Вопросы:
1. Понятие сласти и влияния. Источник власти. Авторитет. Доверие.
2. Лидерство. Отношения управления менеджера и лидера.
3. Стиль руководства.
1 вопрос:
Власть – способность того или иного лица оказывать влияние на поведение людей с целью подчинения их своей воле.
Власть как организационный процесс:
1. Власть – это потенциал ее пользователя, т.е. она существует не только тогда, когда применяется;
2. Между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость;
3. Тот, к кому применяется власть, имеет некоторую свободу действий.
Формы власти по Фрейчу Ревину:
1. Власть, основана на принуждении
2. Власть, основана на вознаграждении
3. Экспертная власть
4. Эталонная власть
5. Законная (традиционная) власть
Формы власти по Кабушкину:
утилитарная власть (власть посредством мотивов);
авторитарно-нормативная власть (законная власть);
Объединенная власть (власть группы).
Источники власти:
1. Личностная основа - Экспертная власть (способность влиять с помощью знаний), Власть примера (способность влиять, используя свою харизму), Право на власть (власть в силу занимаемой должности), Власть информации (возможности доступа нужной информации), Потребность во власти (желание влиять на других);
2. Организационная основа – Принятие решения (определяют возможность как субъект, которая может влиять на принятия решений), Вознаграждение (власть основана на вознаграждении), Принуждения (влияние на людей посредством штрафов и т.д.), Власть над ресурсами (доступ к ресурсам), власть связей (ассоциация с каким либо властным человеком).
См. книгу Кабушкина «Основы менеджмента» по 1 вопросу рассказать, законспектировать.
Влияние – это поведение одного индивида, которое вносит изменение в поведение другого.
Влияние бывает:
Эмоциональное (заражение, подражание)
Рассудочные (внушение, убеждение, просьба, угроза, подкуп, приказ)
Авторитет – заслуженное доверие, которым пользуется руководитель у подчиненных, вышестоящего руководства и коллег по работе.
Источники авторитета: официальны (в силу должности), реальный (фактическое влияние и доверие к своему руководителю).
Искусственные формирования авторитета не приводят к успеху.! В результате появляется мнимый, ложный псевдоавторитет.
Выделяют след. Разновидности псевдоавторитета:
1. Авторитет расстояния – руководитель думает чем дальше он держится от подчиненного, тем лучше руководство
2. Авторитет доброты – быть добрым ко всем.
3. Авторитет педантизма – мелочная опека над подчиненными, что ведет к понижению творческой инициативы.
4. Авторитет подавления – руководитель прибегает к угрозам.
5. Авторитет высокомерия – высокомерен по отношению к своим подчиненным.
2 вопрос:
Лидерство – это особый тип управленческого взаимодействия (отношений управления) лидера и последователей, при котором последователи сами дают лидеру власть над собой и подчиняются этой власти, а лидер с её помощью побуждает последователей к достижению общих целей.
Эффективное лидерство: Работа по схеме «лидер-последователи», гибкость управления на основе предвидения проблем, объединение интересов людей и организации, формулирование перспективы и общезначимых целей, доверие к людям = доверие к лидеру.
Менеджер | Лидер |
Администратор Поручает Работает по целям других Основа действий – план Полагается на существующую систему Использует выводы Контролирует Поддерживает движение Принимает решения Делает дело правильно Уважаем подчиненными | Инноватор Вдохновляет Работает по личным целям Основа действий – перспективное видение Полагается на людей Использует эмоции Доверяет Дает импульс движению Воплощает решения Делает правильное дело Уважаем последователями |
Подходы:
1 Личностный подход (существует определенный набор личностных качеств руководителя, который определяет эффективность руководства)
2 Поведенческий подход (существует один наиболее эффективных стиль руководства, основанный на определённом поведении руководителя)
3 Ситуационный подход (определение влияния различных факторов на действия руководителя в зависимости от управленческой ситуации)
3 вопрос:
Форма выраженной власти руководителя отражают его СТИЛЬ РУКОВОДСТВА, проявляющийся в устойчивых приемах и методах, используемых в процессе управления организацией.
В общепринятой практике менеджмента выделяю три основный стиля руководства:
1 авторитарный (все полномочия руководитель сосредотачивает в своих руках, вся ответственность возложена на руководителя, руководитель принимает и отменяет решения единолично, методы руководства: приказное и волевое давление со стороны руководителя, руководитель навязывает свое мнение подчиненным),
2 демократический (разделение власти и участие в процессе управления, частичное делегирование своих полномочий, ответственность может быть частично разделена с подчиненными, руководитель советуется с подчиненными, методы руководства: обращение к подчиненным за советом, убеждение, руководитель поощряет самостоятельность),
3 либеральный (минимальное участие в управлении, максимальная передача полномочий, стремится уменьшить свою ответственность, руководитель старается избегать принятия решений, методы руководства: просьба, иногда запугивание, уговаривание, руководитель дает возможность полной самостоятельности подчиненного).
Управленческая решетка Блейка-Мутона или Моутана (ГРИД)
Интер.ес к людям | 1.9 – управление в духе загородного клуба | 9.9 – групповое управление | ||||||||
5.5 – организационное управление | ||||||||||
1.1 – обедненное управление | 9.1 – власть подчинение | |||||||||
Интерес к работе (забота о производстве) |
Патернализм – создание чувства единой семьи (отец семейства)
Оппортунизм – укрепление собственной позиции (карьерный рост)
Фасадизм - манипуляция людьми и скрытие действительных причин и целей.