Чистая конкуренция

ТЕМА 6. ЦЕНА В УСЛОВИЯХ ЧИСТОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Тема 5. Производства и издержки

Производство.

Понятие производственной функции.

Закон убывающей отдачи.

Совокупный предельный и средний продукт.

Кривые издержек.

Постоянные, переменные и общие издержки.

Средние издержки.

Предельные издержки.

Литература: О [1,3] Д [10,49]


Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однако ее характер может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия. Наиболее эффективной считается ситуация совершенной конкуренции. В этой главе мы рассмотрим поведение конкурента фирмы на таком рынке. Считается, что на рынке или в отрасли существует совершенная конкуренция, если выполняется несколько условий.

1. На рынке существует множество мелких фирм-продавцов каждая из которых имеет очень небольшую долю общей выпуска товаров - менее 1 % объема продаж за любой данный период времени.

2. Продукция этих фирм стандартизирована, или однородна для покупателей.

3. Существует свободный вход и выход с рынка: не существует барьеров для входа на рынок и трудностей с прекращением деятельности в отрасли.

4. Фирмы не интересуются производственными решениям друг друга, так как не рассматривают деятельность конкурентов как угрозу собственной доле продаж.

5. Фирмы имеют равный доступ к информации о ценах, технологии и вероятной прибыли и соответственно способности реагировать на изменение условий перемещением применяемых ресурсов.

На рынке совершенной конкуренции покупателям все равно, продукцию какой фирмы выбрать. Поэтому спрос на рынке чистой конкуренции абсолютно эластичен. А значит, выигрывает тот продавец, который может выставить минимальную цену за товар (см. тему 4). Первые два условия гарантируют, что ни один из продавцов не может повлиять на цену продукта в силу собственной малой доли в общем объеме продаж. Фирма не в состоянии изменить предложение продуктов рынке так, чтобы изменилась рыночная цена. Поэтому продавец в условиях совершенной конкуренции являются принимающим цену извне, как заданную величину, являются «прайс-тэйкерами» (англ, price-takers).

Очевидно, что в реальной жизни не существует рынков или отраслей, полностью отвечающих всем признакам. Модель совершенной конкуренции можно использовать для тех рынков, на которых действует множество продавцов и их про­ект стандартизирован (пшеница, рожь, скот, табак, железо и т.д.). Это не делает рынки однозначно совершенно конку­рентными, но тем не менее мы придаем понятию «совершенная конкуренция» поистине уникальное значение в экономике. По­чему?

Дело, прежде всего, в том, что «совершенная конкуренция» (своего рода «физика без трения») позволяет построить некую идеальную модель функционирования экономики, в сравнении с которой можно изучать реальные рыночные структуры, причем, оказывается, модель рынка совершенной конкуренции дает впол­не удовлетворительное приближение к действительности для многих реальных рынков, модель позволяет уловить существен­ное в предложении фирмы и выполняет функцию прогнозирова­ния будущих событий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: