Истина: основные характеристики и критерии
Цель познания – это достижение истины.
Но познание является сложным и противоречивым процессом и оно не свободно от заблуждений и ошибок.
Классическая концепция истины сложилась в Древней Греции, согласно которой истина это соответствие знаний действительности.
Классическую концепции истины принимают и разделяют большинство философов.
Различие между философами состоит в том, а что же принимается под действительностью.
Беркли и Мах, субъективные идеалисты под действительностью понимают комбинацию человеческих ощущений.
Платон, объективный идеалист под действительностью понимает неизменные, сверхчеловеческие идеи. Гегель, объективный идеалист, понимает истину как саморазвивающийся мировой разум.
Материалисты. Истина - объективная действительность, существующая в ней независимо от человеческого сознания.
При материалистическом понимании действительности истина определяется как адекватное отражение объективной реальности, познающим субъектом.
|
|
для того чтобы правильно понять истину, важно понять, что истина не существует сама по себе независимо от знаний. Это знание может быть истинным и не истинным, оно может соответствовать и не соответствовать сознанию.
Поэтому употребление определение истины стоит иметь в виду, что истинное знание выражается в понятиях суждениях теориях и других формах познания.
Познание не свободно от заблуждения.
Заблуждение можно определить как несоответствие знаний действительности, неадекватное отражение объекта в сознании субъекта.
Заблуждения возникают в следствии разных объективных и субъективных причин.
Причиной заблуждения может быть одностороннее восприятие объекта.
Другой причиной может быть истолкование вероятных знаний как достоверных.
Еще одна причина это несовершенство познавательных средств.
Истина и заблуждение – это гносеологические категории, и строго говоря, они не должны в себя включать оценку знаний, отношения к ним субъекта.
Оценочный или аксеологический аспект характерен для другой пары понятий: правда и ложь.
Под правдой понимают истину, содержащую нравственную оценку. Правдиво это не только истинно, но еще и правильно, честно, справедливо.
Ложь – это понятие противоположное правде, ложь следует отличать от заблуждения. Заблуждение это непреднамеренное искажение действительности, ложь же, это преднамеренное искажение знаний и целью ее является - ввести в заблуждение тех, к кому она адресована.
В теоретической и практической деятельности наряду с понятием заблуждения употребляется понятие ошибка.
|
|
Ошибки бывают разные:
1. Фактические – то есть по содержанию
2. Логические – связаны с неправильным ходом мысли, нарушением логических правил
Логически ошибки делятся на: непреднамеренные (паралогизмы), преднамеренные (софизмы).
Заблуждения и ошибки в познании неизбежны и задача заключается в том чтобы их обнаруживать и вытеснять из сферы познания.
Кроме классической концепции истины существует ряд других концепций и теорий (см. учебник).
В этом ряду существует прагматическая концепция истины, для этой теории характерно отождествление истины с ее практической пользой, с эффективностью. То есть истина здесь соотносится не с действительностью, а с деятельностью человека, а значит, прагматическая концепция не решает проблему соответствия знания самому объекту познания. Однако эта концепция как и другие неклассические теории истины ставит важные гносеологические проблемы решение которых связано прежде всего с выявлением содержания истины.