Взаимосвязь культур, религий и цивилизаций

География религий.

Основные религии мира Кол-во верующих (в млн. ч.) Главные районы и страны распространения на земном шаре
Христианство В том числе Св. 1000  
Католицизм 580 (800) Франция, Испания, Португалия, Италия, Австрия, Бельгия, Ирландия, Польша, Литва, Украина, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Хорватия, США, Канада, страны Латинской Америки, Филиппины
Протестанство   Северная Европа, Великобритания, Германия, Нидерланды, Швейцария, Латвия, Эстония, США, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР
Православие   Россия, Украина, Беларусь, Молдова, Грузия, Болгария, Румыния, Югославия, Греция, Кипр
Мусульманство Св. 600 Албания, Босния и Герцеговина, Македония, Россия, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Азербайджан, Юго-Восточная Азия, Северная, Западная и Восточная Африка
Буддизм и ламаизм   Св. 400 Китай, Монголия, Япония, Мьянма, Таиланд, Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Шри-Ланка, Россия
Индуизм   Индия, Непал, Шри-Ланка
Конфуцианство   Китай
Синтоизм   Япония
Местные традиционные религии   Страны Африки, Южной Америки, Океании, Индонезия, Китай.

С древнейших времен человек задумывался о жизни и смерти. О смысле нашего пребывания на Земле. Уже тогда религия играла большую роль в формировании мировоззрения и в жизни общества. На протяжении истории бывали периоды массового отхода населения от религии, но за ними неизменно следовало ее возрождение.

Религия была нравственным критерием, утрата которого дорого стоила обществу. Так, с усиленным насаждением атеизма в нашей стране отвергалось богатое культурное наследие, оставленное нам религией.

Религия – общественное явление. С момента своего возникновения она оказывала существенное влияние на все стороны общественной жизни, в особенности на развитие духовной культуры. Опираясь на опыт сотен поколений, религия формировала традицию. Религия действительно нередко тормозила радикальные преобразования, но при этом она своеобразным предохранителем, не давая обществу увлечься идеей полного разрушения старого.

Господствующее в той или иной стране религиозное мировоззрение во многом влияет на характер ее экономического и общественного развития. Если сравнить страны по уровню экономического развития и благосостояния их населения, то обнаруживается громадный разрыв не только между целыми регионами. Обычно говорят о богатом Севере – поясе индустриально развитых стран и бедном Юге – странах трех тропических континентов. Причины дифференциации уровней ищут в неодинаковом повышении производительности общественного труда, в различной степени внедрения достижений научно – технической революции и в других экономических факторах.

Между тем, если не принимать во внимание религиозное мировоззрение населения сравниваемых стран, объяснить до конца этот разрыв не удается. Известно, что экономические отношения явились результатом длительного исторического развития человечества. В процессе этого развития в отдельных странах и регионах были созданы свои, определенные производственные отношения на базе развития производственных сил. Первоначальная дифференциация хозяйственной деятельности под влиянием ряда факторов, и, прежде всего, машинного производства, стала постепенно сменяться интеграцией хозяйства отдельных стран. Зародившиеся в итоге мировое хозяйство и мировой рынок даже сейчас, в период чрезвычайно высокого уровня развития мирового хозяйства и перехода стадии всеобщей информатизации, характеризуются резкими различиями в уровне экономического развития отдельных стран и даже целых континентов. Об этом говорят и сами авторы указанных учебников, называя наиболее важные, по их мнению, причины подобного положения дел. В числе важнейших причин неравномерности экономического развития различных стран должна быть названа и такая причина, до сих пор практически не рассматривавшаяся, как господствующий в той или иной стране, в том или ином регионе религиозный менталитет. Дело здесь заключается не только и не столько в том, что в странах мусульманского вероисповедания весьма слабо развиты такие отрасли сельского хозяйства, как виноделие, табаководство, свиноводство, хотя и это важно. Вопрос стоит гораздо глубже: как мировые и национальные религии относятся к развитию частно–предпринимательской деятельности, а следовательно, к социально–экономическому развитию своих стран и регионов. В том же мусульманстве, к примеру, Коран предписывает вести только честную торговлю, а определить, какая торговля честная, а какая нет, - достаточно сложно. В мусульманских странах не очень поощряется развитие машинного производства и частно-предпринимательской деятельности. Не в этом ли одна из основных причин их экономической отсталости? Сказанное может оспариваться, основываясь на представлении о высоком жизненном уровне населения в таких мусульманских странах, как Саудовская Аравия, Катар, Объединенные Арабские Эмираты. При ближайшем рассмотрении оказывается, что он был достигнут, прежде всего, за счет эксплуатации природных богатств, главным образом нефти. Промышленность и сельское хозяйство здесь не получили значительного развития, а господствующий религиозный менталитет основной массы населения остался прежним.

Сравнительное изучение структуры мировой экономики приводит к выводу, что наиболее высокоразвитое рыночное хозяйство создано к настоящему времени не этими мусульманскими государствами, а странами, принадлежащими к двум религиозными цивилизациям: христианской и конфуцианской.

И таких доводов можно привести множество.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: