Основы теории налогов

Инфляционный и дефляционный разрывы

Поскольку AD напрямую зависит от G, то рост государственных расходов (за вычетом налогов) мультипликативно повысит совокупный спрос, а значит, и ВНП. При этом будет наблюдаться сокращение безработицы.

При чем мультипликативный эффект государственных расходов будет заключаться в том, что при сбалансированном бюджете (когда, все собранные в виде налогов и сборов деньги будут государством возвращены в экономику) – прирост ВНП будет равен величине самого бюджета.

Налоги — это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством для выполне­ния своих функций. Одним из первых денежных налогов на всех граждан Римской империи во II в. н.э. был трибут (от лат. tribus — каждый из административных округов на которые была разделена территория Рима для установ­ления ценза голосования, набора ополчения и т.д.).

Налоги выполняют две функции: фискальную, касаю­щуюся интересов казны, и экономическую. Сущность фис­кальной функции состоит в образовании государственных денежных фондов, что создает объективные предпосылки для усиления вмешательства государства в экономику. В Швеции, Дании, Ирландии. РБ доля государства в перераспре­делении национального дохода составляет более 50 %; в Великобритании,, Италии, ФРГ, Франции, Австралии, Бельгии, Голландии, Норвегии — около 50 %, в Испании, Швейцарии, США, Японии — около 1/3.

Экономическая функция означает, что с помощью на­логов осуществляется перераспределение средств, оказы­вающее активное влияние на экономические процессы, на рост общественного воспроизводства.

Обе функции взаимосвязаны, хотя в первой отражаются отношения налогоплательщиков к государству, во второй государства к налогоплательщикам. Эти отношения вызыва­ют необходимость использования государством широкого арсенала инструментов (налоговых ставок, способов обложе­ния, льгот и т.д.), составляющих налоговый механизм. Налоговый механизм — это совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением. Налоговое регулирование и предполагает использование как налоговой политики, так и налогового механизма. В основу политики консервативных правительств США, Великобри­тании, Германии положена теория "экономики предложе­ния", основным инструментом которой и является налоговый механизм. Уменьшение ставок налога на прибыль корпора­ций, подоходного налога способствует поощрению развития инвестиций и стимулирует сбережения населения. Сокраще­ние налогового изъятия призвано увеличить темпы и пропор­ции накопления в долгосрочном периоде, а льготное налого­обложение — обеспечить стимулирование научно-техничес­кого прогресса.

Экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения со времен появления налогов. Четыре важ­нейших принципа были сформулированы еще А.Смитом.

1. Плательщики должны участвовать в содержании правительства соответственно доходам, какими они поль­зуются под его покровительством и защитой.

2. Налог должен быть точно определен (срок уплаты, способ и сумма платежа).

3. Вид налога, способ платежа и срок уплаты должны быть удобны плательщику.

4. Каждый налог должен удержать из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит казначейству (налоговая система и служба должны быть по возмож­ности дешевой).

Дж.С.Миль считал, что налоги должны способствовать установлению принципа социальной справедливости. На основе этих принципов к настоящему времени сформулировались две концепции налогообложения. Первая — на­логоплательщики должны уплачивать налоги пропорцио­нально тем выгодам, которые они получают от государства, вторая — налоги должны зависеть от размеров получаемо­го дохода. Совершенно справедливо, что налоги в большем размере должны платить те, кто получил больше выгоды от государства, но в ряде случаев определить величину этой выгоды невозможно (сколько доходов получает каж­дый плательщик от расходов государства на оборону, управление и др.). Кроме того, следуя этой концепции, самые большие платежи пришлось бы платить малоиму­щим, инвалидам, безработным.

Во второй концепции уязвимым является вопрос о границе (пределе) дохода, за который надо брать более высокий налог. На практике используются обе концепции, но применяются они разными государствами, исходя из социально-экономической политики в целом. Другими сло­вами, в каждом государстве существует своя налоговая система — совокупность налогов, установленных законо­дательной властью и взимаемых исполнительными органа­ми, а также методы и принципы построения налогов.

Налоговая система включает различные виды налогов, в основу классификации которых положены разные признаки. В зависимости от объекта обложения, взаимоотношений плательщика и государства налоги подразделяются на пря­мые и косвенные. Прямые налоги устанавливаются непосред­ственно на доход и имущество. К косвенным налогам отно­сятся налоги на товары и услуги, включенные в их цену и тариф. В отдельный вид относят взносы на социальное страхование, поскольку это целевой налог. Каждый из них подразделяется на определенные виды.

В зависимости от органов взимания различают государ­ственные и местные налоги. Государственные взимаются, как правило, центральным правительством и направляют­ся в государственный (федеральный) бюджет. Это подо­ходный налог, налог на прибыль корпораций, таможенные пошлины и т.д. Вместе с тем в ФРГ подоходный налог с заработной платы собирается правительством земель и его определенный процент передается федерации.

Местные налоги взимаются местными органами управ­ления соответствующей территории и поступают в местные бюджеты (сюда же включаются и налоги членов федерации — областей, земель и т.д.). Это, как правило, индивиду­альные акцизы, поимущественный налог.

С появлением межрегиональных организаций появился и межгосударственный налог, например на импортную сельскохозяйственную продукцию (средства поступают в бюджет ЕС).

По направлению налоги подразделяются на общие и специальные. Общие обезличиваются и поступают в общую казну государства и направляются на общегосударствен­ные мероприятия. Специальные (целевые) в соответствии с назначением взыскиваются с определенных плательщиков (например, на прибыль нефтяных компаний) или направляются на определенные цели (отчисления на социальное страхование).

В целом налоговая структура многих развитых стран такова: около 37 % составляют налоги на доходы и при­быль, более 30 % —косвенные налоги, около 22 % (в ФРГ, Франции, Италии более 30 %) — взносы в фонд социального страхования.

Для регулирования налоговых отношений государство разрабатывает налоговое право. Налоговое право — сово­купность юридических норм, определяющих виды налогов в данном государстве и порядок их взимания. Каждый налог содержит следующие элементы: субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую ставку (квоту), налоговый оклад, льготы.

Субъект налога — это налогоплательщик, физическое.или юридическое лицо, которое по закону обязано уплачивать налог.

I Объект налога — предмет, подлежащий обложению: доход, товары, имущество.

Источник налога — доход субъекта: заработная плата, прибыль, рента, процент, из которых уплачивается налог. Например, в налоге на прибыль корпораций он совпадает с объектом обложения.

Единица обложения — это единица измерения объекта (рубли, гектары и т.д.).

Налоговая ставка — величина налога на единицу измерения объекта, выраженная в процентах. Она называ­ется квотой.

Налоговый оклад — сумма налога, уплачиваемая с одного объекта данным субъектом.

Налоговые льготы — полное или частичное освобож­дение субъекта от налогообложения, прежде всего это необлагаемый минимум.

В зависимости от системы построения налогов различают твердые и долевые ставки. Твердые устанавливаются в абсо­лютных суммах на единицу обложения, долевые выражаются в определенных долях объекта и, установленные в процен­тах, носят название процентных. Они могут быть пропорци­ональными, прогрессивными и регрессивными. Первые дей­ствуют в едином проценте к объекту, вторые возрастают в соответствии со шкалой. Кроме того, различают простую прогрессию, когда возросшая ставка применяется ко всему объекту обложения, и сложную — объект обложения делится на части, к каждой из которых применяется своя ставка. Сложная прогрессия выгодна плательщику с большими до­ходами. Регрессивный налог — это такой налог, средняя ставка которого понижается по мере роста доходов.

Различаются и способы взимания налогов: 1) кадастро­вый; 2) изъятие налога до получения дохода владельцем; 3) изъятие налога после получения дохода владельцем (по декларациям).

Первый способ, кадастровый, предполагает использо­вание реестра, содержащего перечень типичных объектов (доходы, земли), классифицируемых по внешним призна­кам, и устанавливает среднюю доходность объекта (при поземельном налоге — количество земли; голов скота, удаленность от рынков; при подомовом — характер по­стройки, количество окон, дверей, труб и т.д.; при промыс­ловом — численность рабочих станков и др.). Этим спо­собом изымаются в основном прямые реальные налоги.

Вторым способом взимаются налоги на заработную плату, на наследство и т.д.

Третий способ предусматривает предъявление налого­плательщиком в налоговые органы декларации, т.е. офи­циального заявления о получаемых доходах.

Кратко охарактеризуем основные виды налогов. В прямых налогах большую долю составляют личные. Личные налоги — это налоги на доход или имущество физических и юридических лиц, взимаемые у источника дохода или по декларации. Его разновидностью выступает подоходный налог с населения. Объектом обложения является доход плательщика (рабочего, служащего, предпринимателя). Исторически сложились две формы построения подоход­ного налога: шедулярная, появившаяся в Великобритании, и глобальная, возникшая в Пруссии.

Шедулярная означает деление дохода на части (шедулы) в зависимости от источника дохода (дивиденды, рента, жа­лованье) и обложение каждой из них отдельно. При глобаль­ной форме налог взимается с общей суммы дохода. Подоход­ным налогом облагается чистый доход, т.е. валовой, умень­шенный на сумму разрешаемых законом налого­вых льгот. Это прежде всего необлагаемый минимум, семей­ные скидки на иждивенцев и скидки на детей, взносы в фонд социального страхования и т.д. (в США по закону от 1986 г. взносы в пенсионные фонды облагаются налогом).

Подоходный налог с населения, как правило, прогрес­сивный или регрессивный. Поэтому различают предельную (наивысшую) и среднюю налоговые ставки. По предельной ставке облагается определенная часть дохода (как прави­ло, в сумме от X до Y или свыше X).

Средняя ставка — общий налог, поделенный на вели­чину налогооблагаемого дохода. Законодательством 1986 г. США предусмотрена ставка налога, равная 15 %, на годовой доход ниже 29 750 дол. в год и 28 % — свыше этой суммы; кроме того, производится индексация налогов с целью недопущения перехода дохода в более высокообла­гаемую группу, если доход вырос в связи с инфляцией (за счет индексации доходов).

Налог на прибыль корпораций предусматривает обложе­ние чистой прибыли, т.е. за вычетом необлагаемой части. В США в настоящее время ставка составляет 34 %, в нашей республике —30 % для предприятий всех форм собственнос­ти. Та часть прибыли корпораций, которая распределяется по дивидендам, облагается налогом дважды. Вместе с тем существуют и налоговые кредиты-вычеты, которые произво­дятся не из валового дохода корпораций, а из начисленного налога. Это инвестиционный кредит, т.е. скидка, равная определенной доле новых капиталовложений; кредит по налогам за рубежом, т.е. налоговая льгота в виде разницы между суммой налога, уплаченной за рубежом, и налогом, который необходимо уплатить в стране нахождения компа­нии. Применяется и отсрочка уплаты налога. Эти льготы носят, как правило, региональный и селективный характер.

Существуют также различные косвенные налоги, среди которых наибольшее распространение получили акцизы, в том числе и налог на добавленную стоимость; фискальные монопольные налоги и таможенные пошлины. В отличие от прямых, косвенные налоги не зависят от доходов плательщи­ка. Объектом выступают в основном товары народного по­требления, билеты зрелищных и транспортных предприятий, денежный оборот парикмахерских, бань, химчисток и т.д. Ставки косвенных налогов могут быть твердые (на единицу измерения товаров) и процентные (в доле к цене товара). Акцизами обычно называются косвенный налог на товары и услуги частных предприятий. Иногда акцизами облагаются, и импортные товары сверх таможенных пошлин, если такому налогообложению подвергаются внутренние товары (здесь они выполняют протекционную роль).

По способу взимания акцизы подразделяются на инди­видуальные и универсальные. Индивидуальные – взимаются с отдельных товаров по твердым ставкам с единицы товара (вино, табак, бензин, сигареты, пиво, соль, чай, игральные карты и т.д.). Они в свою очередь могут быть едиными (для товаров, сорта которых мало отличаются: на соль, спички, сахар); дифференцированными (для товаров раз­ного качества); средними для однородных товаров, сорта которых имеют разные цены (табачные изделия)- Ставки акцизов в Республике Беларусь в 1994 г. установлены от 75 до 10 % на отдельные виды товаров.

Однако наибольшее распространение получили универ­сальные акцизы (налог с оборота) и их разновидность — налог на добавленную стоимость. Последний начал приме­няться с 1960 г. В США и Канаде применяется близкий ему налог на продажи. Налог на добавленную стоимость неудобен тем, что необходимо вычитать ранее уплаченные суммы; налогом на добавленную стоимость товар должен облагаться один раз. Во Франции он самый высокий из развитых стран — на уровне 18,6 % При введении налога в Беларуси его ставка была установлена на уровне 30 %, с 1994 г. - 10 и 20 %.

Несмотря на то, что налоги объективно необходимы и широко применяются в фискальной политике, доказано, что их чрезмерный рост снижает деловую активность как индивидуальных лиц, так и компаний. Однако однознач­ного решения здесь нет. Так, одни при прогрессивном налогообложении предпочитают больше работать, чтобы получить определенный доход. Другие любят свою работу и работают одинаково хорошо при любом доходе, но новые инвестиции в высокооблагаемую налогами продукцию от­расли направляться не будут. На основе изложенного Лаффер сделал вывод, что высокие ставки налогов повин­ны в низком уровне сбережений, стагнации производства, высокой инфляции. Кривая Лаффера показывает, что при ставках налога, превышающих определенный уровень, люди стремятся мень­ше работать и меньше сберегать либо направляют свою деятельность в "теневую" экономику. И следствием для бюджета будет снижение налоговых поступлений.

А. Лаффером изучила зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подоходного налога. Эта зависимость отражена в кривой Лаффера.

Рис. 27. Кривая Лаффера

Группа А. Лаффера теоретически доказала: ставка налога в 50 % Ro является оптимальной. При такой ставке достигается максимальная сумма налогов (Тм). При ставке налога выше Ro резко снижается деловая активность фирм и работников, и тогда доходы уходят в теневую экономику. При R, близкой к 100 % и равной 100 %, полностью исчезают стимулы к трудовой деятельности и предпринимательству.

Признано, что высшая ставка налогообложения (для самых высоких доходов) должна быть 50-70 %. Американцы говорят, что при столь высокой ставке налога, как в Швеции (75 %), в США никто не стал бы работать в легальной экономике.

Эмпирические исследования теоретиков предложения в какой-то мере подготовили налоговые реформы в США и других странах. В течение 80-х - начале 90-х годов в ведущих странах Запада проводились радикальные налоговые реформы. Цели этих реформ - ввести более равномерное налогообложение равных по величине доходов, уменьшить налог на прибыли компаний, снизить прогрессивность налогообложения, ликвидировать ряд налоговых льгот. Налогообложение во всех его частях регулируется едиными исчерпывающими законами, которые принимают национальные парламенты.

Сотрудники налоговой полиции обнаружили свыше ста способов уклонения от налогов. Вот несколько, пожалуй, самых простых:

занижается объем произведенной продукции;

завышается себестоимость товара (чтобы скрыть часть прибыли);

торговая выручка, полученная наличными, не приходуется, не указывается;

используются чужие расчетные счета в банке по взаимной договоренности предпринимателей;

при сдаче товаров в коммерческий магазин накладная (документ о поставке товаров) оформляется, но не регистрируется и т.д.

Стало быть, теневая экономика наносит серьезный ущерб формированию доходной части государственного бюджета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: