Тема вторая. Классическая школа менеджмента
Тема первая. Управление и менеджмент
Конспект лекций дисциплины
Светуньков Сергей Геннадьевич
Кафедра организации и управления
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»
«Организация производства и менеджмент в электроэнергетических предприятиях»
Рекомендуется для подготовки по специальности
140400.62 - «Электроэнергетика и электротехника»
Квалификация (степень) выпускника – «инженер-электрик»
(указывается квалификация (степень) выпускника в соответствии с ФГОС)
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Содержание
Тема первая. Управление и менеджмент. 3
Тема вторая. Классическая школа менеджмента. 3
Тема третья. Школа человеческих отношений. 4
Тема четвёртая. Школа социальных систем.. 6
Тема пятая. Наука управления или количественный подход (1950 –по настоящее время). 8
Тема шестая. Школа эмпирического менеджмента. 11
Тема седьмая. Виды организаций в РФ.. 12
Тема восьмая. Формы объединения юридических лиц. 22
Тема девятая. Организационные структуры управления. 30
Тема десятая. Сетевые модели организации производства: сетевой график и его параметры.. 33
Тема одиннадцатая. Кадровая политика и организация работы с персоналом.. 33
Тема двенадцатая. Мотивация персонала к производительному труду. 43
Тема тринадцатая. Групповая динамика и управление неформальными организациями. 54
Тема четырнадцатая. Теории лидерства. 59
Тема пятнадцатая. Организация работы российской электроэнергетики. 65
Выделяют группы функций управления в зависимости от этапа управления:
- формирование целей;
- прогнозирование;
- планирование;
- организация;
- контроль;
- регулирование (в том числе мотивация и координация).
Задача первой функции – определение целей существования организации. Без цели не может быть и управления.
Прогнозирование позволяет определить условия, в которых предстоит работать организации.
Планирование – разработка последовательности действий и определение необходимых ресурсов для достижения поставленной цели.
Организация - комплекс мероприятий или действий, направленных на получение оптимальных условий для достижения целей в соответствии с разработанными планами.
Контроль – процесс определения соответствия реальной ситуации плановым заданиям.
Регулирование – комплекс воздействий на ресурсы с целью достижения соответствия реальной ситуации плановым заданиям.
Школа связана с именем Фредерика Уинслоу Тейлора (американский инженер). Представители этой школы обосновали необходимость подбора конкретных работников для выполнения определённой работы (расстановки кадров), обосновали необходимость обучения работников, их подготовку и переподготовку как внутри предприятия, так и в сторонних организациях, рационализации труда и её мотивации.
В рамках данной школы были разработаны 12 основных принципов управления, которые не потеряли своего значения до сих пор:
отчётливо поставленные цели - это исходный пункт управления;
здравый смысл, предполагающий признание сделанных ошибок и поиск их причин;
компетентная консультация профессионалов и совершенствование процессов управления на основе их рекомендаций;
дисциплина, обеспеченная чёткой регламентацией деятельности людей, контролем за её исполнением, своевременным поощрением;
справедливое отношение к персоналу;
быстрый, надёжный, точный, полный и постоянный учёт;
диспетчирование;
нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов;
нормализация условий труда;
нормирование операций;
письменные стандартные инструкции;
вознаграждение за производительность.
Это направление связано с именами А.Файоля и М.Вебера. Специалисты этого направления исследовали эффективность работы всей организации. Представители данной школы свели всю работу предприятия к следующим основным видам деятельности: технической; коммерческой; финансовой; защитной; бухгалтерской; администрированию.
Итогом многих работ и проведённых исследований Файоля является создание принципов управления всей организацией:
первоначальная функция - разделение труда;
полномочия и ответственность. Полномочие это право отдавать приказы, а ответственность это её составляющая противоположность;
дисциплина как взаимное уважение достигнутым соглашением;
единоначалие;
единство направления, т. е. каждая группа действует в рамках определённых целей;
подчинённость личных интересов общим;
скалярная цепь - это ряд лиц, стоящих на управленческой пирамиде;
порядок;
справедливость как сочетание доброты и правосудия;
стабильность рабочего места.
Классическая школа менеджмента сформулировала и такие положения:
Поскольку работать приходится в условиях непрерывно меняющегося внешнего мира, необходимо заниматься координацией деятельности. Два способа координации:
1. Координация посредством иерархии (командный метод),
2. Координация посредством комиссий (функциональный подход).
Принцип «делегирования полномочий» (предложил Гьюлик),
Принцип «сопоставимости ответственности и власти» (предложил Урвик),
Принцип «диапазона контроля» - ни один руководитель не может непосредственно контролировать более чем шесть подчинённых, работа которых взаимосвязана (обосновал Урвик).
Классическая школа базируется на таких априорных положениях. Работник:
- ленив,
- эгоистичен,
- предрасположен к ошибкам,
- не умеет судить здраво,
- нечестен.
Инженерный подход к решению проблем организации управления является узким, односторонним. Люди, составляющие организацию, рассматриваются как инвариантные социальные единицы.
Дело в том, что школа научного управления и классическая школа появились на свет, когда психология находилась ещё в зачаточном состоянии. Многие в начале ХХ века серьёзно ставили под сомнение тогда новую фрейдовскую систему подсознательного. Поскольку те, кто интересовался психологией, редко интересовались управлением, существовавшие тогда скудные знания о человеческом сознании были никак не связаны с проблемами трудовой деятельности. Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность полностью познать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации.
Необходимость исследования поведения человека, условий труда и мотивов, его чувств и т.д. на первый план поставили М.П.Фоллетт и Э.Мэйо – основатели школы человеческих отношений в управлении.
Именно мисс Фоллетт была первой, кто определил менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Фоллет заложила теоретические положения новой школы:
• Отдельные функции управления не существуют изолированно друг от друга. Они переплетаются. Следовательно, каждый должен нести ответственность не только за свою работу, но и за интеграцию своей работы с работой других сотрудников.
• Превалирование приказной формы управления обязательно вызывает в качестве ответной реакции своеобразное сопротивление.
Практическая реализация теоретических положений М.Фоллет была выполнена Э.Мейо.
На заводах в г.Хоторн (США) Элтоном Мейо были проведены исследования социальной организации внутри трудовых групп. Мэйо обнаружил, что чётко разработанные рабочие операции и хорошая з/п не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления. Силы, возникающие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти и часто превосходили усилия руководителей. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы.
В итоге были сформулированы следующие основные положения теории менеджмента:
1. «Человек представляет собой уникальное социальное животное, могущее достичь полной свободы, лишь полностью растворившись в группе».
2. Жёсткая иерархия подчинённости, формализация организационных процессов несовместимы с природой человека.
3. Решение проблем трудящихся – дело бизнесмена («Счастливый рабочий – есть эффективный и производительный рабочий»).
Хоторнские эксперименты произвели большое впечатление на теоретиков и практиков менеджмента. Изучая человеческие отношения в коллективе, школа смогла сформулировать такие новые положения:
1. Профсоюзы являются важным фактором социализации рабочих. Следует активно сотрудничать и поддерживать профсоюзы.
2. На предприятии существуют социальные группы, нормы и цели которых не совпадают с нормами и целями организации. Следует выявлять неформального лидера и управлять им. Возможны изменения оргструктуры с учётом наличия малых социальных групп.
3. Вместо жёстких приказов руководителя лучше давать некие коллективные оценки. Важную роль в работе предприятия играют комиссии (должна иметь в составе от 5 до 9 человек, ключевая фигура – председатель комиссии).
4. Работник более продуктивно будет выполнять свои функции, если привлечь его к процессу управления. Хороший администратор должен уметь делегировать часть полномочий подчинённым. Передавать полномочия на максимально возможные низшие уровни.
5. Деньги нельзя рассматривать как постоянно действующий побуждающий к труду фактор. «Насытив свой желудок, человек начинает мечтать об удовлетворении потребностей более высокого уровня». Следует давать работу, требующую «интеллектуальной активности», «морального выбора».
6. Производительность труда определяется не только рационализацией производства и оргструктуры. Она определяется ещё и состоянием отношений внутри коллектива. Микроклимат внутри рабочего коллектива является объектом управления в менеджменте.
Как замечали критики школы «человеческих отношений», классическая гипотеза «сброда» была заменена на гипотезу «стада».
Школа «человеческих отношений» рекомендует дополнить инженерный подход классической школы менеджмента творческим отношением к взаимоотношениям внутри коллектива.