Вопросы:
1.конфликты в организациях: понятие, последствия, фазы развития и типология
2.причины конфликтов в организациях
3.методы управления конфликтами
4.переговоры
Конфликт (conflictus - столкновение) – возникновение трудноразрешимых противоречий, столкновение противоположных интересов на почве соперничества, отсутствия взаимопонимания по различным вопросам, связанным с острыми эмоциональными переживаниями.
Фазы развития конфликта:
- первая фаза – возникновение конфликтной ситуации
- вторая фаза – инцидент с обязательным столкновением сторон
- третья фаза – кризис:
конструктивный этап
деструктивный этап
- четвертая фаза – завершение
Модель конфликта как процесса
конфликт = конфликтная ситуация +инцидент
управленческая ситуация
источник конфликта
возможность разрастания конфликта
реакция на ситуацию конфликт не происходит
конфликт происходит
управление конфликтом
функциональные и дисфункциональные последствия конфликта
Любой конфликт заканчивается и имеет последствия
- отрицательные (деструктивные) последствия конфликта:
1.всегда ухудшение социально-психологических отношений
2.уменьшение производительности труда
3.! увеличение текучести кадров
4.возможность разрастания конфликтов
5.возникновение послеконфликтных переживаний
6.возможные сворачивания потенциальных сфер взаимодействия, уменьшение возможности сотрудничества в будущем
- положительные (конструктивные) последствия конфликта выражаются:
1.повышения качества принимаемых решений за счёт всестороннего анализа проблемной ситуации
2.в повышении чувства сопричастности оппонентов к решению проблемы
3.стимулирование открытого выражения своей точки зрения
4.способствует сплочению группы
|
|
Типология конфликтов:
- по составу конфликтующих сторон (основные типы конфликта):
внутриличностные
межличностные
между личностью и группой
межгрупповой конфликт
- по степени проявления:
скрытые и открытые
случайные и хронические
- по направленности
вертикальные
горизонтальные
смешанные
Все конфликты, возникающие в процессе трудовой деятельности работника наз. Деловыми конфликтами. Закономерность динамики дел конфликтов заключается в том, что они перерастают в личностно-эмоциональные конфликты.
2 вопрос
Причины конфликтов:
1. Организационного характера (объективные). Распределение ресурсов, взаимозависимость задач, различие в целях, во взглядах, неудовлетворенность коммуникаций.
2. Личностного характера (субъективные). Причины, обусловленными личностными особенностями сотрудников. Причины, основывающиеся на психологических особенностях человеческих взаимоотношений.
|
|
3 вопрос
Управление конфликтами – процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью устранения причин, породивших конфликт, и приведения поведения участников конфликта в соответствие со сложившимися нормами взаимоотношений.
Методы управления конфликтами (главные):
структурные (носят организационный и разъяснительный характер):
1.разъяснение требований к работе
2.применение кардинационных и интергационных механизмов
3.постановка общеорганизационных комплексных целей
4.применение системы вознаграждения
межличностные (стили поведения руководителя)
+личностные, переговоры, агрессивные и др.
Стремление понять другого | Высокое | Сглаживание (приспособление) – Руководитель принимает результат конфликта такой какой он есть | Решение проблем (сотрудничество) – Руководитель формирует некую единую рабочую группу для решения возникающих проблем | |||
Компромисс – Руководитель предлагает такое решение, которое удовлетворит обе стороны | ||||||
Низкое низкое | Уклонение - Стремление руководителя избежать конфликта (сторонний наблюдатель) | Принуждение – Руководитель принимает единаличное решение | ||||
Низкое | Высокое | |||||
Стремление отстоять собственный интерес |
Переговоры – это средство взаимосвязи между людьми, предназначенное для достижения соглашения, когда обе стороны имеют несовпадающие или противоположные интересы.
Правильно организованные переговоры происходят в несколько этапов:
подготовка к началу переговоров
первоначальный выбор позиции
поиск взаимоприемлемого решения, психологическая борьба
завершение переговоров или выход из тупика