Способы реализации внешнеэкономической стратегии

Факторы, определяющие выбор внешнеэкономической стратегии

Почему работать на одном рынке лучше, чем на многих:

· возможность быстрее завоевать крупную долю рынка

· завоевать доверие покупателя проще

· рекламировать проще

· поиск партнеров, работа с конкретными посредниками проще

Выбирая направления внешнеэкономического развития, организация должна принять решение, на какие рынки выйти, какие способы проникновения на эти рынки предпочесть, в какие сроки и в каком масштабе это сделать. Каждое из этих решений зависит от многих факторов, в частности:

· издержки компании (зачастую выбираются рынки, где производство, стоимость ресурсов, расходы на транспортировку меньше)

· наличие и особенности транспортной инфраструктуры

· наличие, стоимость и квалификация рабочей силы

· емкость рынка соответствующего государства

· наличие привлекательны условий работы с поставщиками и посредниками

· государственные льготы стран, в которых будет осуществляться внешнеэкономическая деятельность:

o налоговые льготы

o предоставление земельных участков на выгодных условиях под производство и реализацию

o предоставление объектов инфраструктуры (бесплатно или по низким ценам)

o государственное участие в проекте и обеспечение гарантий

· величина транзакционных издержек, связанных с работой на разных рынках

· инвестиционные возможности самой компании (если большие – собственное производство и т.д.)

· особенности межгосударственных соглашений, например отмена таможенных …, унификация налоговых выплат и т.д.

· и т.д. (культурные традиции, эк. ситуация, политическая стабильность и т.д.)

!!! Принято считать, что рабочая сила в Беларуси дешевая. Во всяком случае, по сравнению с другими странами. Так, з/п программистов у нас в разы меньше, чем за рубежом.

____________________________________________________________________________________________

Существует ряд специфических способов (стратегических альтернатив) реализации внешнеэкономической деятельности, в частности:

1) открытие дочерней компании или предприятия

Предполагает открытие собственного подразделения за рубежом в полной собственности. Характерна для транснациональных компаний и не только. Предполагает один из 2-х вариантов:

· создание нового предприятия в другом государстве (общепит часто)

Преимущества:

ü более дешевый способ

ü более предпочтительно для небольших компаний, ограниченных в финансовых ресурсах и не имеющие возможности аккумулировать в короткие сроки существенные средства

ü отсутствует возможность приобретения проблем приобретаемой компании

ü можно изначально заложить высокий технологический уровень решений

ü проще выбрать место

ü поддерживается государством страны, а которую входит компания

· поглощение иностранной компании (в рознице как 1, так и 2 вариант)

Преимущества:

ü быстрота завоевания доли на внешнем рынке

ü возможность приобрести ключевые компетенции, принадлежащие поглощаемой компании

ü поглощение уже действующей компании не изменяет карту конкуренции на рынке и вызывает значительно меньшую реакцию у конкурентов

2) совместное предприятие

Базируется на соглашении, согласно которому несколько участников совместно владеют одним иностранным активом, предприятием. Как правило, это предприятие находится в стране одного из участников.

Причины, побуждающие компании к созданию совместных предприятий:

· снижение финансовой нагрузки на каждого из участников

· снижение рисков (политических, финансовых)

· возможность аккумулирования больших ресурсов, а соответственно получения больших результатов

· сохранение независимости каждого из участников

· некоторые страны не позволяют иностранным участникам самостоятельно выходить на рынок, по крайней мере, в некоторые сегменты рынка

Преимущества:

ü возможность использования опыта работы на национальном рынке национальных операторов

ü быстрый доступ к каналам распределения

ü высокая адаптивность и гибкость функционирования (такая форма активно используется на рискованных рынках, в частности рынка развивающихся стран)

Недостатки:

- координация деятельности

- усложняется структура управления

- потеря интереса одного из участников

3) лицензирование и продажа (покупка) лицензий

Продажа или приобретение лицензий, патентов, принадлежащих иностранной компании.

В настоящее время объемы экспортных лицензионных сделок в мировой торговле растут очень быстрыми темпами. Широко распространены такие сделки во многих отраслях и включают передачу товарного знака, патента, рецептур, лицензий на разработку и т.д.

Лицензирование как способ реализации внешнеэкономической стратегии может быть выгоден в след. случаях:

· если продукт находится на стадии зрелости своего жизненного цикла и не является, по мнению владельца этого продукта, перспективным

· если иностранный рынок недостаточно привлекателен для собственного вхождения или высоки риски

· если у организации владельца лицензии недостаточно собственных инвестиционных возможностей

· если есть другие серьезные проекты или если компания является небольшим бизнесом

· если барьеры для доступа на внешний рынок слишком высоки

Недостатки:

ü возрастают расходы на обеспечение контроля

ü необходимо обеспечить реализацию лицензии, технологий, патентов соответствующим образом (возрастают расходы на обеспечение стандартов)

ü зачастую передача лицензии не приводит к передаче преимуществ того или иного товара, т.к. они зависят от многих других факторов

ü иногда достаточно сложно определить стоимость лицензии

ü передача лицензии может приводить к размыванию конкурентных преимуществ компании

4) франчайзинг (договор франшизы)

Передача прав на фирменное наименование компании. В настоящее время во многих сферах франчайзинг является широко распространенным, особенно в сфере торговли, общепита и сферы услуг. Большинство крупных сетей работают на условиях франчайзинга, например Wallmark, Перекресток, Пятерочка, Эльдорадо и т.д. Часто доля франчайзинговых компаний ¼ или даже 1/3 всего оборота. McDonald’s, PatioPizza, Ростонефть, Лукойл и т.д.

Преимущества:

· с т.з. франчайзера:

o позволяет получить дополнительные денежные потоки с менее привлекательных рынков

o позволяет обеспечить быстрое развитие сети и доли рынка

o перекладывает риски на иные компании

· с т.з. покупателя франшизы

· приобретение уже отработанной бизнес-модели

· поддержка со стороны франчайзера (консультационная и т.д.)

· приобретение ключевых компетенций франчайзера

На практике франчайзинг более востребован для небольших компаний (как для приобретателя франшизы), но может использоваться и крупными компаниями.

5) оффшорное производство

Одна из стадии производственного хозяйственного процесса переносится в другую страну. Цель: снижение затрат. Как правило, производство выносится в страны с дешевой рабочей силой или дешевыми ресурсами. В настоящее время такая стратегия широко востребована на рынке товаров народного потребления, программного обеспечения и др. сферах.

Например: Голландские цветы – выращиваются не в Голландии, а в Нигерии, Камеруне и др. странах в Африке

Целесообразно в случаях:

· если производство требует большого объема неквалифицированного труда

· если вес продукции относительно мал по сравнению с ее стоимостью

· если в стране, куда выносится производство, более выгодные тарифы (например, стоимость энергоресурсов)

Условие оффшорного производства: стандартизация производственного процесса

Преимущества:

ü удешевление производства

ü большое разнообразие стран, в которых можно разместить оффшорное производство

ü заинтересованность правительства этих стран

ü возможность использовать колебания валютных курсов

Недостатки:

- возрастают риски (в частности политические)

- усложняется структура управления

- увеличиваются транспортные расходы

6) экспортно-импортные операции

Наиболее простой вариант, более подходящий для небольших компаний.

Преимущества:

ü не требуется существенных инвестиций в реализацию внешнеэкономической стратегии

ü снижение рисков и широкий круг дополнительных услуг, предоставляемых компаниями на рынке (например, страхование, кредитование экспортно-импортных операций, таможенное оформление, услуги по изучению иностранного рынка и т.д.)

Недостатки:

- невозможно быстро адаптировать ассортимент под требования иностранного рынка

- зависимость от иностранных посредников

- трудно добиться существенной доли рынка на иностранном рынке

Тема 8: Антикризисная стратегия организации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: