Инфляционный и дефляционный разрывы
Поскольку AD напрямую зависит от G, то рост государственных расходов (за вычетом налогов) мультипликативно повысит совокупный спрос, а значит, и ВНП. При этом будет наблюдаться сокращение безработицы.
При чем мультипликативный эффект государственных расходов будет заключаться в том, что при сбалансированном бюджете (когда, все собранные в виде налогов и сборов деньги будут государством возвращены в экономику) – прирост ВНП будет равен величине самого бюджета.
Налоги — это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством для выполнения своих функций. Одним из первых денежных налогов на всех граждан Римской империи во II в. н.э. был трибут (от лат. tribus — каждый из административных округов на которые была разделена территория Рима для установления ценза голосования, набора ополчения и т.д.).
Налоги выполняют две функции: фискальную, касающуюся интересов казны, и экономическую. Сущность фискальной функции состоит в образовании государственных денежных фондов, что создает объективные предпосылки для усиления вмешательства государства в экономику. В Швеции, Дании, Ирландии. РБ доля государства в перераспределении национального дохода составляет более 50 %; в Великобритании,, Италии, ФРГ, Франции, Австралии, Бельгии, Голландии, Норвегии — около 50 %, в Испании, Швейцарии, США, Японии — около 1/3.
|
|
Экономическая функция означает, что с помощью налогов осуществляется перераспределение средств, оказывающее активное влияние на экономические процессы, на рост общественного воспроизводства.
Обе функции взаимосвязаны, хотя в первой отражаются отношения налогоплательщиков к государству, во второй государства к налогоплательщикам. Эти отношения вызывают необходимость использования государством широкого арсенала инструментов (налоговых ставок, способов обложения, льгот и т.д.), составляющих налоговый механизм. Налоговый механизм — это совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением. Налоговое регулирование и предполагает использование как налоговой политики, так и налогового механизма. В основу политики консервативных правительств США, Великобритании, Германии положена теория "экономики предложения", основным инструментом которой и является налоговый механизм. Уменьшение ставок налога на прибыль корпораций, подоходного налога способствует поощрению развития инвестиций и стимулирует сбережения населения. Сокращение налогового изъятия призвано увеличить темпы и пропорции накопления в долгосрочном периоде, а льготное налогообложение — обеспечить стимулирование научно-технического прогресса.
|
|
Экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения со времен появления налогов. Четыре важнейших принципа были сформулированы еще А.Смитом.
1. Плательщики должны участвовать в содержании правительства соответственно доходам, какими они пользуются под его покровительством и защитой.
2. Налог должен быть точно определен (срок уплаты, способ и сумма платежа).
3. Вид налога, способ платежа и срок уплаты должны быть удобны плательщику.
4. Каждый налог должен удержать из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит казначейству (налоговая система и служба должны быть по возможности дешевой).
Дж.С.Миль считал, что налоги должны способствовать установлению принципа социальной справедливости. На основе этих принципов к настоящему времени сформулировались две концепции налогообложения. Первая — налогоплательщики должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства, вторая — налоги должны зависеть от размеров получаемого дохода. Совершенно справедливо, что налоги в большем размере должны платить те, кто получил больше выгоды от государства, но в ряде случаев определить величину этой выгоды невозможно (сколько доходов получает каждый плательщик от расходов государства на оборону, управление и др.). Кроме того, следуя этой концепции, самые большие платежи пришлось бы платить малоимущим, инвалидам, безработным.
Во второй концепции уязвимым является вопрос о границе (пределе) дохода, за который надо брать более высокий налог. На практике используются обе концепции, но применяются они разными государствами, исходя из социально-экономической политики в целом. Другими словами, в каждом государстве существует своя налоговая система — совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительными органами, а также методы и принципы построения налогов.
Налоговая система включает различные виды налогов, в основу классификации которых положены разные признаки. В зависимости от объекта обложения, взаимоотношений плательщика и государства налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество. К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги, включенные в их цену и тариф. В отдельный вид относят взносы на социальное страхование, поскольку это целевой налог. Каждый из них подразделяется на определенные виды.
В зависимости от органов взимания различают государственные и местные налоги. Государственные взимаются, как правило, центральным правительством и направляются в государственный (федеральный) бюджет. Это подоходный налог, налог на прибыль корпораций, таможенные пошлины и т.д. Вместе с тем в ФРГ подоходный налог с заработной платы собирается правительством земель и его определенный процент передается федерации.
Местные налоги взимаются местными органами управления соответствующей территории и поступают в местные бюджеты (сюда же включаются и налоги членов федерации — областей, земель и т.д.). Это, как правило, индивидуальные акцизы, поимущественный налог.
С появлением межрегиональных организаций появился и межгосударственный налог, например на импортную сельскохозяйственную продукцию (средства поступают в бюджет ЕС).
