Модель предложения денег

Сущность, функции и формы денег. Спрос на деньги и его компоненты. Предложение денег. Роль банковской системы в формировании денежной массы. Мультипликатор банковских резервов, денежная база, мультипликатор денежной базы.

Деньги – виды финансовых активов.

Функции денег:

1. Средство обращения.

2. Мера стоимости.

3. Средство сбережения и накопления.

Количество денег в стране контролируется государством. На практике эти функции осуществляет ЦБ. Для измерения денежной массы используются денежные агрегаты.

Спрос на деньги.

Можно выделить следующие факторы спроса на деньги:

– уровень дохода;

– скорость обращения денег;

– ставка процента.

Хранение денег в наличности связано с определенными издержками. Они равны, по определению, проценту, который можно было бы получить, положив деньги в банк или использовать их на покупку финансовых активов, приносящих доход.

Спрос на деньги зависит от реального дохода, богатства экономических субъектов, т.к. именно богатство определяет объем портфелей активов.

С учетом влияния инфляции в соответствии с этой моделью функцию спроса на деньги можно записать в следующем виде: (M/P)D=F(r­S,rB,pe,W); r­S – доход по акциям (предполагаемый); rB – доход (предполагаемый, реальный) по облигациям; pe – ожидаемая инфляция; W – реальное богатство населения.

В случае высокой инфляции спрос на деньги будет падать, т.к. экономические субъекты будут стремиться перевести свои средства в реальные активы, не так сильно подверженные инфляции.

Эмпирическая оценка спроса на деньги может быть основана на данных о существовавших в предшествующих периодах соотношений между спросом на деньги и объемом ВВП, а также рыночной ставкой процента и инфляцией.

С другой стороны, спрос на деньги можно определить на основе вероятного изменения скорости обращения денег, ожидаемой инфляции и планируемого изменения объема реального ВВП. MV=PY.

Предложение денег включает в себя наличность внебанковской системы и депозиты, которые экономические агенты при необходимости могут использовать для совершения сделок. MS=C+D; С – наличность; D – депозиты.

Современная банковская система имеет частичное резервное покрытие. Это значит, что только часть своих депозитов банки хранят в виде резервов. Остальные они могут использовать для осуществления финансовых операций.

Коммерческие банки обладают способностью осуществлять кредитную эмиссию платежных средств до момента их обналичивания с учетом нормы резервирования. Этот эффект описывается банковским или депозитным мультипликатором. За счет этого МS=(1/rr)D; МS – предложение денег; rr – норма банковского резервирования; D – величина депозитов; 1/rr – банковский или депозитный мультипликатор.

Общая модель предложения денег строится с учетом роли ЦБ, а также с учетом возможного оттока части денежных средств с депозитов банковской системы в наличность. Введем понятие денежной базы.

Денежная база (резервные деньги, деньги повышенной мощности) – наличность все банковской системы, а также резервы коммерческих банков, хранящиеся в ЦБ.

Наличные деньги являются непосредственной частью предложения денег, а банковские резервы влияют на способность банков создавать новые депозиты, увеличивая предложение денег. Т.о. денежная база: МS= (1/rr)D*MB=C+R; m – отношение величины предложения МS к величине денежной базы: m= МS/MB=(C+D)/(C+R)=(C/D+1)/(C/D+R/D)=(cr+1)/(cr+rr); cr – норма депонирования (коэффициент); rr – норма резервирования. Тогда МS=m*MB=[(cr+1)/(cr+rr)]MB.

ЦБ может контролировать предложение денег, воздействуя на величину денежной базы. Т.о. он может контролировать предложение денег. Изменение денежной базы оказывает мультипликативный эффект на предложение денег.

Выделяют три главных инструмента денежной политики, с помощью которых ЦБ может осуществлять косвенное регулирование денежной кредитной сферы:

– изменение учетной ставки (ставки рефинансирования), т.е. ставки, по которой ЦБ кредитует коммерческие банки;

– операции на открытом рынке: купля или продажа ЦБ-ком государственных ценных бумаг.

Но ЦБ не всегда может полностью контролировать объем денег в экономике, т.к. коммерческие банки сами могут устанавливать величину избыточных резервов. Во-вторых ЦБ не может точно предусмотреть величину кредитов, которые будут выданы коммерческими банками.

Норма депонирования определяется поведением населения, которое не всегда может контролироваться государством и ЦБ, особенно в том случае, если доверие среди экономических субъектов к политике, проводимой ЦБ и государством невелико.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: