Анализ внешней среды обычно проводится на 3-х уровнях:
Анализ внешней среды |
идентификация ближнего и дальнего окружения |
сегментация окружения |
анализ шансов и угроз |
Уровень 1 - Идентификация ближнего и дальнего окружения
В основе деления на ближнее и дальнее окружение лежит достаточно простой критерий. Элементы дальнего окружения воздействуют на организацию, но обратного воздействия испытывать не могут. Организация может лишь их изучать и учитывать.
Примером такого окружения являются:
¨ политические изменения,
¨ правовое регулирование,
¨ демографические тенденции.
С элементами ближнего окружения организация может активно работать, т.е. не только испытывать влияние с их стороны, но и воздействовать на них.
Например:
¨ потребители,
¨ поставщики,
¨ конкуренты и т.д.
Уровень 2. Сегментация окружения
Сегментация окружения представляет собой выделение во внешней среде конкретных организаций, которые влияют на деятельность исследуемой компании.
|
|
Например, достаточно важным элементом внешнего окружения является государственная налоговая политика, которая разрабатывается и реализуется вполне конкретными организациями (а именно):
министерством по налогам и сбором,
районной налоговой инспекцией.
Именно с этими организациями предприятие взаимодействует в сфере налогообложения. Одним из наиболее важных элементов внешней среды являются потребители. Их также необходимо сегментировать. Предприятие работает не на каком-то абстрактном рынке, а на его конкретной части, которая называется сегментом.
Потребителей можно сегментировать по следующим критериям:
по географическому признаку,
по уровню доходов,
по возрасту, полу,
по профессиональному признаку и т.д.
Уровень 3. Анализ шансов и угроз
Для анализа шансов и угроз могут быть использованы различные методы, наиболее распространенными из них являются: