Лекция 1. Краткая история развития
Глава 1.1 Исторический анализ
Лекция 1. ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
«Хрупкое и чуткое существо входит в этот мир, делает свои робкие, неуверенные шаги, складывает из забавных сочетаний звуков первые слова… Сколько неожиданностей и неприятных событий ожидает его уже в начале пути, действие которых подчас сильно деформирует слабый «росток», наносит ущерб, и подчас непоправимый, его организму, заставляет развиваться в нежелательном направлении его психику, подавляет сознание, затормаживает физический и интеллектуальный рост» (Кащенко В.П., 1994).
Воспитание и обучение детей с отклонениями умственного и физического развития включены в единую государственную систему образования России. Действующая в настоящее время научно обоснованная структура специального образования аномальных детей решает как единые с общеобразовательной школой задачи, так и специфические, заключающиеся в создании наиболее благоприятных условий коррекции аномального развития ребенка.
Коррекционная педагогика – это специальная область образования, которая изучает объективные закономерности развития аномальных детей, особенности их учебной деятельности; разрабатывает специальные методы и формы учебно-воспитательного процесса; организует специальные типы учебных учреждений и классов.
Целью коррекционной педагогики является подготовка детей с отклонениями в развитии, в соответствие с их психофизиологическими возможностями, к самостоятельной социальной деятельности. Деятельность – основная социальная функция личности, поэтому ее изучение ее своеобразия и путей совершенствования у этих детей, способствует их приспособлению к обществу; т.е. осознанному усвоению системы норм, ценностей и привил общества и активному труду в нем.
Основными задачами коррекционной педагогики являются:
1. Комплексное клинико-психологическое и педагогическое исследование аномальных детей (-определение сущности, структуры аномалии и компенсаторных возможностей ребенка; - решение проблемы педагогической классификации детей с отклонениями в развитии с целью организации дифференцированного обучения и воспитания; - своевременное выявление и учет аномальных детей).
2. Научная разработка методов ранней диагностики отклонений в развитии.
3. Обоснование и разработка принципов организации. Развития сети специальных учреждений и классов.
4. Определение целей, задач, содержания и методов учебно-воспитательного процесса в специальных учреждениях.
5. Разработка системы профилактических мероприятий по предупреждению отклонений психологического развития.
6. Повышение эффективности процесса социальной адаптации и интеграции в обществе ребенка на разных этапах развития.
Специальная психология – отрасль психологии, изучающая особенности психологии детей с нарушениями в развитии.
Задачи:
1. Исследование психологических механизмов нарушений у детей с отклонениями в развитии.
2. Диагностика психофизических и психологических расстройств.
3. Разработка программы психологических консультаций, социально – психологической реабилитации и интеграции.
4. Внедрение методов психологической коррекции нарушений у детей.
Эта специального образования имеет свою историю развития. Причем у разных народов отмечалось часто противоположное отношение к детям, отличающимся от своих обычных сверстников.