Тема 2: Анализ производства и реализации продукции и услуг
СПОСОБЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДЕТЕРМИНИРОВАННОМ АНАЛИЗЕ: ПРОПОРЦИОНАЛЬНОГО ДЕЛЕНИЯ И ДОЛЕВОГО УЧАСТИЯ.
В ряде случаев для определения величины влияния факторов на прирост результативного показателя может быть использован способ пропорционального деления. Это касается тех случаев, когда мы имеем дело с аддитивными моделями типа V =Xi и кратно-аддитивного типа
В первом случае, когда имеем одноуровневую модель типа V= а + b + с. расчет проводится следующим образом:
Например, уровень рентабельности снизился на 8% в связи с увеличением капитала предприятия на 200 млн руб. При этом стоимость основного капитала возросла на 250 млн руб., а оборотного уменьшилась на 50 млн руб. Значит, за счет первого фактора уровень рентабельности снизился, а за счет второго - повысился:
Методика расчета для смешанных моделей несколько сложнее. Взаимосвязь факторов в комбинированной модели показана на рис. 6.1.
Когда известны Вd, Вп и Вт, а также Yb, то для определения Yd, Yn, Ym можно использовать способ пропорционального деления, который основан на пропорциональном распределении прироста результативного показателя Y за счет изменения фактора В между факторами второго уровня D, N и М соответственно величине их прироста. Пропорциональность этого распределения достигается путем определения постоянного для всех факторов коэффициента, который показывает величину изменения результативного показателя Y за счет изменения фактора В на единицу.
|
|
Величина коэффициента (К) определяется следующим образом:
Умножив этот коэффициент на абсолютное отклонение В за счет соответствующего фактора, найдем изменение результативного показателя:
Отсюда можно определить изменение себестоимости под влиянием факторов второго уровня:
Для решения такого типа задач можно использовать также способ долевого участия. Сначала определяется доля каждого фактора в общей сумме их приростов, которая затем умножается на общий прирост результативного показателя
Объем производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение.
|
|
Его основные задачи:
оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
Источниками информации для анализа производства и реализации продукции служат бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, отчетность ф.№ 1-п (годовая) "Отчет по продукции", ф.№ 1-п (квартальная) "Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте", ф.№ 1-п (месячная) "Срочная отчетность промышленного предприятия (объединения) по продукции", ф.№ 2 "Отчет о прибылях и убытках", ведомость № 16 "Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация" и др.
Форма статистической отчетности | Предоставляется |
12-п «Отчет о производстве промышленной продукции (работ, услуг)» | - Месячная срочная - На 4 рабочий день после отчетного периода |
1-п (натура) «Отчет о производстве и отгрузке промышленной продукции» | - годовая - 28 февраля |
1-мп «Отчет о финансово-хозяйственной деятельности малой организации» | - годовая - 10 февраля |
1-мп (микро) «Отчет о финансово-озяйственной деятельности микроорганизации» | - годовая - 26 января |
1-п (затраты) «Отчет о затратах на производство промышленной продукции (работ, услуг)» | - - годовая - 28 февраля |
6-п (затраты) «Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг)» | 9 раз в год (за январь, январь-февраль, январь-апрель, январь-май, январь-июль, январь-август, январь-октябрь, январь-ноябрь, январь-декабрь) - 20 числа после отчетного периода |
4-у «Отчет об объеме производства продукции (работ, услуг) по видам экономической деятельности» | -квартальная,(за январь-март, январь-июнь, январь-сентябрь) - 23 числа после отчетного периода |
12-ф (прибыль) «Отчет о финансовых результатах» | - месячная, срочная - 21 числа после отчетного периода |
4-ф (затраты) «Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг)» | - квартальная - 26 числа после отчетного периода, за январь-декабрь – 10 марта |
12-вэс (товары) «Отчет об экспорте и импорте отдельных товаров» | - месячная - 15 числа после отчетного периода |
12-цены (производителей) «Отчет о ценах производителей промышленной продукции» | -месячная, срочная - на 2 день после отчетного периода |
6-цены (промструктура) «Отчет о структуре цены отдельных видов готовой продукции» | -4 раза в год (за март, июнь, сентябрь, декабрь) - 26 числа после отчетного периода |