Этика науки.
Понятие метода. Методы научного исследования.
Структура научного познания. Уровни и формы
Понятие науки. Генезис науки.
Наука и ее социокультурный статус
Наука – специфическая форма познавательной деятельности, направленная на постижение нового знания, которое осуществляется научным сообществом в конкретных социокультурных условиях.
Наука как социальный институт начала формироваться в середине XVII века. Ученые объединились в первые профессиональные объединения, сообщества. Наука становится профессиональной группой, которая имеет свои задачи, цели, принципы, имеют свою этику и свой научный язык. Развитие науки как социального института связано с: 1) изменением влияния науки на жизнь общества; 2) изменение норм, устое внутри научного общества.
Наука имеет ряд характеристик:
1) рациональность – базовая характеристика, уверенность в возможностях науки;
2) доказательность научного знания – всегда требуются подтверждения, доказательства (1 – непосредственно доказательство фактами; 2 – логически обоснованное знание)
|
|
3) общезначимость;
4) системность (изложение знания в системах)
5) эссенциальность (направленность на сущность)
6) объективная истинность
7) наличие специфического языка науки и особых научных средств.
Самое начало протонауки связано с культурой др. Греции (с античностью). Для науки главное – уверенность в разуме. То знание, которое было в других странах и до античности, сплеталось с мифом. Это обусловлено тем, что в античности была демократия, свободомыслие. Именно античность создала философию, логику (Аристотель), начала математики и геометрии. Первые попытки опираются на разум. Античность – колыбель науки. Наука не зарождается в античности, а только имеет корни в ней. Зарождение науки – XVII век.
Интерес к естествознанию, к эксперименту, к рационализму.
С XVII в. наука проходит 3 основных этапа:
1) классическая (XVII – к.XIX в.) основывается на класс. типе рациональности, абсолютное внимание к исследуемому, механизм (упрощенное понимание мира), несистемность.
2) Неклассическая наука (к.XIX в. – с.ХХ столетия). Сеть очень крупных открытий в химии, физике, биологии и т.д. Основываясь на неклассической рациональности (интерес к объекту исследования (каково внутреннее состояние субъекта, его отношение к исследованию). Мы получаем те ответы, которые хотим услышать. Нам важны те вопросы, которые мы задаем. Неклассическая наука признает множественность истины.
3) Постнеклассический (с сер. ХХ в – по сегодняшний день). Ее особенность – комплексные междисциплинарные научные программы (межотраслевые).
|
|
Характерно: 1) специалисты из разных областей знаний занимаются одной проблемой; 2) спец. методы; 3) человекосоразмерность программ; на первое место ставят человека (нужно изучать и духовную культуру человека, и исследовать в какой социально-культурной сред он живет и т.д.)
Человек не объект, человек – это цель. Постклассическая рациональность соотносит знания об объекте с ценностями и целевыми структурами деятельности. Основной механизм развития науки – сочетание астенсивного (уточнение, дополнение старого) и интенсивного (скачки в развитии науки, научная революция) пути в науках.
Кун (позитивизм) занимается исследованием техники научных революций. Научная революция – ломка основной парадигмы научного знания (отрицание базовой теории). Новая гипотеза постепенно становится базовой, появляются надстройки, становятся парадигмой и т.д. Затем опять коренная ломка.