Особенности функционирования и цели создания информационно-управляющих систем

Законотворчество

Законотворчество –это деятельность законодательных органов государственной власти, направленное на создание, изменение и отмену законов.

Стадии законотворчества:

1. Подготовительный этап:

- принятие решения о разработке проекта акта;

- подготовка проекта;

- обсуждение, согласование и доработка проекта.

2. Нормотворческий этап (законотворческий):

- внесение проекта на обсуждение законотворческого органа;

- обсуждение проекта;

- принятие и опубликование закона.

Закон Подзаконный правовой акт
Общее:
1. Нормативные правовые акты
2. Созданы государственными органами власти.
3. Обеспечиваются государственным принуждением.
4. Регулируют общественные отношения.
5. Содержит нормы права.
6. Имеют установленную форму.
Отличия:
1 Принимает органы законодательной власти (Федеральное Собрание и органы законодательной власти субъектов РФ) 1 Компетентные органы госвласти и должностные лица: - Президент РФ, - Правительство РФ, - Министерства и Ведомства, - Главы субъектов РФ, - Правительства субъектов РФ, - Органы местного самоуправления и главы учереждений (например Устав организации).
2 Обладают высшей юридической силой 2 Обладают меньшей юридической силой, так как основаны на законах.
3 Принимаются по ключевым вопросам общественной жизни. 3 Направлены на детализацию законов.

В состав организационных систем (ОС) входят трудовые, природные, материально-вещественные, информационные и другие ресурсы. Характерными чертами ОС прежде всего являются: преобразование ресурсов в материальные блага, непременное участие человека в производстве, непрерывное развитие этих систем, соизмерение затрат и результатов в процессе их функционирования.

Экономической системе присущи следующие основные свойства.

1. Сложность структуры, обусловленная одновременным функционированием нескольких различных иерархических структур, взаимодействие между которыми не сводится к простым отношениям иерархического соподчинения. Таковы, например, структуры административно-производственного управления на предприятии, территориально-регионального и производственного управления и т.д.

2. Специфические особенности природы экономических процессов и явлений, выражающиеся во взаимодействии объективных и субъективных факторов. Например, человек является элементом производственных сил и в то же время носителем производственных отношений.

3. Свойства целостности системы (эмерджентные свойства), т. е. такие, которые не сводятся к свойствам ее элементов (подсистем), рассмотренным отдельно, вне системы, и не выводятся из них. Например, ни одно из подразделений не может выпускать продукцию, изготавливаемую всем предприятием.

4. Сложность информационных процессов, обусловленная многочисленными связями между управляющей и управляемой подсистемами.

5. Множественность целей, которые могут не совпадать с целями отдельных подсистем. Например, одним из показателей эффективности работы аппарата управления являются расходы, связанные с его содержанием. Но малочисленный аппарат управления при незначительных расходах на его содержание не обеспечивает эффективного управления предприятием, что ухудшает технико-экономические показатели работы предприятия.

6. Динамичность процессов, имеющих стохастический характер (урожайность культур, расход сырья на изготовление продукции и т.д.).

Для обеспечения нормального функционирования любой экономической системы необходимо управлять отдельными ее элементами и системой в целом.

Управление призвано обеспечить достижение экономической системой заданных целей. Такими целями могут быть: обеспечение устойчивости функционирования, сохранение или приобретение системой тех или иных качественных особенностей, выполнение заданной программы действий и т.д. Как правило, формальным выражением цели является целевая функция системы, экстремальное значение которой соответствует наилучшему (оптимальному) способу управления. Очевидно, разнообразие объектов управления в экономике порождает разнообразие целей и средств управления.

Систему, обеспечивающую реализацию процессов управления, обычно называют системой управления. Для ее функционирования характерно наличие управляющей подсистемы (субъекта управления). Подсистема представляет собой совокупность элементов, обеспечивающих целенаправленное слежение за деятельностью объекта управления и осуществляющих его приведение к заданному режиму функционирования.

Объектами управления в экономике могут выступать различные экономические системы, к которым можно отнести государственные и торговые организации, коммерческие учреждения, объединения и фирмы. С позиции кибернетики их функционирование осуществляется путем информационного взаимодействия управляющей и управляемой подсистем между собой и с внешней средой по различным каналам связи (рис. 1.1).

Управляющая подсистема получает и обрабатывает информацию X о состоянии управляемого объекта (обратная связь) в заданный момент времени и, располагая целью управления и правилами принятия решений, вырабатывает управляющее воздействие Y (прямая связь). В результате этого воздействия объект управления изменяет свое состояние, что фиксируется управляющей подсистемой. На параметры объекта управления в каждый фиксированный момент времени оказывают влияние внешняя среда и предшествующее состояние его элементов.

Рис. 1.1. Структура системы управления

На первом этапе процесса управления осуществляются сбор и накопление информации о состоянии управляемого объекта.

На втором этапе происходит переработка информации для получения необходимых решений на основе анализа заданных критериев цели (эффективности) функционирования объекта управления. Совокупность логических и вычислительных действий, выполняемых в процессе выработки управляющих воздействий, называют алгоритмом управления.

Третий этап предусматривает выдачу и доведение до управляемого объекта управляющих предписаний, команд или командной информации.

Для организации управления организационной системой характерны следующие закономерности.

1. Управление осуществляется путем сбора, обработки и анализа информации. Основные функции любой системы управления — получение информации, ее обработка и определение на основе полученных данных траектории поведения управляемой системы. Необходимые действия и работа технических устройств по восприятию, фиксации, передаче, преобразованию, обработке и хранению информации также относятся к процессу управления и реализуются системами обработки данных.

2. Управление осуществляется с использованием принципа обратной связи: управляющее воздействие формируется на основе информации о реакции объекта на предыдущие управляющие воздействия. Прямая связь задает цели и параметры функционирования объекта управления, обратная связь отражает параметры его фактического состояния в заданные моменты времени. При этом система управления находится во взаимодействии с внешней средой, т.е. с многочисленными объектами экономики.

3. Управление, рассматриваемое как совокупность целенаправленных действий, может быть реализовано лишь тогда, когда система располагает целью управления и правилами принятия решений в тех или иных ситуациях. Для экономических систем их поведение определяется обычно не одной, а несколькими целями. Если множество целей частично упорядочено по их важности, то при функционировании системы учитываются сначала наиболее важные из них, а затем менее значимые.

Рассмотренные закономерности управления в сложных организационных системах предопределяют тот факт, что для генерации (выработки) в них эффективных управляющих воздействий необходимы, с одной стороны, создание соответствующих алгоритмов управления, а с другой — переработка значительных объемов разнообразной информации.

Именно этим вызвано широкое развитие работ по созданию экономических информационно-управляющих систем (ИУС), базирующихся на применении разнообразных экономико-математических методов и моделей, используемых для моделирования управленческих процессов и средств вычислительной техники и программного обеспечения, обеспечивающих оперативную и достоверную обработку всей необходимой информации в интересах достижения поставленных целей.

ИУС — это совокупность различных средств (информационных, программных, технических, организационных и др.), предназначенных для сбора, обработки и выдачи информации в целях оптимизации принятия решений, в результате которых снижается непосредственное участие человека в осуществлении того или иного производственного процесса или процесса управления.

При этом под оптимизацией понимается выбор того или иного варианта управления, при котором достигается минимальное или максимальное значение некоторого критерия, обеспечивающего качество управления.

К обработке информации в ИУС предъявляются следующие требования:

• полнота и достоверность информации для реализации функций управления;

• своевременность предоставления информации;

• обеспечение необходимой степени достоверности информации в зависимости от уровня управления;

• экономичность обработки информации, т.е. затраты на обработку данных не должны превышать получаемый эффект;

• адаптивность к изменяющимся информационным потребностям.

Задачи, решаемые в ИУС, обусловливаются целями и условиями функционирования экономических объектов. С их помощью реализуются сложные проблемы управления в экономике:

• непрерывность и динамичность принятия решений;

• многовариантность расчетов;

• обеспечение сбора данных в реальном масштабе времени;

• организация сплошного комплексного учета и экономического анализа данных и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: