Вопрос. История и критический анализ бихевиоризма. Взгляды Уотсона на предмет психологии. Учение о поведении

Вопрос. Возникновение психотехники. Развитие психотехники в СССР в 20-е - 30-е гг.

В начале XX в. в связи с серьезным ростом промышленного производства и экономики на базе экспериментальной психологии начинает развиваться ее прикладное направление - психотехника, или индустриальная психология,главной задачей которого является изучение психологических основ и механизмов труда на производстве. Термин психотехника был введен психологом Вюрцбургской школы В. Штерном, а выделение этого направления в самостоятельную область знания происходит благодаря работам немецкого психолога Г. Мюнстерберга.Психотехника изучала следующие проблемы, одновременно являющиеся и ее задачами: проблема утомления в процессе работы, определение оптимальной продолжи-

тельности рабочего времени, исследование особенностей воздействия (психология влияния), проблема гра-мотного руководства подчиненными с психологической точки зрения, вопросы и организация производственного обучения, приспособление техники к психологическим возможностям человека, изучение методов анализа профессий, определение профпригодности, профотбор кадров для предприятия, профориентация.

В решении задач психотехники широко использовались следующие тесты.

1. Изучение различных способностей кандидата при профотборе и профориентации: уровень развития па-

мяти, мышления, внимания, общего интеллекта и других функций.

2. Анализ требований профессии к нервно-психическим функциям работника: быстрота реакции, время, за-

трачиваемое на решение задачи, и общая оценка пригодности или непригодности работника для выполняемой им работы.

Применение тестовых методов в психотехнике оказало влияние и на развитие психологии вообще, так как результаты самонаблюдения теперь отходили на второй план и не интерпретировались как главный результат исследования, а являлись лишь показателем того, насколько внутреннее состояние испытуемого при выполнении экспериментальной задачи соответствует его состоянию в реальных условиях трудового процесса. Начинают формироваться предпосылки открытого кризиса, в которы психология вступила в 20-30-е гг. прошлого, XX столетия.

Дж.Уотсон (1878 - 1958) критиковал психологию за субъективизм и практическую бесполезность, и предложил свою программу исследований. Философской основой бихевиоризма стали позитивизм и прагматизм, психологической - работы Павлова, Бехтерева, объективная психология. Поведение в рамках его концепции трактовалось очень широко. Включая выделения желез в ответ на реакцию. Уотсон производил классификацию всех реакций по двум основаниям: являются ли они приобретенными или наследственными; внутренними или внешними. Отсюда выделяются четыре типа реакций. Он полагал. Что число врожденных реакций невелико, и фактически поведение является результатом обучения. Поэтому научение становится главной темой бихевиористов. Удержание навыков составляет память. Уотсон здесь выдвигает гипотезу о механизмах, называемых им принципом обуславливания. Навыки образуются путем проб и ошибок и представляют собой неуправляемый процесс. Э.Толмен критиковал уотсона за молекулярность подхода. По Толмену поведение - целостный акт. Направленный на цель, селективный, пластичный и т.д. Толмен различал три разновидности детерминант поведения: 1)независимые переменные стимулы и исходное физическое состояние организма; 2)способности, т.е.видовые свойства организма; 3) вмешивающиеся внутренние перемены - намерения и познавательные процессы. Он ввел понятие “когнитивной карты”. Халл выдвинул гипотетико-дедуктивную теорию теорию поведения, введя в схему Уотсона “черный ящик” - процессы, протекающие в организме. Основной детерминантой поведения он считал потребность: она определяет силу и направление реакции организма


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: