Проблема синтологического исследования психологического развития

Хорошо известны классификации периодов жизни детей по Бюллеру, Гизелю, Выготскому, Эльконину; возрастные периодизации, охватывающие и взрослый период жизни - Э. Эриксон, В.И. Слободчиков и др. Однако, большинство периодизаций развития акцентируют внимание исследователя или на обособленных возрастных периодах (например, детства) или на поэтапном формировании отдельных психологических функций.

Отсутствие преемственности в диагностике и коррекции нервно-психических отклонений на различных периодах жизни человека часто приводит к клиническому стереотипу оценки состояния по принципу «здесь и сейчас» или в рамках отдельного возрастного периода, что значительно снижает эффективность психологической и социальной реабилитации. Нервно-психические отклонения каждого периода жизни возникают на предществующем в возрастном аспекте измененном фоне. Поэтому особенности взрослого периода жизни тесно взаимосвязаны с перинатальным и ранним детством; а затем они проецируются на пожилой и старческий возраст.

При этом известно, что хороший психолог не тот, кто обьяснит принципы проводимого исследования и коррекции, а тот, кто раскроет психологический смысл имеющихся проблем нервно-психического развития в данный возрастной период; даст возможность осознать их индивидуальные и возрастные особенности; обсудит возможные варианты выхода из сложившейся ситуации.

Незнание своей собственной жизни, неумение реализовать себя на каждом этапе развития блокируют самоактуализацию, креативные способности, личностную и социальную идентификацию; вызывают социально-психологическую дезадаптацию и разнообразные отклонения на различных функциональных уровнях организации систем. Многие формы отклонений нервно-психического развития являются поэтому вариантами дизонтогенеза; задержки, акселерации или гетерохронии развития; а в целом - формой возрастного десинхроноза.

Отсутствие адекватных социальных, этических эталонов, недостатки воспитания и самовоспитания на каждом возрастном этапе становления Я-концепции, самосознания искажают структуру личности. Недостаточная динамичность, асинхронность при переходе от одной личностной структуры, комплекса социально-психологических ролей, отношений к другим в возрастном аспекте также способствует формированию указанных проблем.

Причем важным аспектом деятельностивозрастной и специальной психологии является помощь детям в условиях возрастных и динамических кризисов психологического развития, когда отмечается или первичное проявление или обострение имеющихся нервно-психических отклонений. Исследование кризисной дезадаптации является одним из наиболее перспективных подходов - кризологическим направлением специальной психологии.

Поэтому кафедра специальной психологии НГПУ под нашим руководством с 1996 г. занимается научной разработкой общекафедральной тематики: «Интегративные аспекты психологической дезадаптации детей с отклоняющимся развитием в условиях возрастных и динамических кризисов». В этой комплексной научно-исследовательской работе принимают участие преподаватели кафедры, аспиранты, практические сотрудники специальных образовательных учреждений и студенты старших курсов отделений «специальная психология» и «олигофренопедагогика».

Важная роль при этом отводится Нижегородскому научно-практическому обществу детских неврологов и психологов. Специальная психология тесно взаимодействует, с одной стороны, с возрастной психологией (исследующей стадийность нормативного развития нервно-психических функций у условно здоровых детей); и с медицинской /клинической/ психологией (изучающей особенности патологического нервно-психического развития у больных детей), с другой стороны. Т.е. отклоняющееся развитие является переходной формой онтогенеза между нормативной и патологической, обьединяя их.

И действительно невозможно исследовать девиации без сопоставления их с контрольными группами нормы и патологии. В этом заключается синтологический подход к специальной психологии, раскрывающий ее методологическое единство с возрастной и медицинской психологией (Трошин О.В., 1994). Этот подход позволяет изучать универсальный процесс формирования социально-психологической дезадаптации индивидуальности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: