Амвросий медиоланский, Иероним стридонский и блаженный Августин

КОНСПЕКТ 15

331 год – в Стридоне (на территории современной Хорватии) в христианской семье родился блажен­ный Иероним.

340 год – в Трире (на территории современной Германии) в христианской семье родился святитель Амвросий.

352 год – Переселение семьи святого Амвросия в Рим, где он получает блестящее образование.

354 год – В нумидийском городе Тагаст (на территории современного Алжира) в семье христианки и язычника родился блаженный Августин.

360 год – Иероним заканчивает обучение и принимает крещение в Риме, вскоре он становится свя­щенником.

370 год – Амвросий заканчивает обучение и работает адвокатом в городе Сирмий (территория совре­менной Сербии).

370 год – Августин начинает обучение в Карфагене.

373 год – Амвросий назначен префектом северной Италии с резиденцией в Милане (Медиолане).

30 ноября 374 года – Крещение святого Амвросия.

7 декабря 374 года – Епископская хиротония святого Амвросия.

Императоры Валентиниан I, Грациан и Феодосий I весьма уважали миланского епископа и во многом под его влиянием боролись с язычеством в Империи. После того, как Феодосий жестоко расправился с восставшими фессалоникийцами, Амвросий наложил на него епитимию, отлучил от причастия и предложил публично покаяться. Авторитет епископа был таков, что император вы­нужден был подчиниться. Феодосий в праздник Рождества Христова, сложив знаки своего импера­торского достоинства, публично принёс покаяние в храме и был допущен до причастия. Победа епи­скопа Амвросия имела очень большое значение для всех последующих отношений Церкви и свет­ской власти на Западе.

374 год – Августин примыкает к секте манихеев.

374–378 годы – Иероним в Халкидской пустыне (в северной Сирии).

Здесь Иероним изучал еврейский язык и спутниками себе имел, по его собственным словам, «лишь скорпионов и диких зверей».

383 год – Августин переселяется в Рим.

384 год – Августин принимает должность преподавателя риторики в Медиолане.

386 год – Иероним поселяется в Вифлееме.

Именно здесь в течение долгих лет Иероним переводил Ветхий и Новый Заветы на латинский язык. Его перевод Библии – Вульгата – был 11 столетий спустя провозглашён в качестве официаль­ного латинского перевода Священного Писания.

Пасха 387 года – Святитель Амвросий крестит Августина.

25 декабря 390 года – Покаяние императора Феодосия I.

391 год – Августин принимает сан священника.

395 год – Августин становится епископом Гиппонским (на территории современного Алжира).

397 год – Блаженный Августин публикует свою «Исповедь».

4 апреля 397 года (Великая Суббота) – смерть святителя Амвросия (день памяти 7 декабря) в Милане.

Превосходное образование Амвросия позволило ему глубоко изучить подлинники произведений восточных Отцов Церкви, усвоить и продолжить их идеи, перекинув, таким образом, мостик от них в латинское богословие.

В догматических вопросах богословские труды Амвросия затрагивают проблемы, актуаль­ные для споров с арианами – богословие Троицы, христологию, учение о таинствах и покаянии. Мно­гие его работы посвящены толкованию книг Священного Писания и комментариям к ним. Важней­шей областью наследия святого Амвросия являются его проповеди. В труде «О таинствах» святи­тель Амвросий собрал свои проповеди для только что крещёных христиан.

Хорошее музыкальное образование и большие способности позволили святому Амвросию стать реформатором церковного пения. В частности, именно он ввёл в богослужебную практику Запада антифонное пение.

Блаженный Августин считал Амвросия Медиоланского своим учителем и наставником.

1 января 404 года – Подвиг монаха Телемаха. Последний гладиаторский бой на территории Римской империи.

Пелагианская ересь. Уроженец Британии Пелагий (360–431) отрицал наследственность первородного греха. Он утверждал, что смерть есть природное свойство человека, что грех Адама ничего не изменил в природе, что человек может спастись без помощи Божией, что благодать нужна только, как указание пути. Учение Пелагия имело большой успех. В защиту учения Церкви выступил блаженный Августин.

Однако в борьбе с Пелагием Августин впал в противоположную крайность. Он начал учить о полной зависимости человека от благодати, которая одна его спасает. Человеческая воля не участвует в спасении. Блаженный Августин учил также о предопределении праведников, которые одни будут спасены.

407 год – Германское племя вандалов, исповедующих арианство, прорывается в Галлию.

410 год – Готы захватили и разграбили Рим.

412 год – Император Гонорий официально запрещает донатизм.

413–427 годы – Августин пишет громадную апологию Христианства.

Многотомная книга «О Граде Божием» – главное сочинение блаженного Августина. Она имела исключительное значение для развития богословской мысли на Западе.

418 год – Осуждение пелагианской ереси на Западе.

420 год – смерть блаженного Иеронима (день памяти 15 июня) в Вифлееме.

Блаженный Иероним был человеком искренним, пылким, а оттого – и вспыльчивым, и весьма колючим. Например, своего бывшего лучшего друга Руфина, с которым он поссорился из-за отноше­ния к Оригену, Иероним называл хрюкающей свиньей и скорпионом, а когда тот умер, написал: «Наконец-то скорпион залег в земле Сицилийской, а стоглавая гидра перестала шипеть на меня». Британца Пелагия он называл «жирным псом, чье брюхо набито шотландской овсянкой». Но, не­смотря на бранчливость, его полемические писания были так блестящи и остроумны, а его библей­ские комментарии – настолько эрудированны, что его хотели читать все.

429 год – Вандалы форсируют Гибралтар и врываются в Африку.

430 год – смерть блаженного Августина (день памяти 15 июня) во время осады Гиппона варварами.

Большинство богословских расхождений между Во­стоком и Западом восходит к блаженному Августину. Мнения святого Августина наложили отпечаток на католическое и от­части протестантское мировоззрение, вплоть до нашей эпохи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: