Факторы, определяющие выбор внешнеэкономической стратегии
Почему работать на одном рынке лучше, чем на многих:
· возможность быстрее завоевать крупную долю рынка
· завоевать доверие покупателя проще
· рекламировать проще
· поиск партнеров, работа с конкретными посредниками проще
Выбирая направления внешнеэкономического развития, организация должна принять решение, на какие рынки выйти, какие способы проникновения на эти рынки предпочесть, в какие сроки и в каком масштабе это сделать. Каждое из этих решений зависит от многих факторов, в частности:
· издержки компании (зачастую выбираются рынки, где производство, стоимость ресурсов, расходы на транспортировку меньше)
· наличие и особенности транспортной инфраструктуры
· наличие, стоимость и квалификация рабочей силы
· емкость рынка соответствующего государства
· наличие привлекательны условий работы с поставщиками и посредниками
· государственные льготы стран, в которых будет осуществляться внешнеэкономическая деятельность:
|
|
o налоговые льготы
o предоставление земельных участков на выгодных условиях под производство и реализацию
o предоставление объектов инфраструктуры (бесплатно или по низким ценам)
o государственное участие в проекте и обеспечение гарантий
· величина транзакционных издержек, связанных с работой на разных рынках
· инвестиционные возможности самой компании (если большие – собственное производство и т.д.)
· особенности межгосударственных соглашений, например отмена таможенных …, унификация налоговых выплат и т.д.
· и т.д. (культурные традиции, эк. ситуация, политическая стабильность и т.д.)
!!! Принято считать, что рабочая сила в Беларуси дешевая. Во всяком случае, по сравнению с другими странами. Так, з/п программистов у нас в разы меньше, чем за рубежом.
____________________________________________________________________________________________
Существует ряд специфических способов (стратегических альтернатив) реализации внешнеэкономической деятельности, в частности:
1) открытие дочерней компании или предприятия
Предполагает открытие собственного подразделения за рубежом в полной собственности. Характерна для транснациональных компаний и не только. Предполагает один из 2-х вариантов:
· создание нового предприятия в другом государстве (общепит часто)
Преимущества:
ü более дешевый способ
ü более предпочтительно для небольших компаний, ограниченных в финансовых ресурсах и не имеющие возможности аккумулировать в короткие сроки существенные средства
ü отсутствует возможность приобретения проблем приобретаемой компании
ü можно изначально заложить высокий технологический уровень решений
|
|
ü проще выбрать место
ü поддерживается государством страны, а которую входит компания
· поглощение иностранной компании (в рознице как 1, так и 2 вариант)
Преимущества:
ü быстрота завоевания доли на внешнем рынке
ü возможность приобрести ключевые компетенции, принадлежащие поглощаемой компании
ü поглощение уже действующей компании не изменяет карту конкуренции на рынке и вызывает значительно меньшую реакцию у конкурентов
2) совместное предприятие
Базируется на соглашении, согласно которому несколько участников совместно владеют одним иностранным активом, предприятием. Как правило, это предприятие находится в стране одного из участников.
Причины, побуждающие компании к созданию совместных предприятий:
· снижение финансовой нагрузки на каждого из участников
· снижение рисков (политических, финансовых)
· возможность аккумулирования больших ресурсов, а соответственно получения больших результатов
· сохранение независимости каждого из участников
· некоторые страны не позволяют иностранным участникам самостоятельно выходить на рынок, по крайней мере, в некоторые сегменты рынка
Преимущества:
ü возможность использования опыта работы на национальном рынке национальных операторов
ü быстрый доступ к каналам распределения
ü высокая адаптивность и гибкость функционирования (такая форма активно используется на рискованных рынках, в частности рынка развивающихся стран)
Недостатки:
- координация деятельности
- усложняется структура управления
- потеря интереса одного из участников
3) лицензирование и продажа (покупка) лицензий
Продажа или приобретение лицензий, патентов, принадлежащих иностранной компании.
В настоящее время объемы экспортных лицензионных сделок в мировой торговле растут очень быстрыми темпами. Широко распространены такие сделки во многих отраслях и включают передачу товарного знака, патента, рецептур, лицензий на разработку и т.д.
Лицензирование как способ реализации внешнеэкономической стратегии может быть выгоден в след. случаях:
· если продукт находится на стадии зрелости своего жизненного цикла и не является, по мнению владельца этого продукта, перспективным
· если иностранный рынок недостаточно привлекателен для собственного вхождения или высоки риски
· если у организации владельца лицензии недостаточно собственных инвестиционных возможностей
· если есть другие серьезные проекты или если компания является небольшим бизнесом
· если барьеры для доступа на внешний рынок слишком высоки
Недостатки:
ü возрастают расходы на обеспечение контроля
ü необходимо обеспечить реализацию лицензии, технологий, патентов соответствующим образом (возрастают расходы на обеспечение стандартов)
ü зачастую передача лицензии не приводит к передаче преимуществ того или иного товара, т.к. они зависят от многих других факторов
ü иногда достаточно сложно определить стоимость лицензии
ü передача лицензии может приводить к размыванию конкурентных преимуществ компании
4) франчайзинг (договор франшизы)
Передача прав на фирменное наименование компании. В настоящее время во многих сферах франчайзинг является широко распространенным, особенно в сфере торговли, общепита и сферы услуг. Большинство крупных сетей работают на условиях франчайзинга, например Wallmark, Перекресток, Пятерочка, Эльдорадо и т.д. Часто доля франчайзинговых компаний ¼ или даже 1/3 всего оборота. McDonald’s, PatioPizza, Ростонефть, Лукойл и т.д.
Преимущества:
· с т.з. франчайзера:
o позволяет получить дополнительные денежные потоки с менее привлекательных рынков
o позволяет обеспечить быстрое развитие сети и доли рынка
|
|
o перекладывает риски на иные компании
· с т.з. покупателя франшизы
· приобретение уже отработанной бизнес-модели
· поддержка со стороны франчайзера (консультационная и т.д.)
· приобретение ключевых компетенций франчайзера
На практике франчайзинг более востребован для небольших компаний (как для приобретателя франшизы), но может использоваться и крупными компаниями.
5) оффшорное производство
Одна из стадии производственного хозяйственного процесса переносится в другую страну. Цель: снижение затрат. Как правило, производство выносится в страны с дешевой рабочей силой или дешевыми ресурсами. В настоящее время такая стратегия широко востребована на рынке товаров народного потребления, программного обеспечения и др. сферах.
Например: Голландские цветы – выращиваются не в Голландии, а в Нигерии, Камеруне и др. странах в Африке
Целесообразно в случаях:
· если производство требует большого объема неквалифицированного труда
· если вес продукции относительно мал по сравнению с ее стоимостью
· если в стране, куда выносится производство, более выгодные тарифы (например, стоимость энергоресурсов)
Условие оффшорного производства: стандартизация производственного процесса
Преимущества:
ü удешевление производства
ü большое разнообразие стран, в которых можно разместить оффшорное производство
ü заинтересованность правительства этих стран
ü возможность использовать колебания валютных курсов
Недостатки:
- возрастают риски (в частности политические)
- усложняется структура управления
- увеличиваются транспортные расходы
6) экспортно-импортные операции
Наиболее простой вариант, более подходящий для небольших компаний.
Преимущества:
ü не требуется существенных инвестиций в реализацию внешнеэкономической стратегии
ü снижение рисков и широкий круг дополнительных услуг, предоставляемых компаниями на рынке (например, страхование, кредитование экспортно-импортных операций, таможенное оформление, услуги по изучению иностранного рынка и т.д.)
|
|
Недостатки:
- невозможно быстро адаптировать ассортимент под требования иностранного рынка
- зависимость от иностранных посредников
- трудно добиться существенной доли рынка на иностранном рынке
Тема 8: Антикризисная стратегия организации