Измерение низшей теплотворной способности
Измерение радиальных зазоров
Измерение вибрации
Вибрация характеризуется амплитудой, виброскоростью и виброускорением. Наиболее широко используются преобразователи сейсмического типа. Основа – инерционная масса, имеющая подвес.
По характеру генерируемого сигнала, может оценивать амплитуду колебаний, ускорений и частоту колебаний.
Недостаток – большая погрешность, порядка 10%.
1) метод срабатываемых элементов;
2) метод подводимых щупов;
3) оптические преобразователи.
1) Метод калориметрической бомбы;
Достоинство – высокая точность;
Недостаток – сложность.
2) По химическому составу.
Достоинство – более простой способ;
Недостаток – низкая точность.
У ГТУ мощность может быть механическая и электрическая.
Измерение электрической мощности
Как известно, соединение обмоток 3х фазных генераторов возможно по двум типам:
При схеме а): - мощность измеряется при помощи двух ваттметров. | При схеме б): - мощность измеряется методом трех ваттметров. | |
Точность ваттметров должна быть класса не ниже 0,2 (класс – погрешность в процентах к диапазону измерения прибора).
|
|
Электрическое измерение мощности является относительно простым и достаточно точным. Проводятся на электрической станции, где необходимые приборы обычно являются штатными составляющими комплекса КИП.
Измерение механической мощности
Прямых ваттметров для измерения механической мощности не существует. В основе всех методик и средств измерений лежит базовая формула:
, где
- крутящий момент двигателя (ГТ, ГТУ);
- частота вращения.
Измерение крутящего момента производятся с помощью тормозных динамометров (нагрузочных тормозов) механического, гидравлического, электрического типов, либо с помощью торсиометров.
Допустимая погрешность динамометра не должна превосходить 0,1% максимального усилия во время испытаний.
Измерение частоты вращения требует оборудования валов ГТУ специальными устройствами, суммарная погрешность измерений не должна превышать 0,25%.
Не трудно увидеть, что погрешность измерения мощности будет не более:
,
что удовлетворяет ранее сформулированному требованию.
Механические измерения мощности обычно выполняют на стендах заводов, так как тормозные динамометры достаточно сложные устройства – требующие квалифицированного обслуживания.
При проведении испытаний приводных ГТУ определение их мощности весьма сложная задача, так как в этом случае мощность приходится измерять по внутренней мощности приводимых агрегатов (насосов, компрессоров, нагнетателей). В этом случае:
|
|
;
,
где - расход рабочего тела в приводном агрегате;
- измерение энтальпии рабочего тела приводимого агрегата (для газов близких к идеальным);
- механические потери в приводимом агрегате;
- тепловые потери в окружающую среду в приводимом агрегате;
- температура рабочего тела приводимого агрегата на входе и выходе.
Видно, что комплекс необходимых измерений здесь достаточно объемист. Соответственно возрастает и число источников погрешностей. Поэтому требования к точности измерения мощности существенно снижены: суммарная погрешность определения мощности не должна превышать 2%.
В некоторых случаях внутренняя мощность приводимого агрегата не может быть определена с достаточной точностью вследствие, например:
- неясность со свойствами рабочего тела;
- недостаточной точности измерения изменения температуры рабочего тела;
-сложность схемы движения рабочего тела с большим числом потоков.
В этом случае мощность ГТУ определяют по балансу энергии в ней. Погрешность здесь еще выше – до 7%.
Метод балансов энергии
Для схемы ГТУ с блокированной турбиной нагрузки:
;
;
- потери тепла в окружающую среду;
.
Погрешность баланса мощности при такой схеме может достигать 7%.
Для схемы со свободной турбиной применение метода баланса несколько проще и точнее за счет "уменьшения" контрольного объема.
Погрешность баланса мощности при такой схеме может достигать 4%.
Прямые методы измерения мощности ГТУ
- с помощью гидротормозов;
- торсиометры.
Определение мощности ГТУ с помощью гидротормоза
На выходном валу ГТУ присоединяется устройство – гидротормоз.
Схема и принцип действия видны из рис [рис.128 Бошняк]:
Мощность подводится к ротору тормоза. Ротор и статор взаимодействуют через жидкость между ними – воду. На статоре возникает реактивный момент равный внешнему крутящему моменту. Статор обладает подвижностью за счет подвески на подшипниках. Момент от статора передается рычагом на измеритель силы. Трение ротора о жидкость и работа ее перемещения в гидротормозе приводит к поглощению подводимой мощности жидкостью, таким образом гидротормоз дает два значения мощности:
Два этих метода дополняют и уточняют результаты.
Проблемы:
- возможность зажимания и кавитации жидкости;
- необходимость высокоточного измерения и;
- необходимость учета и измерения момента трения в подшипниках статора;
- необходимость измерения и учета мощности трения в подшипниках ротора;
- необходимы особые нежесткие трубопроводы подвода и отвода жидкости для исключения создания паразитного момента на статоре;
- необходимость иметь на испытательном стенде дополнительную водяную систему, обслуживающую гидротормоз, с охлаждением и очисткой воды.