Факторы сокращения продолжительности комплексной подготовки учебного процесса
В условиях конкуренции главным является умение реализовывать конкурентные преимущества видов оказываемых образовательных услуг и обеспечивать конкурентоспособность выпускников на рынке труда. Главными факторами обеспечения конкурентоспособности:
1) всеобщие факторы, источником которых является качество, маркетинговых, информационных, экономических, инновационных, управленческих и других процессов, которые достигаются путем реализации принципов новой экономики. Всеобщие факторы влияют на конкурентоспособность страны, субъектов Федерации, конкретного города, организации (предприятия);
2) конкурентоспособность внешней среды образовательного учреждения – страны, субъекта Федерации, города;
3) конкурентоспособность образовательного учреждения;
4) статичные факторы конкурентоспособности вуза: качество оказываемых услуг, цена, использование новых форм обучения.
Основными факторами сокращения продолжительности комплексной подготовки учебного процесса можно отнести:
|
|
1. Соблюдение научных подходов и принципов рациональной организации процессов;
2. Тщательный входной контроль (качество и полнота) документов для формирования последующих;
3. Увеличение в процессе подготовки к учебному процессу удельного веса стандартизованных видов работ и форм документов;
4. Автоматизация проектирования, применение САПР, автоматизированных систем управления подготовкой к учебному процессу и других систем, основанных на новых информационных и телекоммуникационных технологиях;
5. Параллельно-последовательное ведение работ путем интеграции разнообразных видов работ подготовки к учебному процессу, частичных процессов внутри этих видов;
6. Выполнение автоматизированных расчетов оптимальной потребности в различных видах ресурсов, кадрах, информации, учебных площадях и т.д., отвечающих требованиям пропорциональности, непрерывности и других принципов организации;
7. Разработка и функционирование системы учета, контроля, оперативного управления, стимулирования и ответственности за качество и сроки выполнения работ и другие факторы.
Реализация перечисленных факторов существенно сокращает время на подготовку к учебному процессу, а также повышает качество данного процесса.
Факторы повышения эффективности комплексной подготовки к учебному процессу коррелируются с факторами сокращения продолжительности этих процессов. Помимо рассмотренных в п. 4.2 формы организации влияющие на сокращение продолжительности подготовки к учебному процессу существуют другие факторы:
|
|
Ø уровень экономического образования сотрудников путем всеобщего и непрерывного обучения;
Ø качество анализа и корректировка (либо разработка новых) нормативно-методических документов, регламентирующих правила (методы) выполнения всеобщих, общих и специфических функций управления различными объектами;
Ø уровень организации в вузе работ по системному анализу, прогнозированию, экономическому обоснованию, нормированию расхода (потребности) материальных, энергетических и трудовых ресурсов, оборудования и производственных площадей, а также запасов различных ресурсов, элементов организации труда и т.д.;
Ø использование механизма действия закона эффекта масштаба образовательных услуг по видам направлений и составным частям (специальностям);
Ø экономическое обоснование новых видов образовательных услуг и других организационно-технических решений по комплексной подготовке учебного процесса и др.
Закон эффекта масштаба образовательных услуг ха рактеризует закономерность неуклонного снижения затрат на единицу оказываемых услуг при увеличении их объема.
Себестоимость единицы оказываемых услуг i-го вида (С) складывается из условно-постоянных (косвенных) расходов (Сп), незначительно изменяющихся при увеличении (уменьшении) объема (N), и условно-переменных (прямых) расходов (Спер), или:
(4.7.)
где - доля годовой себестоимости i-го вида услуг в годовой себестоимости объема услуг, доля единицы.
Основными методами (средствами) повышения эффекта масштаба образовательных услуг являются:
1) повышение конкурентоспособности услуг, увеличение за счет этого сегмента на рынке услуг;
2) расширение оказываемых услуг и др.
Механизм действия закона эффекта масштаба распространяется и на описание механизма снижения себестоимости по оказанию новых образовательных услуг.
Одним из факторов повышения эффективности подготовки учебного процесса является экономическое обоснование (выбор) новых видов образовательных услуг и других организационно технических решений. Чем больше объем оказываемых услуг, тем меньше будут удельные затраты на единицу услуг и организационную подготовку.
Объем услуг определяется спросом и потребностью рынка труда, т.е. уровнем конкурентоспособности.
Выбор новых услуг предполагает тщательное экономическое обоснование, учитывающих внешние и внутренние факторы в настоящем и будущем. Эти методы изложены в изучаемых дисциплинах «Экономическая теория», «Экономика в образовании».