивидуальными предпринимателями от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, и доходов от внереализационных операций.
Организации со средней численностью работников за каждый месяц, не превышающей 5 человек, и индивидуальные предприниматели, валовая выручка которых не превышает 600 млн. рублей в год, занимающиеся розничной торговлей и (или) оказывающие услуги общественного питания, вправе использовать в качестве налоговой базы валовой доход, рассчитываемый в виде разницы между валовой выручкой и покупной стоимостью реализованных товаров за налоговый период.
К доходам от внереализационных операций относятся доходы, включаемые в соответствии с законодательством в состав доходов от внереализационных операций при исчислении налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц.
В налоговую базу не включаются:
выручка от продажи иностранной валюты;
выручка индивидуальных предпринимателей от реализации товаров (работ, услуг) по деятельности, подлежащей обложению единым налогом с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.
Ставка налога при упрощенной системе устанавливается:
10 процентов – для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих налог на добавленную стоимость;
8 процентов – для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на добавленную стоимость;
|
|
20 процентов – для организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих в качестве налоговой базы валовой доход.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей (кроме осуществляющих торговую посредническую деятельность) с местом нахождения (жительства) в сельских населенных пунктах, преобразованных в агрогородки, а также в поселках городского типа и городах районного подчинения с численностью населения до 50 тыс. человек, перечень которых утверждается Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь, ставка налога при упрощенной системе устанавливается:
5 процентов – для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих налог на добавленную стоимость;
3 процента – для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на добавленную стоимость.
Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности, облагаемые по разным ставкам налога при упрощенной системе имеют право на их одновременное применение в отношении этих видов деятельности на основании данных раздельного учета.
Налоговым периодом является календарный месяц.
Налог при упрощенной системе исчисляется как произведение налоговой базы и ставки налога.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, представляют в налоговые органы по месту постановки на учет (далее – налоговые органы) налоговую декларацию (расчет) по налогу при упрощенной системе.
Уплата налога в бюджет при упрощенной системе производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на добавленную стоимость, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета и отчетности и ведут учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему. Форма книги и порядок ее заполнения устанавливаются Министерством по налогам и сборам, Министерством финансов, Министерством труда и социальной защиты, Министерством статистики и анализа.
|
|
Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на применение упрощенной системы с начала календарного года, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, прошедших государственную регистрацию в году, в котором они начинают применять эту систему. Такие организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему начиная со дня их государственной регистрации при условии, если списочная численность работников организации не превышает 100 человек.
Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему, должны с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, в котором они претендуют на применение указанной системы, представить в налоговый орган заявление о переходе на упрощенную систему, содержащее информацию о размере валовой выручки за первые девять месяцев текущего года, а также о средней численности работников организации за каждый месяц.
Форма заявления о переходе на упрощенную систему устанавливается Министерством по налогам и сборам.
Применение организациями и индивидуальными предпринимателями упрощенной системы прекращается и они осуществляют уплату налогов, сборов (пошлин) в общем порядке начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором:
средняя численность работников организации за истекший месяц превысила 100 человек;
валовая выручка нарастающим итогом в течение календарного года превысила 2 000 млн. рублей;
ими принято решение об отказе от применения упрощенной системы. При этом организации и индивидуальные предприниматели обязаны проинформировать о своем решении налоговые органы не позднее чем за 15 дней до начала следующего месяца;
при применении упрощенной системы без уплаты налога на добавленную стоимость средняя численность работников организации превысила 15 человек и (или) валовая выручка нарастающим итогом в течение календарного года составила более 600 млн. рублей. Такие организации и индивидуальные предприниматели вправе перейти на применение упрощенной системы с уплатой налога на добавленную стоимость.
Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на общий порядок налогообложения в текущем календарном году, не вправе в следующем календарном году перейти на упрощенную систему.