План лекции. Учение о субстанции Основание бытия

Учение о субстанции Основание бытия

Философские течения Основная идея

1. Материализм A) мир непознаваем

2. Субъективный идеализм B) материя суть первоначало

3. Объективный идеализм C) сознание человека - первоначало

4. Агностицизм D) первоначало – идеальный Абсолют

E) мир познаваем

Ответы: 1-___; 2-___; 3-___; 4-___

1. Плюрализм A) двойственное начало бытия

2. Монизм B) одно первоначало

3. ДуализмC) множество оснований бытия

D) первоначало суть Ничто

Ответы: 1-___; 2-___; 3-___

Задания на установление правильной последовательности:

1. Установите правильную последовательность исторических эпох в западно-европейской философии:

· Философия ХХ века

· Античная философия

· Философия Возрождения

· Философия Нового времени

· Средневековая философия

· Немецкая классическая философия

· Философия Просвещения

2. Расположите в хронологической последовательности следующие феномены духовной культуры:

· Наука

· Мифология

· Философия

3. Расположите в хронологической последовательности основные исторические формы материализма:

· Диалектический материализм

· Наивный стихийный материализм

· Метафизический материализм

4. Установите хронологическую последовательность взаимоотношения философии и частных наук:

· Философия и наука и противоположны, и едины

· Философия и частные науки находятся в нераздельном единстве

· Философия – это «наука наук»

4 Тема: Диалектика брахмана и атмана как выражение идеи всеобщего единства в ведической культуре

Цель: раскрыть основные черты и особенности восточной философии, в частности, религиозно-философской системы индуизма, показать отличие восточного мироотношения от западного.

1. Специфика восточного мироотношения в системе «Запад-Восток»

2. Религиозно-философская система индуизма

3. Йога – практический путь спасения.

Основные понятия по теме: Брахман, Атман, сансара, карма, мокша, йога, варна, пракрити, экстравертность, интровертность.

Адекватно понять сущность и особенности ведической культуры невозможно без обращения к такой фундаментальной проблеме, как проблема различия восточного и западного мироотношения.

Анализ основных различий мы будем проводить по традиционной для философии схеме: онтология, гносеология, аксиология и праксиология и рассмотрим в этом контексте отношения «Я - Мир».

Западное понимание бытия выражено знаменитой фразой древнегреческого натурфилософа Парменида «Бытие есть, небытия нет», где бытие рассматривалось как единое, неделимое, недвижимое, умопостигаемое, акцент делается на вещественный план бытия. Человек дистанцирован от мира, рассматривает его как средство для достижения своих целей. На Востоке бытие, да и сам человек, рассматриваются как принципиально многоуровневые существа. Помимо видимых и постигаемых разумом и чувствами слоев, есть непроявленные слои – небытие, онтологический статус которого очень высок. В отличие от западного человека, восточный человек не потерял своей сущностной связи с миром. На Западе человек стереотипно рассматривается как homo sapiens, причем разум его утратил универсальный характер, сведен к сознанию, центр которого – ЭГО. На Востоке человек – это микрокосм, его душа – искра мировой души. Разум человека, с помощью которого он постигает мир, является космической силой, сознание человека не ограничивается рамками ЭГО, на высших стадиях сознания ЭГО вообще исчезает. В связи с указанной разницей в интерпретации познавательных способностей человека различается гносеологическая ориентация. На Западе человек имеет экстравертивную установку, т.е. направлен вовне. Познавательная энергия восточного человека направлена на внутренний мир, человек интровертен, для него путь к миру лежит через самопознание. Для западного человека основной способ бытия-в-мире – предметная деятельность, соответственно развиваются те уровни сознания, которые порождены ею – рациональные способности – абстрагирующее мышление.

На Востоке часто практикуется недеяние, что означает жить в гармонии, в унисон с космическими законами. На Востоке очень ценится образное мышление, внутренний опыт, живая интуиция, Восток иррационален. Западный человек предпочитает много говорить, а восточный молчать, а если говорит, то говорит образно, притчами. В соответствии с этим, выстраивается и ценностная шкала: западный человек ценит внешнее, материальное, восточный – внутреннее, духовное. Отсюда, восточная философия отличается большей универсальностью и компилятивностью, сочетает в себе религиозные, философские мистические традиции, так как человек и мир предстают в ней целостно, во всех аспектах.

