Показатели прибыли. Рентабельность и пути повышения эффективности предприятий РБ
Рентабельность – показатель эффективности деятельности предприятия, выражающий относительную величину прибыли и характеризующий степень отдачи средств, используемых в производстве. Рентабельность измеряется 2-мя показателями:
1 Рентабельность производства. Характеризует авансированных в производство средств и исчисляется как отношение базовой прибыли стоимости ОПФ собств. ОС
Фпр-ва=(Пбал/(СОФ+СОС))*100%
2 Рентабельность продукции. Отражает отношение балансовой прибыли к текущим затратам на производство, выступающих в форме собственности.
Фпрод.=(Пбал./Спрод.)*100%
Этим показателем в отличии от предыдущего измеряется рентабельность не только всего производства, но и отдельных изделий.
Базовая рентабельность – отношение прибыли по товарной или реализованной продукции к ее полной себестоимости за отчетный год.
В литературе отмечаются следующие пути повышения эффективности общественного производства:
|
|
- Освоение достижений новейшего этапа научно-технической революции и совершенствование на этой основе средств производства, повышение их отдачи.
- Научная организация труда на предприятиях(повышение квалификации работников, рационализация трудовых процессов и т.д.).
- рациональная система специализации кооперирования производства.
- развитие инициативы и самостоятельности трудовых коллективов.
- структурная и организационная перестройка национальной экономики.
- совершенствование хозяйственного механизма, системы и методов управления.
- использование преимуществ международного разделения труда.
- совершенствование стимулирования труда и мотивации труда, укрепление трудовой и технологической дисциплины.
Различают следующие факторы повышения эффективности общественного производства:
- Научно-технические (ускорение НТП, автоматизация, роботизация).
- Организационно-экономический (специализация и кооперация производства, экономические методы управления хозяйственной деятельностью).
- Социально-психологические (гуманизация производства, формирование определенного стиля экономического мышления).
- Внешнеэкономические (международное разделение труда, взаимопомощь и сотрудничество стран).
Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, иными словами, рыночная структура, могут быть разными. Структура рынка определяется количеством и размерами фирм, характером продукции, легкостью входа на рынок и выхода из него, доступностью информации. Характеристика структуры рынка дает возможность сформулировать теорию предложения и теорию максимизации прибыли. Итак, структура рынка – это основные характерные черты рынка, к числу которых относятся: 1) количество и размеры фирм; 2) степень сходства или различий товаров разных фирм; 3) легкость входа и выхода с конкретного рынка; 4). доступность рыночной информации.
|
|
Анализируя основные функции и прибыльность предпринимательских фирм, экономисты принимают ряд упрощающих предположений о целях фирм и их деятельности. Для рассматриваемых нами моделей сделаем два упрощающих ключевых допущения: фирма производит один продукт (в реальной жизни множество) и единственной целью фирмы является максимизация прибыли от продажи одного продукта в каждом периоде.
Предположение о максимизации прибыли часто используется в микро экономике, так как с его помощью можно точно спрогнозировать поведение фирм и избежать ненужных аналитических усложнений. Однако в реальной действительности это не всегда так. В небольших фирмах прибыль и в самом деле доминирует во всех решениях. В более крупных фирмах у руководителей появляется некоторая свобода в управлении, и они могут до определенной степени отклоняться от задачи максимизации прибыли. Их могут больше занимать такие цели, как максимизация доходов, чтобы добиться роста, или выплаты дивидендов, чтобы удовлетворить акционеров, и др. Однако в любом случае фирмы, которые вплотную не занимаются максимизацией прибыли, имеют мало шансов на выживание. Фирмы, выживающие в конкретных отраслях, придают долговременной максимизации прибыли одно из первостепенных значений.
Итак, чтобы понять состояние фирмы в условиях конкуренции, обратимся к рассмотрению четырех типов рыночных структур: совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии.
Совершенная конкуренция — это рыночная структура, характеризуемая большим количеством мелких фирм, однородностью продукции, свободой входа и выхода и равным доступом к информации.
Чистая монополия - рыночная структура, где одна фирма является единственным продавцом товара или услуги, не имеющим субститутов. Проникновение в отрасль дополнительных фирм заблокировано, так что фирма представляет собой всю отрасль.
Это полярные рыночные структуры. Между ними существуют как бы промежуточные состояния, к числу которых относятся монополистическая конкуренция и олигополия.
Монополистическая конкуренция — рыночная структура, состоящая из множества фирм выпускающих не однородную продукцию, характеризуется свободным входом и выходом.
Олигополия — рыночная большого числа фирм, причем по крайней мере некоторые из них имеют большие размеры относительно размеров рынка.
Характеристику рыночных структур можно в обобщенном виде представить в табл.1. Рыночные структуры здесь распадаются на две группы: реальные и идеальные. Олигополия и монополистическая конкуренция описывают множество реально существующих рынков. В отличие от них совершенная конкуренция и монополия представляют собой идеальные типы рыночных структур.