Вопрос.
Понятие «учебной деятельности» в пед психологии достаточно неоднозначно. В широком смысле она иногда неправильно рассматривается как синоним научения, учения, обучения. В узком смысле (по Эльконину) – это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте.
Учебная деятельность – это деятельность субъекта по овладению общими способностями учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем на основе внешнего контроля и оценки, преходящих в самоконтроль и самооценку.
Учебная деятельность может рассматриваться как специфический вид деятельности. Она направлена на самого обучающегося как его субъекта, т.е. совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному целенаправленному присвоению им социоультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности. Деятельность обучающегося направлена на освоение системных знаний, отработку обобщенных способов действия и их творческое применение в разных ситуациях.
|
|
Отмечается пять основных характеристик, которые отличают учебную деятельность от других форм учения:
- она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
- в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;
- общие способы действия предваряют решение задач;
- учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте (по Эльконину, эта характеристика основная);
- изменение психических свойств и поведения обучающихся в зависимости от результатов своих собственных действий.
Исходя из определения учебной деятельности, можно выделить деятельностные характеристики. Учебная деятельность носит общественный характер, в связи с этим выделяют учебную деятельность:
- по содержанию – она направлена на усвоение всех богатств культуры и науки, которые накоплены человечеством;
- по смыслу – она общественно значима и общественно оцениваема;
- по форме – она соответствует общественно выбранным нормам обучения и протекает в специально созданных общественных учреждениях.
Учебная деятельность характеризуется: субъективностью, активностью, предметностью, целенаправленностью, осознанностью, имеет определенную структуру и содержание.
Предметное содержание учебной деятельности:
- Предметом учебной деятельности является усвоение знаний, овладение общественными способами действий, отработка приемов и способов действий, их программ и алгоритмов, вследствие чего развивается сам обучающийся. По Эльконину, учебная деятельность не тождественна усвоению, усвоение является основным ее содержанием и определяется строением и уровнем ее развития.
- Средства учебной деятельности представлены тремя видами:
- Обеспечивающими познавательную и исследовательскую активность, мыслительными логическими операциями (анализ, сравнение и т.д.). без них невозможна никакая умственная деятельность;
- Знаковыми системами, в форме которых фиксируется знание и воспринимается индивидуальный опыт. К ним относится язык, алфавит, система исчисления, символика;
- Фоновыми, т.е. уже имеющимися у обучающихся знаниями, посредствам включения в которые новых знаний структурируется индивидуальный опыт обучающегося.
- Способы учебной деятельности – они могут быть многообразными, включающими репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные действия. Все они делятся на две категории: умственные действия и двигательные навыки.
Наиболее полное и развернутое описание способа представлено теорией поэтапного формирования умственных действий (Гальперин, Талызина). Согласно этой теории, предметное действие и выражающая его мысль составляют конечное, исходно разветвленное, но генетически связанные звенья единого процесса постепенного преобразования материального действия в идеальное, его интериоризацию.
|
|
- Продуктом учебной деятельности являются появившиеся у обучающегося структурные и актуализированные знания, становящиеся основой умения решать задачи, требующие его применения.
- Результат учебной деятельности – не само знание, умение является результатом, а вызванное его усвоением изменение в уровне развития учащегося: появление новых жизненных ценностей, жизненных смыслов, изменение отношения к учению. Субъект может испытывать желание продолжать эту деятельность или начать избегать ее выполнения. Эти варианты отношения к учению в конечном счете обуславливают уровень интеллектуального и личностного развития.