Как согласуются между собой производство и потребление
Виды относительной прибыли (рентабельности)
Микроэкономические показатели производства
Встречаются как натуральные, так и стоимостные показатели:
- Объем выпуска продукции (выпуск) – натуральный показатель. Состоит из трех частей:
- Валовая продукция, включая незавершенное производство
- Товарная продукция (завершенная и отправленная)
- Реализованная продукция (поступили доходы на счет)
- Валовой доход – стоимостный эквивалент первого показателя (выручка).
- Издержки (расходы, затраты) – текущие затраты: постоянные (не зависят от объема выпуска) и переменные (зависят от объема выпуска).
- Себестоимость – качественный показатель, расходы на единицу выпуска (времени).
- Валовая прибыль - полная, валовые доходы минус издержки за один период. Валовая прибыль минус налоги – чистая прибыль. Нормальная прибыль – чистая прибыль, которая устраивает предпринимателя.
- Рента – доход от использования сельскохозяйственных земель.
Это качественные показатели:
|
|
- Отношение валовой прибыли к расходам, сколько приходится прибыли на грн. расхода – рентабельность эксплуатации.
- Отношение валовой прибыли на стоимость капитала и умножить на 100% - процент с капитала, рентабельность фонда, сколько прибыли на грн. фонда.
Обратно: стоимость капитала на объем годовой прибыли – срок окупаемости.
- Рентабельность по доходам – отношение прибыли к валовому доходу.
Научно-технический прогресс (НТП)
Технология – как делать, при помощи какого труда, из какого сырья, на какой технике.
НТП бывает фондоемкий (требует больших капитальных вложений) и фондосберегающий (требует меньших вложений).
Показатели НТП
- Производительность труда (чем выше, тем лучше), трудоемкость (время на единицу выпуска).
- Материалоемкость, энергоемкость – объем ресурсов на единицу выпуска.
- Производительность техники – сколько тонн кран делает в час.
Если имеет место плановая система, то согласование – диктат производителя. Если же рыночная – диктат потребителя, т.е. производит то, что устраивает потребителя.
Маркет – деятельность, связанная с рынком. Относительно молодая область знаний. Необходима когда объем производства превышает объем потребления, т.е. перепроизводство.
Маркетологи часто говорят, что их деятельность ЧП:
Производимый продукт, продажная цена, продвижение к потребителю и пригодность(полезность) продукта. Они сторонники умеренных цен и увеличения объема продаж.
Есть 2 принципиальные стратегии- концентрированный маркетинг (деятельность производителя сконцентрирована на более узком секторе рынка), дифференцированный (ориентация на более широкий сектор рынка)
|
|
В зависимости от стратегий различают методы: стимулирующий (повышает недостаточный спрос), развивающий (выявляет скрытый спрос и превращает в реальный), ремаркетинг (оживляет падающий спрос), поддерживающий (предотвращает спад), демаркетинг (снижает чрезмерный спрос(алкоголь)), противодействующий (уменьшает спрос на нерациональное потребление(сигареты))