Принципы построения логистической
Функции логистической информационной системы
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
ТЕМА 3. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ
Логистика – это наука об управлении материальными потоками и связанными с ними финансовыми и информационными потоками. Слово «логистика» в переводе с греческого означает «рассуждение». Основная идея логистических информационных систем состоит в синхронизации движения материальных потоков в соответствии с потребностями пользователей. Большая размерность логистических задач привела к необходимости их информатизации и созданию логистических информационных систем.
Основными задачами логистики являются управление запасами и транспортировкой.
Логистическая цепь состоит из следующих звеньев:
1. Снабжение, состоящее в нахождении поставщиков, заключении контрактов и т.д.
2. Транспортировка, заключающаяся в передвижении материальных потоков.
3. Хранение, предусматривающее управление складскими запасами.
4. Производство в части передвижения продукции внутри предприятия между складами, цехами и рабочими местами, направленное на своевременное обеспечение технологического процесса материалами и комплектующими и сокращение длительности производственных циклов.
5. Физическое распределение продукции в дистрибьюторской сети предприятия.
Эффект применения логистических информационных систем заключается в соблюдении принципа «lean production» («тощего производства»), направленного на повышение оборачиваемости оборотных средств.
Логистические системы в зависимости от широты применения подразделяются на:
· микрологистические, применяемые в пределах предприятия;
· мезологистические, относящиеся к корпорации;
· макрологистические, охватывающие несколько корпораций.
Рассмотрим основные парадигмы логистики.
Под термином «парадигма» понимается подход, принцип создания системы. При создании логистической информационной системы используются 4 основные парадигмы.
1. Информационная парадигма.
Логистические системы не случайно называют логистическими информационными системами (ЛИС), так как идеи синхронизации и управления материальными потоками невозможно воплотить без использования информационных технологий.
Время выполнения заказа зависит не только от скорости движения материальных потоков, но и от времени обработки связанных с ними информационных и финансовых потоков, на основе которых в движение приходят материальные потоки (рисунок 3.1).
Рис. 3.1. Взаимосвязь звеньев логистической цепи
Физическое распределение продукции включает в себя деятельность дилеров и ретейлеров, состоящую в транспортировке, хранении и сбыте продукции.
2. Интегральная парадигма.
Интегральная парадигма в логистике приводит в горизонтальной интеграции хозяйствующих субъектов, то есть интеграции по ходу технологического процесса.
В горизонтальной интеграции объединяются такие хозяйствующие субъекты, как:
· производители материалов и комплектующих;
· фирмы, осуществляющие снабжение;
· производственное предприятие;
· дистрибьюторская сеть, которая может выступать самостоятельной торговой фирмой;
· финансовые организации.
Такое объединение приводит к созданию промышленно-финансовых групп, охваченных корпоративной информационной системой (рисунок 3.2).
Рис. 3.2. Корпоративная информационная система
промышленно-финансовой группы
3. Маркетинговая парадигма.
Маркетинговая парадигма логистики предусматривает синхронизацию производства в зависимости от потребностей рынка. Подобная синхронизация поддерживается логистическими информационными системами, включающими модуль планирования ресурсов, синхронизированного с потребностями клиентов (Customer Synchronized Resources Planning, CSRP).
Предприятие может работать с клиентами по двум направлениям:
· «на заказ», то есть по предварительно заключенным контрактам на производство и реализацию продукции;
· «на склад», то есть в расчете на то, что спрос будет достаточным для реализации продукции, заранее изготовленной.
Существуют математические методы для согласования интересов производителей, продавцов и покупателей продукции, в том числе статистические и теоретико-игровые.
Рыночный спрос определятся с помощью качественных и количественных статистических методов для устоявшейся продукции, по которой имеются статистические данные о продажах. Если спрос неизвестен, что соответствует условию вывода на рынок новой продукции, то может быть применено теоретико-игровое моделирование, рассматриваемое в п. 3.7.
4. Экономико-математическая парадигма.
Помимо экономико-математических методов прогнозирования спроса и согласования интересов производителей, продавцов и покупателей продукции в логистике широко применяются математические методы управления складскими запасами и решения транспортных задач, рассматриваемые в п.п. 3.4, 3.5, 3.7.