Информационные технологии в обеспечении
Факторы конкурентоспособности продукции
Классификация видов конкуренции
ПРОДУКЦИИ
УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ
ТЕМА 5. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА
Конкурентоспособность – это привлекательность продукции с позиции потребителя.
Конкурентоспособность следует рассматривать в рамках определенного вида конкуренции, к числу которых относятся [10]:
· отраслевая (предметная) конкуренция – это конкуренция в пределах одной и той же товарной группы;
· формальная конкуренция – конкуренция товаров-заменителей, относящихся к разным товарным группам;
· конкуренция торговых марок (брендов);
· общая конкуренция, которая сводится к борьбе за деньги покупателей независимо от вида товара.
Рассмотрим факторы конкурентоспособности продукции применительно к отраслевой конкуренции. Различают факторы ценовой и неценовой конкурентоспособности.
|
|
К факторам ценовой конкурентоспособности относятся цена и эксплуатационные затраты потребителя в течение жизненного цикла продукции. К факторам неценовой конкурентоспособности относятся качество продукции, сервис и реклама.
Конкурентоспособность производственного предприятия складывается из конкурентоспособности его продукции.
При определении конкурентоспособности предприятия учитываются не только указанные выше факторы конкурентоспособности продукции, которые являются статическими, но и динамические. К числу динамических факторов конкурентоспособности производственного предприятия относятся: быстрота реакции на конъюнктуру рынка и возможность долгосрочного удержания конкурентных преимуществ.
Рассмотрим роль информационных технологий в повышении конкурентоспособности продукции в разрезе факторов конкурентоспособности.
Информационная поддержка ценообразования предполагает создание и ведение информационной базы по товарным группам, позволяющей рассчитывать равновесную цену товаров с ориентацией как на потребителей, так и на производителей-конкурентов.
Анализ эксплуатационных затрат потребителей в течение жизненного цикла продукции осуществляется с помощью CALS -технологии (см. п. 1.2).
Управление качеством продукции осуществляется в соответствии с концепцией TQM (см. п. 1.2) на основе информационных технологий.
Информационная поддержка сервиса и рекламы продукции в значительной мере связана с Internet -технологиями. Эффективность рекламы в Internet может на порядки превосходить эффективность рекламы на транспорте, в СМИ, стендовой рекламы и т.п. Реклама в Internet доступна круглосуточно одновременно всем заинтересованным потребителям, независимо от их географического местоположения.
|
|
Использование интерактивных web -сайтов позволяет обеспечить высокий уровень сервиса.
Основными видами рекламы в Internet являются:
· баннерная реклама;
· реклама на Internet -досках объявлений, форумах;
· реклама с помощью Internet -рассылок;
· реклама в Internet -представительствах.
Информационный мониторинг рынка способствует быстроте реакции производителя на его конъюнктуру.
Конкурентоспособность меняется во времени и может быть со временем утрачена. В частности, это характерно для рынка информационно-коммуникационных услуг. Здесь новая продукция приобретает высокую конкурентоспособность и из-за ее нематериальности легко насыщает рынок. Однако, если секрет производства этой продукции раскрыт, то она легко перехватывается производителями-конкурентами и такой фактор конкурентоспособности, как возможность долгосрочного удержания конкурентных преимуществ, утрачивает силу.