Мотивация педагогической деятельности
Мотивация является одним из важнейших компонентов пед деятельности. Любой деятельностью человека руководят внутренние и внешние мотивы.
В мотивации пед деятельности выделяют две составляющие:
1. мотивация выбора профессии педагога;
2. мотивация продолжения пед деятельности.
Климов, отвечая на вопрос: «Что же определяет выбор профессии?», выделил восемь основных факторов:
Внешние мотивы | Внутренние мотивы |
|
|
Преобладающая ориентация на внутренние мотивы свидетельствует о большой личной зрелости, об осознанности выбора и о подлинном интересе к выбираемой профессии. Если при выборе профессии решающими оказываются внешние мотивы, такой выбор является случайным, т.е. не до конца осознанным.
|
|
Мотивы, которые движут педагогом в конкретных педагогических ситуациях (мотивационная сфера в терминах центрации по Орлову):
- эгоистическая – центрация на своих интересах;
- бюрократическая – центрация на интересах администрации, руководства;
- корпоративная – центрация на интересах коллег;
- авторитетная – центрация на интересах и запросах родителей учащихся;
- познавательная – центрация на требованиях средств обучения и воспитания;
- альтруистическая – центрация на интересах и потребностях учащихся;
- гуманистическая – центрация на проявлении сущности каждого человека.
Тема: Стиль педагогической деятельности
1. Общая характеристика стиля пед деятельности. Индивидуальный стиль пед деятельности
2. Виды стилей пед деятельности
Пед деятельность, как и любая деятельность характеризуется определенным стилем.
Стиль деятельности – это устойчивая система способов и приемов, которая проявляется в разных условиях ее осуществления.
Стиль обусловлен спецификой самой деятельности и индивидуально-психологическими особенностями ее субъекта. В настоящее время понятие «стиль» трактуется в очень широком контексте – стиль поведения, стиль руководства, стиль деятельности, стиль общения, когнитивный стиль и т.д. стиль пед деятельности, отражая специфику, включает в себя и стиль управления, стиль саморегуляции, стиль общения, когнитивный стиль учителя.
Стиль пед деятельности выявляет воздействие, по меньшей мере, трех факторов:
1. индивидуально-психологические особенности субъекта;
2. особенности самой деятельности;
3. особенности обучающегося (возраст, пол, статус, уровень знаний и т.д.).
|
|
Перечисленные факторы также соотносятся с:
1. характером взаимодействия;
2. характером организации работы;
3. предметно-профессиональной компетентностью учителя;
4. характером общения.
Стиль пед деятельности – индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия учителя и ученика.
В пед стиле выделяют содержательную (техническую) и формальную стороны.
Формальная | Содержательная |
Авторитарный стиль | |
Деловые, краткие распоряжения; запреты без снисхождения с угрозами; четкий язык, неприветливый тон; порицания и похвала субъективны; эмоции не принимаются в расчет; позиция вне группы. | Дела в группе планируются заранее; определяется лишь непосредственные цели, дальние неизвестны; голос руководителя является решающим. |
Демократический стиль | |
Инструкция в форме предложений; речь сухая; товарищеский тон; похвала и порицания с советами; распоряжения с дискуссиями; позиция лидера внутри группы. | Мероприятия планируются не заранее, а в группе; за реализацию предложения отвечают все; все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются. |
Попустительский (либеральный) стиль | |
Отсутствие похвалы и порицаний; никакого сотрудничества; позиция лидера незаметна в стороне группы. | Дела идут сами собой; лидер не дает никаких указаний; разделы работы складываются из отдельных интересов. |
Индивидуальный стиль деятельности – это индивидуальное своеобразное сочетание приемов и способов, к которым сознательно или стихийно прибегает индивид для достижения наилучшего соответствия своей индивидуальности требованиям осуществляемой деятельности.
Индивидуальный стиль деятельности педагога проявляется:
1. в динамических характеристиках поведения и деятельности (скорость реакций, темп работы, эмоциональность общения и др.);
2. в характере и типичности реакций на разные пед ситуации;
3. в выборе методов обучения и воспитания;
4. в стиле пед общения;
5. в манере поведения, жестах, мимике и других невербальных средствах общения;
6. в предпочтении типичных видов поощрений и наказаний;
7. в особенностях применения методов индивидуально-психологического воздействия на детей.
Полноценное освоение пед профессии достигается лишь тогда, когда субъект начинает выполнять не только так как положено (по нормативно заданным образцам), но и привносит в эту деятельность свои собственные творческие элементы (через выработку индивидуального стиля деятельности).