Тема третья. Школа человеческих отношений

Тема вторая. Классическая школа менеджмента

Тема первая. Управление и менеджмент

Конспект лекций дисциплины

Светуньков Сергей Геннадьевич

Кафедра организации и управления

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»

«Организация производства и менеджмент в электроэнергетических предприятиях»

Рекомендуется для подготовки по специальности

140400.62 - «Электроэнергетика и электротехника»

Квалификация (степень) выпускника – «инженер-электрик»

(указывается квалификация (степень) выпускника в соответствии с ФГОС)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Содержание

Тема первая. Управление и менеджмент. 3

Тема вторая. Классическая школа менеджмента. 3

Тема третья. Школа человеческих отношений. 4

Тема четвёртая. Школа социальных систем.. 6

Тема пятая. Наука управления или количественный подход (1950 –по настоящее время). 8

Тема шестая. Школа эмпирического менеджмента. 11

Тема седьмая. Виды организаций в РФ.. 12

Тема восьмая. Формы объединения юридических лиц. 22

Тема девятая. Организационные структуры управления. 30

Тема десятая. Сетевые модели организации производства: сетевой график и его параметры.. 33

Тема одиннадцатая. Кадровая политика и организация работы с персоналом.. 33

Тема двенадцатая. Мотивация персонала к производительному труду. 43

Тема тринадцатая. Групповая динамика и управление неформальными организациями. 54

Тема четырнадцатая. Теории лидерства. 59

Тема пятнадцатая. Организация работы российской электроэнергетики. 65


Выделяют группы функций управления в зависимости от этапа управления:

- формирование целей;

- прогнозирование;

- планирование;

- организация;

- контроль;

- регулирование (в том числе мотивация и координация).

Задача первой функции – определение целей существования организации. Без цели не может быть и управления.

Прогнозирование позволяет определить условия, в которых предстоит работать организации.

Планирование – разработка последовательности действий и определение необходимых ресурсов для достижения поставленной цели.

Организация - комплекс мероприятий или действий, направленных на получение оптимальных условий для достижения целей в соответствии с разработанными планами.

Контроль – процесс определения соответствия реальной ситуации плановым заданиям.

Регулирование – комплекс воздействий на ресурсы с целью достижения соответствия реальной ситуации плановым заданиям.

Школа связана с именем Фредерика Уинслоу Тейлора (американский инженер). Представители этой школы обосновали необходимость подбора конкретных работников для выполнения определённой работы (расстановки кадров), обосновали необходимость обучения работников, их подготовку и переподготовку как внутри предприятия, так и в сторонних организациях, рационализации труда и её мотивации.

В рамках данной школы были разработаны 12 основных принципов управления, которые не потеряли своего значения до сих пор:

отчётливо поставленные цели - это исходный пункт управления;

здравый смысл, предполагающий признание сделанных ошибок и поиск их причин;

компетентная консультация профессионалов и совершенствование процессов управления на основе их рекомендаций;

дисциплина, обеспеченная чёткой регламентацией деятельности людей, контролем за её исполнением, своевременным поощрением;

справедливое отношение к персоналу;

быстрый, надёжный, точный, полный и постоянный учёт;

диспетчирование;

нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов;

нормализация условий труда;

нормирование операций;

письменные стандартные инструкции;

вознаграждение за производительность.

Это направление связано с именами А.Файоля и М.Вебера. Специалисты этого направления исследовали эффективность работы всей организации. Представители данной школы свели всю работу предприятия к следующим основным видам деятельности: технической; коммерческой; финансовой; защитной; бухгалтерской; администрированию.

Итогом многих работ и проведённых исследований Файоля является создание принципов управления всей организацией:

первоначальная функция - разделение труда;

полномочия и ответственность. Полномочие это право отдавать приказы, а ответственность это её составляющая противоположность;

дисциплина как взаимное уважение достигнутым соглашением;

единоначалие;

единство направления, т. е. каждая группа действует в рамках определённых целей;

подчинённость личных интересов общим;

скалярная цепь - это ряд лиц, стоящих на управленческой пирамиде;

порядок;

справедливость как сочетание доброты и правосудия;

стабильность рабочего места.

Классическая школа менеджмента сформулировала и такие положения:

Поскольку работать приходится в условиях непрерывно меняющегося внешнего мира, необходимо заниматься координацией деятельности. Два способа координации:

1. Координация посредством иерархии (командный метод),

2. Координация посредством комиссий (функциональный подход).

Принцип «делегирования полномочий» (предложил Гьюлик),

Принцип «сопоставимости ответственности и власти» (предложил Урвик),

Принцип «диапазона контроля» - ни один руководитель не может непосредственно контролировать более чем шесть подчинённых, работа которых взаимосвязана (обосновал Урвик).

Классическая школа базируется на таких априорных положениях. Работник:

- ленив,

- эгоистичен,

- предрасположен к ошибкам,

- не умеет судить здраво,

- нечестен.

Инженерный подход к решению проблем организации управления является узким, односторонним. Люди, составляющие организацию, рассматриваются как инвариантные социальные единицы.

Дело в том, что школа научного управления и классическая школа появились на свет, когда психология находилась ещё в зачаточном состоянии. Многие в начале ХХ века серьёзно ставили под сомнение тогда новую фрейдовскую систему подсознательного. Поскольку те, кто интересовался психологией, редко интересовались управлением, существовавшие тогда скудные знания о человеческом сознании были никак не связаны с проблемами трудовой деятельности. Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность полностью познать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации.

Необходимость исследования поведения человека, условий труда и мотивов, его чувств и т.д. на первый план поставили М.П.Фоллетт и Э.Мэйо – основатели школы человеческих отношений в управлении.

Именно мисс Фоллетт была первой, кто определил менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Фоллет заложила теоретические положения новой школы:

• Отдельные функции управления не существуют изолированно друг от друга. Они переплетаются. Следовательно, каждый должен нести ответственность не только за свою работу, но и за интеграцию своей работы с работой других сотрудников.

• Превалирование приказной формы управления обязательно вызывает в качестве ответной реакции своеобразное сопротивление.

Практическая реализация теоретических положений М.Фоллет была выполнена Э.Мейо.

На заводах в г.Хоторн (США) Элтоном Мейо были проведены исследования социальной организации внутри трудовых групп. Мэйо обнаружил, что чётко разработанные рабочие операции и хорошая з/п не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления. Силы, возникающие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти и часто превосходили усилия руководителей. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы.

В итоге были сформулированы следующие основные положения теории менеджмента:

1. «Человек представляет собой уникальное социальное животное, могущее достичь полной свободы, лишь полностью растворившись в группе».

2. Жёсткая иерархия подчинённости, формализация организационных процессов несовместимы с природой человека.

3. Решение проблем трудящихся – дело бизнесмена («Счастливый рабочий – есть эффективный и производительный рабочий»).

Хоторнские эксперименты произвели большое впечатление на теоретиков и практиков менеджмента. Изучая человеческие отношения в коллективе, школа смогла сформулировать такие новые положения:

1. Профсоюзы являются важным фактором социализации рабочих. Следует активно сотрудничать и поддерживать профсоюзы.

2. На предприятии существуют социальные группы, нормы и цели которых не совпадают с нормами и целями организации. Следует выявлять неформального лидера и управлять им. Возможны изменения оргструктуры с учётом наличия малых социальных групп.

3. Вместо жёстких приказов руководителя лучше давать некие коллективные оценки. Важную роль в работе предприятия играют комиссии (должна иметь в составе от 5 до 9 человек, ключевая фигура – председатель комиссии).

4. Работник более продуктивно будет выполнять свои функции, если привлечь его к процессу управления. Хороший администратор должен уметь делегировать часть полномочий подчинённым. Передавать полномочия на максимально возможные низшие уровни.

5. Деньги нельзя рассматривать как постоянно действующий побуждающий к труду фактор. «Насытив свой желудок, человек начинает мечтать об удовлетворении потребностей более высокого уровня». Следует давать работу, требующую «интеллектуальной активности», «морального выбора».

6. Производительность труда определяется не только рационализацией производства и оргструктуры. Она определяется ещё и состоянием отношений внутри коллектива. Микроклимат внутри рабочего коллектива является объектом управления в менеджменте.

Как замечали критики школы «человеческих отношений», классическая гипотеза «сброда» была заменена на гипотезу «стада».

Школа «человеческих отношений» рекомендует дополнить инженерный подход классической школы менеджмента творческим отношением к взаимоотношениям внутри коллектива.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: