Знание особенностей той или иной организационно-правовой формы важно в трех аспектах

Во-первых, важно правильно опре­делить ту организационно-правовую форму, в которой предпринимателю наиболее выгодно и удобно действовать. Также важно правильно своевременно определить необходимость изменения организационно-правовой формы в случае, если существующая форма перестает удовлетворять потребностям предпринимателя.

Во-вторых, при вступлении в договорные связи с контрагентами по сделкам знание специфики их организационно-правовых форм позволяет определить их имущественный статус, характер ответственности, с тем, чтобы избегнуть неоправданного риска.

В-тре­тьих, определенные виды деятельности могут осуществляться ис­ключительно в тех организационно-правовых формах, которые указаны в законодательстве. Например, согласно ЗУ «О страховании» в редакции Закона от 04.10.2001 г., страхов­щиками, осуществляющими страховую деятельность, могут быть только финансовые учреждения, созданные в форме акционерных, полных, коммандитных обществ или обществ с дополнительной ответственностью. Согласно Декрету КМУ «О доверительных обществах» от 17.03.93 г. доверительные операции вправе осуществлять только доверительное общество, созданное в форме общества с дополнительной ответственностью.

Организационно-правовая форма определяет особенности пра­вового режима деятельности данного субъекта, что имеет важное значение и непосредственно влияет на интересы его контраген­тов, поскольку определяет, в частности, возможность взыскания по долгам субъекта, обращения требований к его участникам и т.п. Эта категория является определяющей для характеристики объема прав, обязанностей и пределов ответственности конкрет­ного субъекта предпринимательства. Наиболее значимыми среди организационно-правовых форм предпринимательской деятель­ности являются те, которые дают возможность проявления свойств, характеризующих предпринимательскую деятельность — иници­ативы, самостоятельности и др.

3. Субъектами хозяйствования признаются участники хозяй­ственных отношений, которые осуществляют хозяйственную де­ятельность, реализуя хозяйственную компетенцию (совокупность хозяйственных прав и обязанностей), имеют обособленное иму­щество, несут ответственность по своим обязательствам в пре­делах этого имущества, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Необходимо четко размежовывать понятия субъекта хозяйственного права и субъекта хозяйствования (предпринимательства).

Понятие субъекта хозяйственного права значительно шире понятия субъекта предпринимательства, т.к. включает в себя помимо непосредственно хозяйствующих субъектов - органы государственной власти и управления экономикой.

Субъектами хозяйствования являются:

1) хозяйственные организации — юридические лица, создан­ные в соответствии с Гражданским кодексом Украины, государ­ственные, коммунальные и иные предприятия, созданные в со­ответствии с настоящим Кодексом, а также другие юридичес­кие лица, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в установленном законом порядке;

2) граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистриро­ванные в соответствии с законом в качестве предпринимателей;

3) филиалы, представительства, другие обособленные под­разделения хозяйственных организаций (структурные единицы), образованные ими для осуществления хозяйственной деятельности.

Субъекты хозяйствования реализуют свою хозяйственную компетенцию на основе права собственности, права хозяйствен­ного ведения, права оперативного управления и права опера­тивно-хозяйственного использования имущества (структурные единицы) в соответствии с определением этой компетенции в ХК и дру­гих законах.

Первый вид субъектов хозяйствования — это юридические лица. Согласно ст.80 нового Гражданского кодекса Украины юри­дическим лицом является организация, созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке. Оно наделяется граж­данской правоспособностью и дееспособностью, может быть ист­цом и ответчиком в суде. Юридическое лицо может быть создано путем объединения лиц и (или) имущества.

Общепризнано, что юридическое лицо имеет такие признаки:

1) организационное единство — юридическое лицо обладает внутренней структурой, которая получает свое выражение и закрепление в его уставе;

2) имущественная обособленность — лишь организация, обла­дающая обособленным имуществом, является самостоятель­ным и полноправным участником правоотношений. Для коммерческих юридических лиц признак имущественной обособленности конкретизирован в виде наличия самостоя­тельного баланса;

3) выступление в хозяйственном обороте от своего имени. Если первые два признака создают необходимые предпосылки для самостоятельного участия юридического лица в хозяйствен­ном обороте, то этот признак означает, что юридические лица могут от своего имени приобретать имущественные и не­имущественные права и нести обязанности;

4) самостоятельная имущественная ответственность. Ввиду того, что юридическое лицо приобретает от своего имени права и обязанности, оно должно нести связанные с ними обязатель­ства и ответственность.

Второй вид субъектов хозяйствования — физические лица, осу­ществляющие хозяйственную деятельность без образования юри­дического лица, и зарегистрированные в соответствии с законом в качестве предпринимателей.

