Установите правильную последовательность возникновения философских идей в неклассической философии о бытии человека в мире
Автор Название произведения
Главный предмет философствования Автор
Высказывание Автор
Задания для СРС
Студент должен уметь
- пользоваться указанной литературой,
- сформировать сущность подходов классической и неклассической философии,
- использовать основные понятия по теме,
- сравнить классический и неклассический подходы к миру и человеку,
- прийти к самостоятельным выводам, уметь творчески их осмыслить и выработать собственную позицию,
- проявить свои артистические способности, способности имитировать и перевоплощаться.
В конце семинарского занятия студентам необходимо сформулировать конкретные выводы по теме.
& Литература
Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. М., 1994. С. 5-25.
Камю А. Изнанка и лицо: Сочинения. – М., 1998. С. 5-35, С. 150-250.
Кафка Ф. Избранное. М., 1986. С. 200-225.
Кьеркегор С. Наслаждение и долг. – М., 1998. С. 3-6, С. 380-412.
|
|
Нурманбетова Д.Н. Проблемы современной философии. – Астана, 2002.
Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1989. С. 7-150.
Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. М., 2000. С. 5-650.
Фуко М. История безумия в классическую эпоху. М., 1997. С.350-400.
Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 155-168.
Шопенгауэр А. Избранные произведения. – М., 1997. С. 3-146.
Проблема человека в западной философии. М., 1988, С. 150-180.
Философская антропология Ж.-П. Сартра // Философские науки, 1989, № 3. С. 25-35.
??? Вопросы контроля теоретических знаний
Репродуктивный уровень:
1.Назовите альтернативу формуле «Сogito ergo sum» Р.Декарта в волюнтаризме А.Шопенгауэра, экзистенциализме С. Кьеркегора, философии жизни Ф. Ницше.
2.Обозначьте круг проблем, рассматривающихся в философии ХХ века.
3.Раскройте понятие «экзистенциализм». Какие вопросы решаются в философии экзистенциализма.
Репродуктивно-практический уровень:
1.Дайте определение рационализма и иррационализма. Проведите сравнительный анализ этих двух направлений.
2.Интерпретируйте фразу Ф.Ницше «Человек – это мост к сверхчеловеку».
3.Почему Ж.-П.Сартр утверждает, что «человек обречен на свободу»?
Творческий уровень:
1.В какой степени тезис философии буддизма, что «жизнь есть страдание», находит отражение в философии А.Шопенгауэра.
2.«Подлинная сущность человека может быть обнаружена, схвачена, открыта только субъективно; благодаря бесконечному спектру интимно-личностных переживаний индивидом факта собственного существования». Раскройте содержание данного тезиса С. Кьеркегора.
3.Проследите генезис и тенденции развития неклассической философии от фразы Ф.Ницше «Бог умер» до слов М.Фуко «Быть может, человек исчезнет как исчезает лицо, начертанное на прибрежном песке».
|
|
Уровень репродуктивной деятельности:
1.Провести анализ одной из прочитанных работ философов неклассического направления: А.Шопенгауэра, С.Кьеркегора, Ф.Ницше, А.Камю, Ж.-П. Сартра.
Уровень репродуктивно-практической деятельности:
1.Подготовить рефераты на тему (по выбору): «Подлинное и неподлинное бытие» М. Хайдеггера; «Метаморфозы несчастного сознания» Ж.-П.Сартра; «Человек абсурда» А. Камю.
2.Составьте словарь терминов «фундаментальной онтологии» М.Хайдеггера.
3.С. Кьеркегор как анти-Гегель (в противоположность Гегелю) создал экзистенциальную диалектику. Составьте таблицу сравнения концепций Гегеля и С. Кьеркегора.
Уровень критически-творческой деятельности:
1.Напишите письменную работу на тему: «Концепция сверхчеловека:
Ф. Ницше и Ф.М. Достоевский».
2.Прочитать и проанализировать с точки зрения неклассической философии в виде сочинения-эссе рассказ Ф.Кафки «Превращение».
3.Проанализируйте кризис сознания современного человека на примере произведений Ж.-П.Сартра «Бог и дьявол» и А.Камю «Посторонний» и напишите сочинение «Мысли вслух…»
: Тесты
Закрытые задания с выбором одного правильного ответа:
Обведите букву правильного ответа:
1. А. Шопенгауэр в качестве альтернативы гегелевского абсолютного духа предлагает:
А) разум D) экзистенцию
В) волю E) свободу
С) чувственное начало
2. Философ второй половины XIX в. провозгласивший безусловный приоритет единичного над всеобщим и завещавший на своей могиле написать «Я единичный»:
A) А. Шопенгауэр D) Г. Гегель
B) С. Кьеркегор E) К.Маркс
C) Ф.Ницше
3. Отличие человека от всех остальных живых существ, согласно философии С. Кьеркегора:
A) разум D) отчаяние
B) интуиция E) воля
C) ощущения
4. Экзистенциализм – это:
A)философия существования E) философия жизни
B) философия любви
C) философия смерти
D) философия познания
5. Философ, в своей работе «Слова и вещи» провозгласивший: «скоро исчезнет человек…»:
A) Ф.Ницше
B) М.Фуко
C) М.Хайдеггер
D) А.Шопенгауэр
E) С.Кьеркегор
Открытые задания со свободно конструируемым ответом:
Дополните:
1. Ж.-П.Сартр провозглашает: «Человек осужден на …».
2. По выражению М.Хайдеггера: «… - дом бытия».
3. Выражение «Жизнь – это грех без Бога» принадлежит …
4. Ф.Ницше в своем произведении «Так говорил Заратустра» призывает к тому, что человек должен стать …
Задания на установление соответствия:
Установите соответствие:
1. Мыслю, следовательно, существую А) Ф.Ницше
2. Желаю, следовательно, существую В) Р.Декарт
3. Бог умер С) А.Шопенгауэр
4. Ад – это другие D) С.Кьеркегор
E) Ж.-П.Сартр
Ответы: 1-___; 2-____; 3-____; 4-____
1. Абсурд A) Ж.-П.Сартр
2. Свобода и ответственность B) М.Хайдеггер
3. Подлинное и неподлинное существование C) М.Фуко
4. Безумие D) А.Камю
5. Бессознательное E) Ф.Ницше
F) З.Фрейд
Ответы: 1-___; 2-____; 3-____; 4-____; 5-____.
1. Ф.Ницше A) «Мир как воля и представление»
2. М.Фуко B) «Так говорил Заратустра»
3. А.Шопенгауэр C) «Бытие и время»
4. А.Камю D) «Бытие и ничто»
5. М.Хайдеггер E) «Слова и вещи»
F) «Миф о Сизифе»
Ответы: 1-___; 2-____; 3-____; 4-____; 5-____.
Задания на установление правильной последовательности:
1. Установите правильную последовательность возникновения направлений в неклассической философии:
· Психоанализ
· Иррационализм
· Структурализм
· Экзистенциализм
· «Человек осужден на свободу»
· «Бог умер»
· «Скоро исчезнет человек…»
3. Установите правильную последовательность смены классических парадигм неклассическими:
· я желаю, следовательно, существую
· мыслю, следовательно, существую
· все действительное разумно, все разумное действительно
4 Тема: Отчужденное сознание и закат цивилизации
Цель: раскрыть сущность отчуждения как центральной проблемы современной философии, обозначить основные тенденции развития современной философии.
|
|
1. Человек абсурда А.Камю как выражение отчужденного сознания.
2. Возникновение герменевтики. Попытка преодоления отчуждения.
3. Кульминация отчуждения и закат цивилизации в философии постмодерна.
Основные понятия по теме: абсурд, отчуждение, герменевтика, деконструкция, симулякр.
Отчуждение как характеристика бытия человека в мире является одной из центральных проблем современной философии. Особенно глубоко этот феномен рассмотрен в философии экзистенциализма, в частности в произведениях М.Хайдеггера, Ж.-П.Сартра, А.Камю, М.Бубера.
Обратимся к А.Камю, так как его философия абсурда выражает сущность феномена отчуждения. Описанное А.Камю абсурдное жизнечувствие является, по сути дела, отчужденным сознанием, а его человек абсурда является человеком в мире отчуждения. Основной тезис, из которого исходит А.Камю: «Человек – чужой во Вселенной». Это мироощущение пронизывает сознание современного человека. Оно основывается на следующих составляющих.
Во-первых, ощущение своей чужеродности в мире. М.Хайдеггер и Ж.-П.Сартр говорили о заброшенности. Окружающая природа не понимает человека, в ее красоте есть что-то бесчеловечное, природные процессы в своей сущности иррациональны.
Во-вторых, люди, окружающие человека тоже бесчеловечны. Бесчеловечное в человеке просто приводит в замешательство А.Камю, а у Ж.П.Сартра вызывает «тошноту». Ж.П.Сартр, рассматривая бытие–с–другим, характеризирует человека как вечный конфликт. «Ад – это другие», глаза другого человека подобны глазам Медузы Горгоны, которые превращают меня в камень, отрицая мое личностное достоинство.
В-третьих, человек принадлежит времени, он смертен, причем смерть приходит совершенно неожиданно, обессмысливая прожитые годы. Нет будущего, нет завтрашнего дня, нет надежды, есть только одно мгновение настоящего. Поэтому, жить надо здесь и сейчас.
В-четвертых, раскол внутри человека. А.Камю пишет: «Я всегда пребуду чуждым самому себе». Расхождение между тем, что мы знаем и тем, что мы знаем действительно. Главный корень отчуждения в разрыве между моим социальным «Я» (Я – для - другого) и «подлинным Я» (я – для – себя). Экзистенциальный психолог Р.Лейнг назвал это онтологической незащищенностью. М.Хайдеггер пишет об утрате человеком своего подлинного Я, о падении современного человека в das Man, усредненное существование. Мир, в том числе и мир техники, созданный самим человеком, противостоит ему как ПОСТАВ, т.е. противостоит ему, является иррациональным и бесконтрольным. А.Камю не может найти выхода из абсурда и создает в своем рассказе «Посторонний» образ человека абсурда, который не верит в Бога, в завтрашний день, а живет лишь настоящим мгновением, он посторонний в обществе, посторонний в жизни, посторонний сам себе. Однако, такая жизненная философия приводит его к убийству человека и смертной казни. У А.Камю человек абсурдный есть человек бунтующий, утверждающий свое существование вопреки всему.
|
|
М.Хайдеггер видит выход из абсурда к подлинному существованию через понимание и язык. «Язык – дом бытия», через возврат подлинного языка человек вернет себе бытие. Х.Г.Гадамер, развивая идеи М.Хайдеггера и других, создает герменевтический метод, главная цель которого - преодолеть отчуждение на всех уровнях. Герменевтика направлена на усвоение чужого мнения, концепции культуры. Как сделать, чтобы чужое стало понятным и близким для меня. Х.Г.Гадамер указывает три варианта развития отношений «Я–Другой» или 3 вида герменевтического опыта отношений с «Ты». Первый опыт, когда в поведении другого человека (культура) выделяются типические моменты и на основе предыдущего опыта обретается способность предсказывать его действия – на основе этого отношения отчуждения между людьми не преодолеть.
Второй тип опыта, когда другой признается в качестве личности. В основе лежит рефлективное отношение, которое ведет к отношениям «господства – подчинения» в межчеловеческих отношениях. Этот вариант также не приведет к желаемому результату.
Третий тип герменевтического опыта – «открытость Другому», узнать другое «Ты» как именно «Ты», т.е. позволить ему сказать нам что-либо и суметь услышать то, что он говорит. Для этого требуется открытость, понимание, сущность которого - в способности услышать друг друга.
Третий тип – это и есть путь преодоления отчуждения Х.Г.Гадамер подробно рассматривает его на примере подлинного разговора. «Быть способным к разговору, т.е. слышать другого – в этом состоит возвышение человека к подлинной гуманности». В подлинном разговоре главное не в том, чтобы отыскать слабые стороны собеседника, а наоборот, в том, чтобы раскрыть подлинную силу сказанного другим, выйти в процессе разговора к общезначимой реальности, к тем глубинным пластам, где становится возможным взаимодействие различных мнений, выработка неких общих взглядов, точек соприкосновения. Человек в разговоре имеет возможность обогатить свой собственный мир за счет другого мира, углубив его на целое измерение. При этом подлинный разговор, конечно, имеет языковую структуру, осуществляется в среде языка. Ведь задача герменевтики, чтобы чужое обрело язык, заговорило на понятном для нас языке.
Если герменевтика с целью преодоления отчуждения пытается реформировать систему отношений, то философы – представители постмодерна, настроены более решительно.
Согласно постмодерну, отчуждение коренится в самой основе западного общества, пронизывает все его структуры, начиная от семейной среды до государственной. Поэтому, для преодоления отчуждения, необходимо, по выражению Ж.Дерриды, совершить деконструкцию – разрушение всей европейской культуры. Критика Ж.Дерриды развивается в двух направлениях: а) критика фонологоцентризма европейской культуры, квазиписьма европейской культуры, основанного на насилии; б) дихотомии западного мышления, что также отражено в языке: Бинарные оппозиции мышления: белое-черное, свет-тьма, присутствие-отсуствие, мужчина-женщина, человек-зверь и др. Эти оппозиции составляют иерархические пары в которых позитивный термин господствует над подчеркнуто негативным. Необходимо разрушить пары, разоблачить неравенство терминов, на котором построена вся европейская культура. Затем, это послужило теоретической основой, с одной стороны феминистского движения, с другой – концепции Ж.Делеза о десексуализации общества, о праве каждого выбирать свой пол.
Тенденция к разрушению европейской культуры привела к констатации Жаком Бодрийаром того, что реальность умерла. До него Ф.Ницше говорил о смерти Бога, М.Фуко о смерти человека, Р.Барт о смерти автора, Фукуяма о конце истории. Теперь, человек, окруживший себя искусственным, виртуальным миром техники, лишился полностью почвы под ногами – лишился реальности, утрачивается сам принцип соотнесения с реальностью. Реальность замещена симулякрами. Симулякр – это копия копии, знак знака, он не отражает и не отсылает к реальности. Игра со смыслами - вот, что становится уделом человека, даже его собственный пол всего лишь видимость. Апофеозом этого мироощущения является фраза художника постмодерна Уорхола: «Когда я смотрю в зеркало, я ничего не вижу. Люди зовут меня зеркалом, и если зеркало смотрит в зеркало, что же можно увидеть».
Таким образом, кризисное состояние отчужденного сознания нашло яркое воплощение в постмодерне, который хотел указать выход из ситуации отчуждения, но еще более углубил процесс отчуждения.