Показатели логистической информационной системы
Существуют десятки показателей ЛИС, однако, важнейшими из них являются стоимостные затраты и время исполнения заказа клиента.
В составе логистических издержек выделяют как трансакционные издержки, связанные с поиском поставщиков и покупателей продукции, заключением контрактов, обоснованием вариантов организации логистической цепи и т.д., так и трансформационные издержки, относящиеся к транспортировке и хранению товарно-материальных ценностей.
В логистической системе достигается так называемый синергетический эффект, состоящий в том, что в логистической цепи должна минимизироваться сумма стоимостных затрат, а не затраты по отдельным звеньям.
Время исполнения заказа клиента зависит не только от времени физического перемещения материального потока, но также и от запаздывания реакции каждого звена логистической цепи на запрос последующего звена, которое связано с обработкой информационных и финансовых потоков.
|
|
Время выполнения заказа также связано с величиной складских запасов, которые должны быть достаточными для выполнения заказа. Таким образом, основные показатели логистической системы связаны между собой.
К частным показателям ЛИС относятся:
1. Затраты на хранение материалов на складе;
2. Затраты на транспортировку;
3. Скорость оборота запасов на складе;
4. Загрузка складов;
5. Загрузка транспортировочных средств;
6. Общие затраты на снабжение;
7. Время пролеживания изделий в незавершенном производстве;
8. Объем незавершенного производства;
9. Загрузка оборудования;
10. Логистические издержки на единицу продукции.
11. Степень риска, связанного с отсутствием необходимой продукции на складе.
Модели управления запасами должны отражать стратегию управления запасами, т.е. правила определения моментов и объемов партий поставок для пополнения запасов на складе.
Существует два подхода к определению времени пополнения запасов:
1. Периодическое пополнение с периодом .
2. Пополнение при достижении величиной запаса критического уровня, то есть «точки заказа» .
Также существует два подхода к определению объема партии поставки для пополнения запасов:
1. Пополнение запасов партиями постоянного объема ;
2. Пополнение запасов партиями переменного объема , дополняющего запасы на складе до максимального уровня .
Путем сочетания четырех указанных параметров выделяют четыре базовые стратегии управления запасами (таблица 3.1).
Таблица 3.1.
Базовые стратегии управления запасами
Объем партии поставки для пополнения запасов | |||
Пополнение запасов партиями постоянного объема | Пополнение запасов партиями переменного объема до уровня | ||
Время пополнения запасов | Периодическое пополнение с периодом | 1. Стратегия с периодическим пополнением и постоянным объемом партии поставки: , | 2. Стратегия с периодическим пополнением и переменным объемом партии поставки: , |
Пополнение при достижении величиной запаса критического уровня, то есть «точки заказа» | 3. Стратегия с критическим уровнем запаса и постоянным объемом партии поставки: , | 4. Стратегия с критическим уровнем запаса и переменным объемом партии поставки: , |
Рассмотрим достоинства и недостатки этих стратегий.
|
|
1. Стратегия с периодическим пополнением и постоянным объемом партии поставки не содержит обратной связи объема пополнения запасов со спросом. Однако, эта стратегия наиболее простая и может успешно применяться в условиях стабильного спроса с постоянной интенсивностью (расходом запасов в единицу времени).
2. Стратегия с периодическим пополнением и переменным объемом партии поставки является более гибкой, так как реагирует на спрос, но из-за постоянства периода пополнения запасов сопровождается риском возникновения ущерба от дефицита запасов в микро- и мезологистических системах и штрафов в макрологистических системах.
3. Стратегия с критическим уровнем запаса и постоянным объемом партии поставки имеет недостаток, состоящий в нерегулируемом объеме партии пополнения запасов. Этот недостаток может вызвать неоправданные затраты на пополнение запасов, если спрос существенно понизится и потери из-за дефицита запасов, если спрос значительно повысится.
4. Стратегия с критическим уровнем запаса и переменным объемом партии поставки является наиболее гибкой по отношению к спросу и позволяет поддерживать запас в заданных пределах. В зарубежной литературе эта стратегия называется «стратегия двух уровней ()». Уровень запасов проверяется каждый раз после отгрузки товара со склада, и если оставшийся фактический запас () меньше величины «точки заказа» (), то делается заказ на пополнение запаса в объеме
. (3.1)
Частным случаем «стратегии двух уровней» является стратегия пополнения запаса сразу после отгрузки каждой единицы товара. При этом выполняется соотношение:
. (3.2)
Данная стратегия используется в логистической системе Канбан.
Структура модели управления запасами, помимо принятой стратегии управления запасами, характеризуется критерием, ограничениями, представленными логистическими издержками и прочими параметрами (рисунок 3.3).
При построении моделей управления запасами используются как аналитические, так и имитационные (численные) методы. Последние не требуют знания точных аналитических зависимостей между параметрами моделей и основываются на многократных имитационных экспериментах процесса расхода и пополнения запасов с последующей обработкой полученной статистики. Для проведения имитационных экспериментов могут быть использованы системы имитационного моделирования Arena (разработчик Rockwell Software), Pilgrim и др.