Хоровое пение.
Распевание.
Используется мелодия «Утро» Грига.
Солнышко всходит,
И небо светлеет.
Природа проснулась
И утро пришло.
-Если мелодию петь на гласные звуки "У-О-А", на который из них мелодия прозвучит более ярко, светло? Тихо, таинственно? Где будем петь более тихо, а на какие слова – более громко? Как движется мелодия, покажите рукой. Где здесь кульминация? Давайте попробуем исполнить на звуки "У-О-А", не забывайте о дыхании и динамике, поём прикрытым звуком (Исполнение сначала учителем, потом детьми).
Следующая попевка "Громко пойте" поможет нам ещё раз вспомнить о динамических оттенках.
Громко, громко пойте соль фа ми ре до.
Громко петь не надо соль фа ми ре до.
Пропеваем громко и тихо (форте и пьяно), по секвенции вверх, а затем вниз; расставляем карточки с динамическими оттенками. Следим за посадкой во время пения.
А какие динамические оттенки можно использовать в попевке "Игра в слова"?
Скажи погромче слово "Гром" –
|
|
Грохочет слово, словно гром.
Скажи потише "Шесть мышат" –
И сразу мыши зашуршат.
Поём, расставляем карточки с обозначениями разных динамических оттенков. После слов "гром" и "шуршат" проводится звукоподражание тем способом, который предложат дети (с инструментами, бумагой и т.п.).
Белорусский народ создал много народных песен. Какие Вы можете назвать? Сегодня мы разучим одну из них -"Зайграй жа мне, дударочку" в обработке белорусского композитора Игоря Лученка. Послушайте её и расскажите о характере музыки. Поём запев. Покажем рукой движение мелодии, чётко произносим слова. А теперь поём мелодию припева также чётко проговаривая слова. Какие динамические оттенки подходят для исполнения запева, а какие для исполнения припева? (На слова "Тум-тум-тум та-тум-та" поём на форте, громко, а остальные слова умеренно громко).
Учитель вместе с детьми выбирает дударика, а остальным объясняет, какие движения они будут делать. Дети образуют круг, в середине которого дударик, изображающий игру на дудочке. Ученики выполняют следующие движения:
Зайграй жа мне, дударочку, (руки на пояс, приседают)
А я патанцую, (повороты направо и налево)
А за гэта цябе, мiлы, (руки на пояс, дети обращаются к дударику)
Мёдам пачастую. (повороты направо и налево).
Тум-тум-тум-та-тум-та (притопы, хлопки) 2
Мёдам пачастую. (руки сложены возле груди, поклоны) раза
Споём вместе с движениями выразительно как поётся песня народом на праздниках (исполнение песни с инсценировкой).
Сейчас мы с вами попробуем исполнить песню "Зайграй жа мне, дударочку" на музыкальных инструментах (раздаются инструменты: барабанчик,колокольчик, бубен, треугольник, маракасы, ксилофон и др.)). Учитель объясняет партитуру игры. После прослушивает, как играют на каждом инструменте. Дети придумывают свой вариант аккомпанемента во время звучания вступления и пения припева. Затем приступают к общему исполнению. Песня исполняется с аккомпанементом и музыкально-ритмическими движениями.