По направлению налоги подразделяются на общие и специальные. Общие обезличиваются и поступают в общую казну государства и направляются на общегосударственные мероприятия. Специальные (целевые) в соответствии с назначением взыскиваются с определенных плательщиков (например, на прибыль нефтяных компаний) или направляются на определенные цели (отчисления на социальное страхование).
|
|
В целом налоговая структура многих развитых стран такова: около 37 % составляют налоги на доходы и прибыль, более 30 % —косвенные налоги, около 22 % (в ФРГ, Франции, Италии более 30 %) — взносы в фонд социального страхования.
Для регулирования налоговых отношений государство разрабатывает налоговое право. Налоговое право — совокупность юридических норм, определяющих виды налогов в данном государстве и порядок их взимания. Каждый налог содержит следующие элементы: субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую ставку (квоту), налоговый оклад, льготы.
Субъект налога — это налогоплательщик, физическое.или юридическое лицо, которое по закону обязано уплачивать налог.
I Объект налога — предмет, подлежащий обложению: доход, товары, имущество.
Источник налога — доход субъекта: заработная плата, прибыль, рента, процент, из которых уплачивается налог. Например, в налоге на прибыль корпораций он совпадает с объектом обложения.
Единица обложения — это единица измерения объекта (рубли, гектары и т.д.).
Налоговая ставка — величина налога на единицу измерения объекта, выраженная в процентах. Она называется квотой.
Налоговый оклад — сумма налога, уплачиваемая с одного объекта данным субъектом.
Налоговые льготы — полное или частичное освобождение субъекта от налогообложения, прежде всего это необлагаемый минимум.
В зависимости от системы построения налогов различают твердые и долевые ставки. Твердые устанавливаются в абсолютных суммах на единицу обложения, долевые выражаются в определенных долях объекта и, установленные в процентах, носят название процентных. Они могут быть пропорциональными, прогрессивными и регрессивными. Первые действуют в едином проценте к объекту, вторые возрастают в соответствии со шкалой. Кроме того, различают простую прогрессию, когда возросшая ставка применяется ко всему объекту обложения, и сложную — объект обложения делится на части, к каждой из которых применяется своя ставка. Сложная прогрессия выгодна плательщику с большими доходами. Регрессивный налог — это такой налог, средняя ставка которого понижается по мере роста доходов.
|
|
Различаются и способы взимания налогов: 1) кадастровый; 2) изъятие налога до получения дохода владельцем; 3) изъятие налога после получения дохода владельцем (по декларациям).
Первый способ, кадастровый, предполагает использование реестра, содержащего перечень типичных объектов (доходы, земли), классифицируемых по внешним признакам, и устанавливает среднюю доходность объекта (при поземельном налоге — количество земли; голов скота, удаленность от рынков; при подомовом — характер постройки, количество окон, дверей, труб и т.д.; при промысловом — численность рабочих станков и др.). Этим способом изымаются в основном прямые реальные налоги.
Вторым способом взимаются налоги на заработную плату, на наследство и т.д.
Третий способ предусматривает предъявление налогоплательщиком в налоговые органы декларации, т.е. официального заявления о получаемых доходах.
Кратко охарактеризуем основные виды налогов. В прямых налогах большую долю составляют личные. Личные налоги — это налоги на доход или имущество физических и юридических лиц, взимаемые у источника дохода или по декларации. Его разновидностью выступает подоходный налог с населения. Объектом обложения является доход плательщика (рабочего, служащего, предпринимателя). Исторически сложились две формы построения подоходного налога: шедулярная, появившаяся в Великобритании, и глобальная, возникшая в Пруссии.
Шедулярная означает деление дохода на части (шедулы) в зависимости от источника дохода (дивиденды, рента, жалованье) и обложение каждой из них отдельно. При глобальной форме налог взимается с общей суммы дохода. Подоходным налогом облагается чистый доход, т.е. валовой, уменьшенный на сумму разрешаемых законом налоговых льгот. Это прежде всего необлагаемый минимум, семейные скидки на иждивенцев и скидки на детей, взносы в фонд социального страхования и т.д. (в США по закону от 1986 г. взносы в пенсионные фонды облагаются налогом).
Подоходный налог с населения, как правило, прогрессивный или регрессивный. Поэтому различают предельную (наивысшую) и среднюю налоговые ставки. По предельной ставке облагается определенная часть дохода (как правило, в сумме от X до Y или свыше X).
Средняя ставка — общий налог, поделенный на величину налогооблагаемого дохода. Законодательством 1986 г. США предусмотрена ставка налога, равная 15 %, на годовой доход ниже 29 750 дол. в год и 28 % — свыше этой суммы; кроме того, производится индексация налогов с целью недопущения перехода дохода в более высокооблагаемую группу, если доход вырос в связи с инфляцией (за счет индексации доходов).
Налог на прибыль корпораций предусматривает обложение чистой прибыли, т.е. за вычетом необлагаемой части. В США в настоящее время ставка составляет 34 %, в нашей республике —30 % для предприятий всех форм собственности. Та часть прибыли корпораций, которая распределяется по дивидендам, облагается налогом дважды. Вместе с тем существуют и налоговые кредиты-вычеты, которые производятся не из валового дохода корпораций, а из начисленного налога. Это инвестиционный кредит, т.е. скидка, равная определенной доле новых капиталовложений; кредит по налогам за рубежом, т.е. налоговая льгота в виде разницы между суммой налога, уплаченной за рубежом, и налогом, который необходимо уплатить в стране нахождения компании. Применяется и отсрочка уплаты налога. Эти льготы носят, как правило, региональный и селективный характер.
Существуют также различные косвенные налоги, среди которых наибольшее распространение получили акцизы, в том числе и налог на добавленную стоимость; фискальные монопольные налоги и таможенные пошлины. В отличие от прямых, косвенные налоги не зависят от доходов плательщика. Объектом выступают в основном товары народного потребления, билеты зрелищных и транспортных предприятий, денежный оборот парикмахерских, бань, химчисток и т.д. Ставки косвенных налогов могут быть твердые (на единицу измерения товаров) и процентные (в доле к цене товара). Акцизами обычно называются косвенный налог на товары и услуги частных предприятий. Иногда акцизами облагаются, и импортные товары сверх таможенных пошлин, если такому налогообложению подвергаются внутренние товары (здесь они выполняют протекционную роль).
По способу взимания акцизы подразделяются на индивидуальные и универсальные. Индивидуальные – взимаются с отдельных товаров по твердым ставкам с единицы товара (вино, табак, бензин, сигареты, пиво, соль, чай, игральные карты и т.д.). Они в свою очередь могут быть едиными (для товаров, сорта которых мало отличаются: на соль, спички, сахар); дифференцированными (для товаров разного качества); средними для однородных товаров, сорта которых имеют разные цены (табачные изделия)- Ставки акцизов в Республике Беларусь в 1994 г. установлены от 75 до 10 % на отдельные виды товаров.
Однако наибольшее распространение получили универсальные акцизы (налог с оборота) и их разновидность — налог на добавленную стоимость. Последний начал применяться с 1960 г. В США и Канаде применяется близкий ему налог на продажи. Налог на добавленную стоимость неудобен тем, что необходимо вычитать ранее уплаченные суммы; налогом на добавленную стоимость товар должен облагаться один раз. Во Франции он самый высокий из развитых стран — на уровне 18,6 % При введении налога в Беларуси его ставка была установлена на уровне 30 %, с 1994 г. - 10 и 20 %.
Несмотря на то, что налоги объективно необходимы и широко применяются в фискальной политике, доказано, что их чрезмерный рост снижает деловую активность как индивидуальных лиц, так и компаний. Однако однозначного решения здесь нет. Так, одни при прогрессивном налогообложении предпочитают больше работать, чтобы получить определенный доход. Другие любят свою работу и работают одинаково хорошо при любом доходе, но новые инвестиции в высокооблагаемую налогами продукцию отрасли направляться не будут. На основе изложенного Лаффер сделал вывод, что высокие ставки налогов повинны в низком уровне сбережений, стагнации производства, высокой инфляции. Кривая Лаффера показывает, что при ставках налога, превышающих определенный уровень, люди стремятся меньше работать и меньше сберегать либо направляют свою деятельность в "теневую" экономику. И следствием для бюджета будет снижение налоговых поступлений.
А. Лаффером изучила зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подоходного налога. Эта зависимость отражена в кривой Лаффера.
Рис. 27. Кривая Лаффера
Группа А. Лаффера теоретически доказала: ставка налога в 50 % Ro является оптимальной. При такой ставке достигается максимальная сумма налогов (Тм). При ставке налога выше Ro резко снижается деловая активность фирм и работников, и тогда доходы уходят в теневую экономику. При R, близкой к 100 % и равной 100 %, полностью исчезают стимулы к трудовой деятельности и предпринимательству.
Признано, что высшая ставка налогообложения (для самых высоких доходов) должна быть 50-70 %. Американцы говорят, что при столь высокой ставке налога, как в Швеции (75 %), в США никто не стал бы работать в легальной экономике.
Эмпирические исследования теоретиков предложения в какой-то мере подготовили налоговые реформы в США и других странах. В течение 80-х - начале 90-х годов в ведущих странах Запада проводились радикальные налоговые реформы. Цели этих реформ - ввести более равномерное налогообложение равных по величине доходов, уменьшить налог на прибыли компаний, снизить прогрессивность налогообложения, ликвидировать ряд налоговых льгот. Налогообложение во всех его частях регулируется едиными исчерпывающими законами, которые принимают национальные парламенты.
Сотрудники налоговой полиции обнаружили свыше ста способов уклонения от налогов. Вот несколько, пожалуй, самых простых:
занижается объем произведенной продукции;
завышается себестоимость товара (чтобы скрыть часть прибыли);
торговая выручка, полученная наличными, не приходуется, не указывается;
используются чужие расчетные счета в банке по взаимной договоренности предпринимателей;
при сдаче товаров в коммерческий магазин накладная (документ о поставке товаров) оформляется, но не регистрируется и т.д.
Стало быть, теневая экономика наносит серьезный ущерб формированию доходной части государственного бюджета.