Третий вид субъектов хозяйствования — обособленные под­разделения и структурные единицы хозяйственных организаций, образованные ими для осуществления хозяйственной деятельно­сти. В их числе — филиалы и представительства хозяйственных организаций. Филиал — это обособленное подразделение юриди­ческого лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций. Представительство – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее представительство и защитs интересов юридического лица.

Возникновение и деятельность юридических лиц — субъек­тов хозяйствования любой организационно-правовой формы не­возможны без учредительных документов.

Согласно п.З Положения о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденного Постановлением КVE от 25.05.98 г. № 740, среди необходимых документов для регистрации субъекта предпринимательской деятельности — юридического лица названо решение собственника имущества или уполно­моченного им органа о создании юридического лица (кро­ме частного предприятия). Если собственников или уполномо­ченных им органов два и более, таким решением является учре­дительный договор, а также протокол учредительного собрания (конференции) в случаях, предусмотренных законом.

Возникновение и осуществление деятельности субъекта пред­принимательства — юридического лица любой организационно-правовой формы невозможно без учредительных документов.

Ст. 8 ЗУ «О предпринимательстве» называет два вида учредительных документов: устав и уч­редительный договор - т.е. решение одного или не­скольких собственников либо уполномоченного им органов о создании субъекта предпринимательской деятельности ).

Содержание устава предприятия определяется ст. 9 ЗУ «О предприятиях в Украине». В уставе предприятия определяются:

Ø собственник и наименование предприятия,

Ø его местонахождение,

Ø предмет и цели деятельности,

Ø его органы управления, порядок их формирования,

Ø компетенция и полномочия трудового коллектива и его выборных органов,

Ø порядок образования имущества предпри­ятия,

Ø условия реорганизации и прекращения деятельности предпри­ятия.

Специальные требования к учредительным документам хо­зяйственных обществ содержатся в ст. 4 ЗУ «О хо­зяйственных обществах». Учредительные документы хозяйствен­ных обществ должны содержать сведения:

Ø о виде общества,

Ø пред­мете и целях его деятельности,

Ø составе учредителей и участников,

Ø наименовании и местонахождении,

Ø размере и порядке образования уставного фонда,

Ø порядке распределения доходов и убытков,

Ø со­ставе и компетенции органов общества и порядке принятия ими решений, включая перечень вопросов, по которым необходимо еди­ногласие или квалифицированное большинство голосов,

Ø порядке внесения изменений в учредительные документы,

Ø порядке ликви­дации и реорганизации общества.

Устав акционерного общества, кроме вышеуказанных сведе­ний, должен содержать сведения:

Ø о видах выпускаемых акций, их номинальной стоимости,

Ø соотношении акций различных видов,

Ø количестве акций, покупаемых учредителями,

Ø последствиях невыпол­нения обязательств по выкупу акций (ст. 37 ЗУ «О хозяйствен­ных обществах»).

Учредительный договор используется тогда, когда деятельность двух и более физических и/ или юридических лиц направлена на спе­циальную цель — создание нового юридического лица, как прави­ло, субъекта предпринимательской деятельности.

Таким образом, учредительный договор служит для определе­ния порядка и условий согласованной деятельности учредителей.

Прежде всего, он используется при создании коммерческих юри­дических лиц, которые ставят своей основной целью получение прибыли. Например, он необходим при создании хозяйственных обществ. Учредительный договор требует­ся и при создании договорных хозяйственных объединений (ас­социаций и корпораций), учреждаемых коммерческими юридиче­скими лицами. Вместе с тем не исключается возможность исполь­зования этого договора и при создании некоммерческих юридических лиц.

В тех случаях, когда учредительный договор необходим, его роль как учредительного документа субъекта предпринимательской дея­тельности может быть двоякой. В одних случаях законодательство определяет учредительный договор в качестве единственного уч­редительного документа вновь создаваемого юридического лица (например, полного и коммандитного общества). Тогда в договоре должны определяться все те вопросы, которые обычно включают­ся в содержание устава.

В других случаях (их большинство) закон требует наличия двух учредительных документов юридического лица — не только учредительного договора, но и устава (например, при создании АО, ООО, ОДО, ассоциаций и корпораций). Необходимо подчерк­нуть, что это самостоятельные документы и нельзя расценивать ус­тав как часть договора или наоборот.

В таких случаях вполне оправданно, что содержание одного из двух учредительных документов может частично дублировать содер­жание другого. Обычно, например, как в уставе, так и в учредитель­ном договоре определяется порядок распределения между участни­ками прибылей и убытков, управления деятельностью созданного ими юридического лица, выхода учредителей из его состава. Вместе с тем представляется ошибочным стремление полностью продублировать содержание устава и учредительного договора, как это нередко бы­вает в практике, когда учредительный договор оказывается пример­ной «копией» устава (с небольшими отступлениями).

В учредительном договоре необходимо, прежде всего, определить:

Ø конкретные обязанности учредителей и порядок их совместной дея­тельности по созданию юридического лица,

Ø условия передачи в его собственность их имущества и участия в его деятельности,

Ø условия и порядок распределения между учредителями прибыли и убытков,

Ø управления деятельностью юридического лица,

Ø выхода учредите­лей из его состава.

Возникает вопрос о временных границах действия учредитель­ного договора. С какого момента начинает действовать учредитель­ный договор? Действует ли он до регистрации создаваемого учре­дителями юридического лица? Поскольку учредительный договор заключается его участниками, то он вступает в силу с момента под­писания учредителями. Поэтому участники договора могут быть связаны определенными обязанностями еще до момента регистра­ции юридического лица.

Содержании учредительного договора могут опре­деляться две основные группы взаимных обязанностей:

во-первых, обязанности организационного характера (обязанности осуществлять согласованные действия по созданию юридического лица и его регистрации);

во-вторых, обязанности имущественного харак­тера (по передаче в собственность создаваемого учредителями юри­дического лица установленных взносов (вкладов).

Вкладами учредителей хозяйственного общества могут быть здания, сооружения, оборудование и иные материальные ценно­сти, ценные бумаги, права пользования землей, водой и другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями, оборудовани­ем, а также иные имущественные права (в том числе на интеллек­туальную собственность), денежные средства, в том числе в ино­странной валюте. Порядок оценки вкладов определяется в учре­дительных документах общества, если иное не предусмотрено за­конодательством Украины (ст. 13 ЗУ «О хозяйст­венных обществах»).

В учредительном договоре должны быть определены не толь­ко размеры, но и срок, порядок внесения учредителями вкладов, при этом следует учитывать установленные законодательством требования.

Например, в соответствии со ст. 52 ЗУ «О хо­зяйственных обществах» при создании общества с ограниченной ответственностью каждый из участников обязан внести не менее 30% указанного в учредительных документах вклада, что подтвер­ждается документами, выданными банковским учреждением. Уча­стник обязан полностью внести свой вклад не позднее года после регистрации общества. В случае невыполнения этого обязательст­ва в установленный срок участник, если иное не предусмотрено уч­редительными документами, уплачивает за время просрочки 10% годовых из недовнесенной суммы.

Эти нормы дают возможность учредителям в договоре опреде­лить более краткие сроки (обычно 3 или 6 месяцев) для полного внесения вкладов в уставный фонд общества, но в пределах годич­ного периода.

Представляется необходимым фиксирование в учредительном договоре не только обязанностей, но и прав учредителей. Это, в ча­стности, право на:

Ø участие в управлении юридическим лицом;

Ø на по­лучение соответствующей части его прибыли (дохода) и части иму­щества, оставшегося в случае его ликвидации после удовлетворе­ния претензий кредиторов;

Ø на полную информацию о деятельно­сти созданного ими юридического лица,

Ø право на выход из числа его участников с выделением соответствующей доли (вклада) из его имущества и др.

4. Некоммерческая хозяйственная деятельность — это самостоятельная систематическая хозяйственная деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования, направленная на достижение эко­номических, социальных и других результатов без цели полу­чения прибыли.

Некоммерческая хозяйственная деятельность осуществля­ется субъектами хозяйствования государственного или комму­нального секторов экономики в отраслях (видах деятельности), в которых запрещается предпринимательство, на основе решения соответ­ствующего органа государственной власти либо органа местно­го самоуправления. Некоммерческая хозяйственная деятель­ность может осуществляться также другими субъектами хозяй­ствования, которым осуществление хозяйственной деятельности в форме предпринимательства запрещается законом.

Не могут осуществлять некоммерческую хозяйственную деятельность органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностные лица.

Формальным основным критерием разграни­чения хозяйственной коммерческой деятельности (предпринима­тельство) и некоммерческой хозяйственной деятельности являет­ся наличие цели получения прибыли. Однако необходимо также учитывать и то обстоятельство, что отсутствие цели получения прибыли автоматически не означает ее фактического неполуче­ния некоммерческими субъектами хозяйствования. В таком слу­чае дополнительным отличительным критерием для этих субъектов хозяйствования является порядок распределения полученной прибыли и ее расходование.

Например, в соответствии со ст. 1 ЗУ «О торгово-промышленных палатах в Украине» от 02.12.97 г. торгово-про­мышленная палата является негосударственной неприбыльной самоуправляющейся организацией, которая объединяет юридичес­ких лиц, созданных и действующих в соответствии с законода­тельством Украины, и граждан Украины, зарегистрированных как предприниматели, и их объединения. Торгово-промышленная па­лата может заниматься предпринимательской деятельностью лишь в том объеме, в котором это необходимо для выполнения ее ус­тавных заданий. Полученная ею прибыль не распределяется между членами торгово-промышленной палаты, а направляется на выполнение ее уставных задач.