Теперь обратимся к древнеиндийской философии и через раскрытие основных ее понятий конкретизируем особенности восточного мироотношения.

Основу древнеиндийской философии составляет ведическая традиция. Ведическая литература (середина II тыс. до н.э.) включает в себя 4 главные веды: «Ригведу», Самаведу», «Яджурведу» (белая и черная), Атхарваведу. Далее, комментарии к Ведам: «Брахманы» (800-600 г. до н.э.) – сборники ритуальных текстов; «Араньяки» (600 г. до н.э.) – абстрактные ритуальные формулы; «Упанишады» (600-300 г. до н.э.) – философские тексты.

Ключевая идея религиозно-философской системы индуизма – идея о тождестве Брахмана и Атмана. Понятие Брахмана означает Абсолютную реальность, вмещающую полноту Вселенной. Понятие Атман означает душу человека, высший личностный аспект бытия. Единство Атмана и Брахмана ярко воплощено в священном слоге аум. Считается, что вибрации этого слога тождественны эманациям вселенских энергий, исходящих от Брахмана. При произнесении этого слога личность человека проявляется во всей целостности. Таким образом, эта идея индуизма подтверждает тезис о сущностном единстве человека и мира в восточной философии.

Каждый человек заключает в себе частицу божественного –Брахмана, но не осознает этого, так как взор его затемняется Самостью – ЭГО, ограничивается сансарой. Сансара – следующее ключевое понятие индуизма. Оно связано с тем, что человек обладает не только душой, но и телом, материальной природой – пракрити. В учении Господа Кришны (ответвление индуизма) в его основном источнике Бхагавад-Гите можно найти наиболее полное учение о гунах материальной природы, предопределяющих жизнь человека.

Сансара означает перевоплощение души в цепи новых рождений (в образе бога, человека, животного) в зависимости от того, какой гуне материальной природы он следовал: гуне невежества, гуне страсти, гуне добродетели. Понятие сансары связано с понятием кармы. Карма – «действие» – процесс воздаяния за совершенные человеком деяния. Кармические последствия меняют судьбу человека не только на протяжении одного воплощения, но и в будущих жизнях.

Цель человека в ведических религиозно-философских системах - улучшить карму и, в конечном счете, достичь духовного освобождения – мокши от сансары, кармы, осознать свое истинное Я через тождество Брахмана и


Атмана. Путь мокши – это путь долгой духовной практики, основу которой составляет Йога.

Йога – это последовательная практика психофизической регуляции сознания. Сущность практики йоги передана в «Йога-сутре» Патанджали (от II в. до н.э. – IV в. н.э.), где расписана вся техника пути освобождения, включающая сосредоточенность (сознательная, бессознательная), медитация (созерцание) и вспомогательные средства: самоконтроль, соблюдение религиозных предписаний, асаны – специальные йогические позы, концентрация сознания и достижение сверхнормальных способностей.

В результате йоги достигается состояние измененного сознания, выход за пределы ЭГО. Человек осознает в себе частицу Брахмана –Атман, тождество Атмана и Брахмана, которое еще можно проинтерпретировать как тождество объективного (Брахмана) и субъективного (Атмана). Состояние духовного просветления, освобождения трансцендирует противоположность объективного и субъективного: нет ни субъекта, ни объекта, есть только один Брахман – великая полнота и пустота вселенского бытия.

Для нас в итоге особенно ценным является, во-первых, то, что она рассматривает человека как многоуровневое целостное существо. В частности, выделяется в философии йогов семь основных начал человека:

Физическое тело.

Астральное тело.

Прана, или Жизненная сила.

Инстинктивный ум.

Интеллект (разум, рассудок).

Духовный ум (духовность, способность, прозрение, инстинктивный ум).

Дух.

Во-вторых, практика йоги подтверждает интвертивность восточной философии, направленность человека на самопознание, на совершенствование своей духовной природы и на этой основе прорыв к вселенскому закону бытия – дхарме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: