Цена является самым важным фактором, определяющим величину спроса, т.е. объем покупаемых товаров. Однако существуют и другие факторы, влияющие на объем покупок, т.е. на спрос. Сюда относятся неценовые факторы, которые оказывают влияние на изменение «самого» спроса и этим самым сдвигают кривую спроса вправо (если спрос растет) или влево (если спрос падает).
Важнейшими неценовыми факторами изменения спроса (т.е. независимо от изменения цены) являются:
1. Вкусы или предпочтения потребителей. Изменение потребительских вкусов может быть вызвано рекламой, изменением моды, появлением новых продуктов в связи с новыми технологиями и т.д. Например, появление компакт-дисков привело к сокращению спроса на долгоиграющие пластинки.
2. Число покупателей. Увеличение на рынке числа покупатели (при прочих равных условиях) обусловливает повышение спроса и сдвиг кривой спроса вправо. Напротив, уменьшение числа покупателей сокращает спрос и сдвигает кривую спроса влево.
3. Рост или снижение доходов населения. Повышение денежных доходов приводит к тому, что спрос на большинство товаров повышается (на видеотехнику, модную одежду, автомобили, спиртные напитки, мясо, сливочное масло, фрукты и т.д.). И наоборот, при снижении доходов спрос на такие товары падает.
|
|
Товары, спрос на которые растет при увеличении доходов потребителей и падает при их уменьшении, называются товарами «высшей категории» или «нормальными» товарами. Они могут относится как к предметам первой необходимости, так и к предметам роскоши.
Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении с доходами (с ростом доходов спрос на них понижается, и наоборот), называются товарами «низшей категории» или «недоброкачественными» товарами (например, хлеб, картофель, макароны, маргарин, капуста, немодная и дешевая одежда, обувь и т.д.).
Увеличение доходов позволяет потребителям покупать продовольствие с большим содержанием белка (как, например, молочные продукты и мясо)и более качественную одежду, обувь, мебель и т.д., и наоборот.
4. Динамика цен на товары-заменители и сопутствующие товары (еще они называются сопряженными товарами). Взаимозаменяемые товары - это такие пары товаров, для которых рост цен на один товар приводит к росту спроса на другой товар (яблоки и груши, масло и маргарин и т.д.). Взаимодополняемые товары - это такие пары товаров, для которых рост цен на один товар ведет к падению спроса на другой товар. Например, автомобиль и бензин, автомобиль и моторное масло, стол и стул, магнитофон и кассеты к нему, ручка и бумага, лыжи и лыжный костюм и т.д. Спрос на такие товары предъявляется одновременно. Эти товары называются еще комплементарными (взаимодействующими).
|
|
5. Ожидания потребителей. Потребительские ожидания относительно возможного повышения цен или увеличения доходов м побудить потребителей к увел-ию покупок (чтобы «упредить» предстоящее повышение цен) и умен-ию ограничений на текущие расходы. И наоборот, ожидание падения цен или снижения доходов может привести к сокращению текущего спроса на товары.
При увеличении спроса под воздействием неценовых факторов кривая спроса смещается вправо (в положение Д Д), а при уменьшении спроса - влево (в положение О2 Л2).
Таким образом, «изменение спроса» может быть как результатом изменения цены, так и результатом неценовых факторов. Изменение спроса в результате изменения цены графически объясняется (интерпретируется) как движение по кривой спроса. Изменение спроса при неизмененных ценах выглядит как сдвиг самой кривой спроса. Для различения этих ситуаций в первом случае говорят об изменении «величины спроса», а во втором случае - об изменении «спроса».