По общему правилу, некоммерческим субъектам хозяйствова­ния запрещается распределять чистую прибыль от хозяйствен­ной деятельности между отдельными лицами (учредителями, чле­нами, должностными лицами, директорами, а также другими тес­но связанными с ними физическими и юридическими лицами), которые в силу своего положения могут воспользоваться ею с целью личного обогащения. Однако здесь могут быть в соответ­ствии с законами отдельные исключения, например, в отношении благотворительных пожертвований бедным, относительно спра­ведливого вознаграждения за оказанные организацией услуги, деятельности кредитных союзов.

Организационно-правовые формы осуществления хозяйствен­ной деятельности определяются собственником имущества, выде­ленного для этой цели, соответствующим органом управления либо органом местного самоуправления в соответствии с Хозяйствен­ным кодексом и специальными законами. Законодательство пре­дусматривает многообразие организационных форм субъектов некоммерческой хозяйственной деятельности.

Они могут образовы­ваться в форме:

Ø объединения граждан;

Ø общественной организации;

Ø неприбыльной организации;

Ø членской благотворительной органи­зации;

Ø благотворительного фонда и других благотворительных организаций (фундации, миссии, лиги и т.п.).

Конкретная организационно-правовая форма некоммерчес­кого субъекта хозяйствования определяется законом и зависит от вида некоммерческого хозяйствования, целей деятельности, право­вого режима имущества субъекта хозяйствования.

Некоммерческая хозяйственная де­ятельность может осуществляться субъектами хозяйствования на основе права собственности или права оперативного управления.

Общие положения относительно порядка создания, государ­ственной регистрации, деятельности, реорганизации и ликвидации субъектов хозяйствования, осуществляющих некоммерческую хозяйственную деятельность, закреплены в ХК. Однако особенности создания, регистрации, реорганизации и ликвидации отдельных организационных форм некоммерческой хозяйственной деятель­ности установлены также специальными Законами и иными подзаконными актами. Например:

ЗУ «О торгово-про­мышленных палатах в Украине» от 02.12.97г.;

Положением о порядке государственной регистрации торгово-промышленных палат, ут­вержденном приказом Министерства юстиции Украины от 08.06.98 г. № 35/5;

ЗУ «О благотворительно­сти и благотворительных организациях» от 16.09.97 г.;

Положением о порядке государ­ственной регистрации благотворительных организаций, утвержденном Постановлением КМУ от 30.03.98 г. № 382;

ЗУ «Об объ­единениях граждан» от 16.06.92 г.;

Положе­нием о порядке легализации объединений граждан утверждено По­становлением КМУ от 26.02.93 г. №140.

С учетом того, что некоммерческое хозяйствование явля­ется разновидностью хозяйственной деятельности, данная деятельность субъектов хозяйствова­ния должна осуществляться в соответствии с общими правовы­ми требованиями к занятию ею субъектами хозяйственной деятельности. Многообразие организационно-правовых форм не­коммерческой хозяйственной деятельности влечет установление ряда особенностей для соответствующих субъектов хозяйство­вания. Специфика деятельности таких субъектов определяется как ХК, так и специальным законодательством о некоммерческих (неприбыльных) органи­зациях — субъектах некоммерческого хозяйствования, осуще­ствляющих неприбыльную хозяйственную деятельность.

Хозяйственный кодекс устанавливает специальные правила по регулированию деятельности торгово-промышленных палат и организаций работодателей (ст. 21 ХК), казенных предприятий (ст.ст. 76, 77 ХК), коммунальных некоммерческих предприятий (ст. 78 ХК), кооперативов (за исключением производственных кооперативов) (глава 10 ХК, ст. 112 ХК), кредитных союзов (ст. 130 ХК), благотворительных органи­заций (ст. 131 ХК), товарных бирж (ст. 279 ХК) и ряда других субъектов хозяйствования.

Налоговое законодательство, например, определяет для непри­быльных учреждений и организаций в ряде случаев особый меха­низм налогообложения. Он распространяется, в частности, на уп­лату налога на прибыль такими учреждениями и организациями в соответствии со ст. 7 ЗУ «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.94 г. (в редакции от 22.05.97 г.).

Кроме того, в соответствии со ст. 7 ЗУ «О налогообложении прибыли предприятий» доходы или имущество неприбыльных организаций, не подлежат распределению между их учредителями или участниками и не могут использоваться для выгоды какого-либо отдельного учредителя или участника такой неприбыльной организации, ее должностных лиц (кроме оплаты их труда и отчислений на социальные мероприятия).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: