Теории личности

Лекция 8. Личность. Структура личности

Что же такое «личность» в психологии? В философии личность выступает как совокупность общественных отношений. Она представляет собой центр и единство актов, потенциально направленных на другую личность. Представление о системном единстве биологического и социального в личности характеризует понимание личности Э. Фроммом, который считал, что она есть целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным.

Личность включает в себя темперамент, способности, особенности эмоционально – волевой сферы, характер. Но все–таки сущность личности – это ее ценностные ориентации, ее мотивационная сфера, ее система социальных отношений и установок.

По мере того, как у человека формируется и развивается сознание, осознание и понимание смысла окружающей его действительности, себя в реальном мире, смысла своего существования, складывается и развивается личность.

Человек не рождается личностью, он ею становится в процессе взаимодействия с социальной и окружающей средой, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни действительности. В процессе этого взаимодействия человек и формируется, и раскрывается, и проявляет себя как личность.

Множество философов и психологов во все времена задавались вопросами о структуре мотивации человека, об особенностях его поведения, о сходствах и различиях между людьми, об отношениях людей между собой. Исходя из своих представлений о психологии поведения, мыслей, поступков человека, они создавали свои концепции и теории развития личности

. Биологическая теория личности

Эта теория возникла в XVII веке и закрепилась в XIX веке под прямым влиянием на психологию и другие науки взглядов изве­чного английского естествоиспытателя Ч. Дарвина. Обратив вни­мание на общие биологические корни у человека и у животных, Дарвин стимулировал поиски единых для животных и человека биологических основ поведения.

Биологическая теория личности видит ее истоки в органичес­ких потребностях и считает их главным фактором мотивации поведения как человека, так и животных. Эта же теория в социальном поведении человека ищет аналогию с биологическим поведениемживотных, акцентируя внимание на общих формах поведения у людей и высших животных. Показывается, что у них есть общие потребности в пище, в воде, в продолжении рода, в стремлении к физическому комфорту, самосохранению и развитию. Утверждается, что в конечном счете ничего, кроме этого, в поведении человека не содержится, а разница между ним иживотными состоит лишь в том, что свои органические потребности люди удовлетворяют по-другому, чем животные. Предполагается, чтотак понятая личность имеет врожденный, наследственный характер, что черты личности передаются человеку напрямую от его предков. Это касается способностей, характера человека, его потребностей и морали. Никакой принципиальной разницы междуморалью человека и моралью животных биологическая теория личности не усматривает. Человек — это то же животное — вот одна из главных мыслей, отстаиваемых в этой теории.

Многие виды человеческого поведения — альтруизм, агрессивность, полоролевое поведение — имеют врожденный, наследуемый характер. И у человека, и у животных существуют аналоги такого поведения. Например, высшие животные, как и человек, любят своих детенышей, ведут стадный образ жизни, заботятся друг о друге, бывают иногда агрессивными.

Биологическая теория личности объявляет врожденным неравенство людей по способностям, а социальная структура общества и отношения людей в ее трактовке представляются аналогичнымими структуре и отношениям между высшими животными.

Действительно, наблюдая за жизнью стад человекообразных обезьян, ученые обнаружили, что между ними складываются почти такие же отношения, как в социальных группах между людьми. В каждом стаде есть свой вожак, похожий на лидера или руково­дителя среди людей. В стаде обезьян особь, приближенная к вожаку, пользуется такими же привилегиями, как человек среди людей, приближенных к руководителю или лидеру. Меняет власть в стаде, теряет свою силу вожак и, как следствие этого, изменяется вся система отношений в стаде. Примерно то же самое происходит и среди людей при перемене власти. Биологичес­кая теория личности была особенно популярна среди ученых на рубеже XIX и XX веков, а затем постепенно была вытеснена социологической и гуманистической теориями.

С позиции бихевиоризма, личностьвсе то, чем обладает индивид, и его возможности в отношении реакции (навыки, сознательно регулируемые инстинкты, социализованные эмоции + способность пластичности, чтобы образовывать новые навыки + способность удержания, сохранения навыков) для приспособления к среде, т. е. личность — организованная иотносительноустойчивая система навыков. Человек в концепции бихевиоризма понимается прежде всего как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запро­граммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение. [1]

Фрейдизм

Ниодно направление не приобрело столь громкую известность за пределами психологии, как психоанализ. Его идеи влияли на искусство, литературу, медицину и другие области науки, свя­занные с человеком. Названа эта концепция «фрейдизм» по име­ни его основателя Зигмунда Фрейда (1856-1939). Опираясь на идеи Фрейда, но дополняя и уточняя их, постепенно сформиро­валось целое психологическое направление «психоанализ» (к пси­хоаналитическим теориям относятся и теории Хорни, Адлера, Юнга, Фромма, Райха и др., хотя каждый из них и вносил свои новые и оригинальные идеи).

На основе многолетних клинических наблюдений Фрейд сфор­мулировал психологическую концепцию, согласно которой пси­хика, личность человека состоит из трех структур, уровней: «ОНО», «Я», «СВЕРХ-Я» (структурная модель психической жиз­ни). «ОНО» — бессознательная часть психики, бурлящий котел биологических врожденных инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных. «ОНО» насыщено сексуальной энергией — «либидо». Человек есть замкнутая энергетическая система, ко­личество энергии у каждого человека — постоянная величина. Будучи бессознательным и иррациональным, «ОНО» подчиняет­ся принципу удовольствия, т. е. удовольствие и счастье есть глав­ные цели в жизни человека. Второй принцип поведения — гомеостаз — тенденция к сохранению примерного внутреннего равно­весия. Уровень «Я» (ЭГО) сознания находится в состоянии постоянного конфликта с «ОНО»,подавляет сексуальные влече­ния. Уровень сознания формируется под влиянием общества. На «Я» воздействуют три силы: «ОНО», «СВЕРХ-Я» и общество, ко­торое предъявляет свои требования к человеку. «Я» старается ус­тановить гармонию между ними, подчиняется не принципу удо­вольствия, а принципу «реальности». «СВЕРХ-Я» служит носи­телем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести. Если «Я» примет ре­шение или совершит действие в угоду «ОНО», но в противовес «СВЕРХ-Я», то испытывает наказание в виде чувства вины, сты­да, укоров совести.

«Я»-ЭГО ответственно за принятие решений. ЭГО стремится выразить и удовлетворить желания «ОНО» -ИД в соответствии с ограничениями, налагаемыми правилами общества, внешним миром, т.е. ЭГО помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма, именно ЭГО анализирует, рассуждает, принимает решения.

«СВЕРХ-Я», или суперэго, — содержит систему ценностей и норм, совместимых с теми, которые приняты в окружении чело­века, которые позволяют ему отличать, что хорошо и что плохо, что нравственно и безнравственно. Фрейд разделил суперэго на две подсистемы: совесть и ЭГО-идеал. Совесть включает способ­ность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у человека, когда он не сделал того, что должен был сделать. ЭГО-идеал формируется из того, что одоб­ряют и высоко ценят родители и сам человек, он ведет человека к установлению для себя высоких стандартов. Суперэго считает­ся полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Однако этот принцип самоконтроля не служит целям принципа реальности. Суперэго пытается пол­ностью подавить «неприличные желания «со стороны «ОНО», пытается направить человека к совершенству в мыслях, словах и поступках, наказывает и мучает человека духовно и даже фи­зически, если человек нарушает нормы совести.

«СВЕРХ-Я» не пускает инстинкты в «Я», и тогда энергия этих инстинктов сублимируется, трансформируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества и человека (творчество, искусство, общественная активность, тру­довая активность, в формах поведения: в снах, описках, обмолв­ках, шутках, каламбурах, в свободных ассоциациях, в особенно­стях забывания). Таким образом, сублимация — это преобразо­вание энергии подавленных, запретных желаний в другие виды деятельности, которые разрешены в обществе. Если энергия «ли­бидо» не находит выхода, то у человека будут психические болезни,неврозы, истерики, тоска. Для спасения от конфликта между «Я» и «ОНО» применяются средства психологической за­щиты. Фрейд выделял следующие защитные механизмы:

1) вытеснение желаний — не­произвольное удаление неприятных или недозволенных жела­ний, мыслей, чувств, переживаний в тех или иных ситуациях из сознания в область бессознательной психики «ОНО»;

2) отрицание — уход в фантазию, отрицание какого-либо события как «неправды». «Этого не может быть» — человек проявляет яркое безразличие к логике, не замечает противоречий в своих суждениях;

3) рационализация — бессознательная попытка оправдать, объяснить свое неправильное или абсурдное поведение, построение прием­лемых моральных, логичных обоснований, аргументов для объяс­нения и оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей, по­ступков, желаний, причем, как правило, эти оправдания и объяснения не соответствуют истинной причине совершенного по­ступка, а истинная причина может человеком не осознаваться;

4) инверсия, или противодействие — подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, на диаметрально про­тивоположные поведение, мысли, чувства;

5) проекция — бессознательная попытка избавиться от навязчивого желания, идеи, приписав ее другому лицу, приписывание другому человеку своих собственных ка­честв, мыслей, чувств, т. е, «отдаление угрозы от себя». Когда что-то осуждается в других, именно это не принимает человек в себе, но не может признать это, не хочет понять, что эти же каче­ства присущи и ему;

6 ) замещение — проявление эмоционального им­пульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему.;

7) изоляция — отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может приводить к разделенности, раздвоенности личности, к неполному «Я»;

8) регрессия — возвращение на более ранний, примитивный спо­соб реагирования, устойчивые регрессии проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребен­ка, не признает логику, отстаивает свою точку зрения, несмотря на правоту собеседника, человек не развивается психически и порой возвращаются детские привычки (грызть ногти и т. п.)[2]

Все люди в какой-то степени используют защитные механиз­мы, и это становится нежелательным в том случае, если люди чрезмерно на них полагаются, когда они искажают картину по­требностей, страхов, стремлений человека. Все защитные меха­низмы обладают общими свойствами

Гуманистические теории личности

Гуманистическая психология сформировалась в середине XX века, рассматривает человека как изначально хорошего, име­ющего врожденные потенциальные духовные потребности и ка­чества (потребности к саморазвитию, самосовершенствованию, к познанию мира, к пониманию смысла своей жизни, добру, гар­монии и пр.), но эти потребности могут быть временно заблоки­рованы неблагоприятными условиями жизни и не проявляться в реальном поведении человека.

«А. Маслоу, один из ведущих психологов США в области иссле­дования мотивации, разработал иерархию потребностей. Она со­стоит из следующих ступеней: ступень 1 — физиологические по­требности — это низшие, управляемые органами тела потребно­сти, такие, как дыхание, пищевая, сексуальная, потребность в самозащите. Ступень 2 — потребность в надежности — стрем­ление к материальной надежности, здоровью, обеспечению в ста­рости и т. п. Ступень 3 — социальные потребности в общении, ласке, понимании людьми. Ступень 4 — потребность в уважении, осознании собственного достоинства — здесь идет речь об ува­жении, престиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуются группы. Ступень 5 — потребность в развитии личности, в осуществ­лении самого себя, в самореализации, самоактуализации, в ос­мыслении своего назначения в мире.

Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:

Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:

1) мотивы имеют иерархическую структуру;

2) чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходи­мыми являются соответствующие потребности: тем дольше можно задержать их реализацию;

3) пока не удовлетворены нижние потребности, высшие оста­ются сравнительно неинтересными. С момента выполнения низшие потребности перестают быть потребностями, т. е. они теряют мотивирующую силу;

4) с повышением потребностей повышается готовность к боль­шей активности. Таким образом, возможность к удовлетво­рению высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших.

В зависимости от того, какие из этих потребностей являются для человека доминирующими, существуют различные уровни личностного развития, типы личностей. Люди, для которых до­минирующими становятся высшие духовные потребности в са­моактуализации и понимании смысла жизни, являются «само­акСогласно Роджерсу, каждый организм наделен стремлением заботиться о своей жизни с целью сохранять ее и улучшать. Ядро характера человека составляют положительные, здоровые, кон­структивные импульсы, которые начинают действовать с самого рождения. У человека на основе разнообразного жизненного опы­та общения с другими людьми и поведения людей в отношении к нему формируется система представлений о себе — «реальное Я». То, каким человеку хотелось бы стать в результате реализации своих возможностей, образует «Идеальное Я». К этому «Идеаль­ному Я» и стремится приблизиться «Я реальное». Поскольку у человека есть потребность в самоуважении и он хочет получить положительное отношение к себе людей, то человек порой скры­вает свои истинные мысли и чувства, желания, внешне демонст­рируя вместо этого те, что получат одобрение окружающих. В результате человек все меньше остается самим собой, возникает внутренний разлад между желаниями и внешним поведением человека, какая-то часть личности подавляется, прячется, что вы­зывает внутреннюю напряженность, невротичность и дальнейшее отдаление от «Идеального Я». Личность уравновешена тем боль­ше, чем больше согласия или конгруэнтности между «реальным Я» и его чувствами, мыслями, поведением, что позволяет ему при­близиться к своему «Идеальному Я», а именно в этом суть актуа­лизации. Стремление к саморазвитию, к самоактуализации, к пониманию и реализации смысла жизни является высшей духов­ной потребностью, потенциально присущей каждому человеку, но часто не реализованной в действительной жизни человека. Максимальный личностный рост человека происходит тогда, когда он встречает от другого человека искреннее сопережива­ние, когда его принимают таким, какой он есть, когда ему не надо притворяться я лгать. Роджерс считал, что единственный способ не мешать тенденции актуализации и развития личности человека — это дать ему бе­зусловное позитивное внимание, т. е. человека любят и прини­мают без критики и, оговорок.

Когнитивные теории личности исходят из понимания челове­ка как «понимающего, анализирующего», поскольку человек находится в мире информации, которую надо понять, оценить, использовать. Поступок человека включает три компонента: 1) само действие, 2) мысли, 3) чувства, испытываемые при вы­полнении определенного действия. Внешне похожие поступки мо­гут быть разные, так как мысли и чувства были иными.

Субъективная интерпретация ситуаций есть более истинный фактор принятия решения, чем «объективное» значение этих ситуаций. Разные люди по-разному «видят», интерпретируют ситуации, в которых они действуют. Существует внутренняя из­менчивость личных актуализируемых в конкретных ситуациях схем интерпретации, что является причиной неточного предска­зания людьми своего собственного будущего поведения. Оказавшись в реальной ситуации, человек не имеет возмож­ности всестороннего анализа обстоятельств (мало времени, не­хватка знаний), ему нужно решать, человек делает выбор и со­вершает поступок, но когнитивная и эмоциональная часть поступка еще не завершена, так как сам поступок является источником ин­формации, позволяющей формулировать или изменять мнение о себе или о других. Таким образом, после реакции человек в той или иной степени осуществляет субъективный анализ сво­его поведения, степени его успешности, па основе чего осуще­ствляет необходимую коррекцию или делает какие-то выводы на будущее.

Когнитивное направление подчеркивает влияние интеллек­туальных или мыслительных процессов на поведение человека. Джордж Келли — один из основателей этого направления, счи­тал, что любой человек — это своеобразный исследователь, стре­мящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролиро­вать мир своих личных переживаний, делающий вывод на осно­ве своего прошлого опыта и строящий предположения о будущем. И хотя объективная реальность существует, но разные люди осоз­нают ее по-разному, поскольку любое событие можно рассматри­вать с разных сторон, и людям предоставляется большой набор возможностей в интерпретации внутреннего мира переживаний или внешнего мира практических событий. Любой человек вы­двигает гипотезы о реальности, с помощью которых он пытается предвидеть и контролировать события жизни, предвидеть буду­щее и строить планы, основанные на ожидаемых результатах. Точка зрения человека на жизнь преходяща, она редко бывает сегодня такой же, как была вчера или будет завтра. Келли пола­гал, что люди воспринимают мир при помощи четких систем или моделей, называемых конструктами. Личностный кон­структэто идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или пред­сказать свой опыт. On представляет собой устойчивый спо­соб, которым человек осмысляет какие-то аспекты действи­тельности в терминах схожести и контраста. Именно ког­нитивный процесс наблюдения сходства и различий между объектами, событиями приводит к формированию личностных конструктов. Все конструкты имеют два противоположных по­люса: полюс сходства отражает, чем похожи два предмета, а по­люс контраста показывает, чем эти предметы противоположны третьему элементу.

Личностные конструкты подразделяются: 1 — всесторонние конструкты, которые включают в себя широкий спектр явлений, 2 — частные конструкты (включают узкий диапазон явлений и возможностей), 3 — основные конструкты, которые регулируют основную деятельность человека, 4 — периферические конструкты, которые могут меняться, не изменяя значительно основную структуру.

Каждый из нас воспринимает действительность путем собствен­ных моделей или конструктов, необходимых для создания непро­тиворечивой картины мира. Если конструкт помогает точно про­гнозировать события, человек, вероятно, сохранит его. И наобо­рот, если прогноз не подтвердится, конструкт, на основании которого он был сделан, вероятно, подвергнется пересмотру или даже вообще может быть исключен. Валидность конструкта про­веряется с точки зрения его прогностической эффективности, степень которой может меняться. Каждый человек обладает уни­кальной конструктной системой (личность), которую он исполь­зует для интерпретации жизненного опыта. Человек пытается объяснить действительность, чтобы научиться предвосхищать события, влияющие на его жизнь, т. е. люди смотрят на настоя­щее так, чтобы предвидеть будущее с помощью уникальной сис­темы своих личностных конструктов. И поведение человека оп­ределяется тем, как он прогнозирует будущие события. Личность понимается как организованная система более или менее важных конструктов, которые человек использует, чтобы интерпретировать мир пе­реживаний и предвидеть будущие события.

«В новой или неопределенной ситуации человек осуществля­ет действия: ориентировка — выбор — исполнение, т. е. пос­ледовательно обдумывает несколько возможных конструктов и выбирает тот из них, который окажется лучшим для интер­претации ситуации. Выбор делается на основании оценки, ка­кой альтернативный конструкт наиболее вероятно приведет к расширению или к определению системы, и выбранный конструкт определяет поведение человека. Отсюда следует, что если чело­век изменит свои конструкты, то он изменит свое поведение и свою жизнь. Конструктная система меняется, если с ее по­мощью невозможно правильно прогнозировать последователь­ность событий. Система личностных конструктов — это набор гипотез о нашем вечно меняющемся мире, которые постоянно проверяются опытом. Те конструкты, которые оказываются по­лезными, сохраняются, а остальные пересматриваются или от­брасываются». [3]

Изменить свои конструкты трудно, страшно и иногда даже не­возможно, и поэтому человек пытается изменить мир, других людей, чтобы они соответствовали его предубеждениям и конструктам.

Психические расстройства — любой личностный конструкт, который обычно повторяется, несмотря на последовательную неполноценность, когда проявляется непригодность системы личностных конструктов для достижения целей человека, т. е. человек не может прогнозировать события, терпит неудачу в по­знании мира и совладении с ним. Келли видел задачу психоте­рапии в том, чтобы помочь людям изменить их конструктную систему, улучшить ее прогностическую эффективность, помочь пациенту развивать и апробировать новые гипотезы, новые кон­структы, сделать доступными факты, по которым, пациент может проверить свои гипотезы, сформировать или реорганизовать конструктную систему, более прогностически эффективную. В результате он осознает и интерпретирует и ситуации и себя иначе, становится новым, более эффективным человеком.

Понятие темперамента в психологии, его поведенческие признаки. Основные подходы к изучению темперамента. Психологическая характеристика типов темперамента.

" Темперамент ", " характер ", " личность " -в этих понятиях исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Какие же именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает каждое из этих понятий? Слова "темперамент", "характер", "личность" употребляются нами постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль выполняют. В повседневном общении в каждое из них вкладывается достаточно определенный смысл и с их помощью достигается взаимопонимание.

.История изучения темперамента

Учение о темпераменте возникло еще в древности. Слово «темперамент» в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей»; равное ему по значению греческое слово «красис» ввел древнегреческий врач Гиппократ (Y-IY вв. н.э.). Он впервые дал определение понятия «темперамент» и более или менее подробно описал темпераменты. Под темпераментом он понимал анатомо-физиологические и психологические индивидуальные особенности человека. Он, а затем и Гален, наблюдая индивидуальные особенности поведения людей, сделали попытку данные особенности объяснить. Согласно теории Гиппократа, различия между людьми определяются соотношением основных видов жидкостей в их организме. При правильном их смешении человек бывает здоров, при неправильном - болен. Одна из жидкостей преобладает, что и определяет темперамент человека. По Гиппократу, таковых жидкостей четыре: кровь, два сорта желчи и слизь (или лимфа). У сангвиников преобладает кровь (лат. sanguis), у холериков - желтая желчь (лат. chole),у флегматиков - слизь (лат. phegma). И наконец, меланхолики - это люди с избытком черной желчи (лат. melanos chole). Названия темпераментов сохранились до наших дней.

Дальнейшее развитие учения о темпераменте происходило в следующих направлениях:

В истории учений о темпераменте изменялось понимание физиологических основ темперамента. Выделялось два основных направления: объяснение типов темперамента соотношением деятельности желез внутренней секреции (немецкий психолог Кречмер, американский Шелдон), или соотношением свойств нервной системы (И.П.Павлов) ([1], c. 407-408).

С древнейших времен исследователи, наблюдая значительное разнообразие поведения, совпадающие с различиями в телосложении и физиологических функциях, пытались их упорядочивать, каким-то образом их группировать. Так возникли самые различные типологии темпераментов. Наибольший интерес представляют те из них, в которых свойства темперамента, понимаемые как наследственные или врожденные, связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Эти типологии получили название конституционных типологий. Так наибольшее распространение получила типология, предложенная Э.Кречмером, который в 1921 г. опубликовал свою знаменитую работу “Строение тела и характер”. Главная его идея заключалась в том, что люди с определенным типом сложения имеют определенные психические особенности. Им было проведено множество измерений частей тела, что позволило ему выделить 4 конституциональных типа ([4],[5],[6]):

В основе взглядов теории Шелдона также лежит предположение о том, что тело и темперамент - это 2 параметра человека, связанных между собой. Структура тела определяет темперамент, который является его функцией.. Он выделил 3 типа

В психологической науке большинство конституционных концепций стало объектом острой критики. Основной недостаток подобных теорий состоит в том, что в них недооценивается, а иногда просто открыто игнорируется роль среды и социальных условий в формировании психических свойств индивида.

Свойства темперамента, например, социализация пищевой потребности, любовь к компаниям и дружеским излияниям, терпимость и отсутствие сострадания, нельзя считать наследственными свойствами того же порядка, что и телосложение. Известно, что такие свойства, возникая на основе определенных анатомо-физиологических особенностей индивида, формируются под воздействием воспитания и общественной среды.

Гормональные теории темперамента односторонне преувеличивают роль желез внутренней секреции и не в состоянии объяснить приспособление темперамента к требованиям деятельности ([1], c. 409).

На самом деле, давно известна зависимость протекания психических процессов и поведения человека от функционирования нервной системы, выполняющей доминирующую и управляющую роль в организме. Теория связи некоторых общих свойств нервных процессов с типами темперамента была предложена И.П. Павловым и получила развитие и экспериментальное подтверждение в работах его последователей [4].

Русский ученый-физиолог И.П.Павлов открыл свойства высшей нервной деятельности. В лабораториях Павлова, на собаках, изучали условные рефлексы и обнаружили, что у разных животных условные рефлексы образуются по-разному: у одних они образуются быстро и долго сохраняются, у других же, напротив, медленно и угасают быстро; одни животные могут переносить большие нагрузки при сильных раздражителях, а другие при тех же условиях впадают в тормозное состояние. ([1], с.208-209)

На основе полученных результатов исследований Павлов показал, что в основе каждого из четырех темпераментов лежит то или иное соотношение основных свойств, которое было названо типом высшей нервной деятельности. В отличие от предшественников, он взял для исследования не внешнее строение тела, как это делал немецкий психиатр Кречмер, и не строение сосудов (П.Ф.Лесгафт), а организм как целое и выделил в нем мозг ([2], с.307).

И.П.Павлова выделил три основных свойства нервной системы :

1). сила процесса возбуждения и торможения, зависящая от работоспособности нервных клеток;

2). уравновешенность нервной системы, т.е. степень соответствия силы возбуждения силе торможения (или их баланс);

3). подвижность нервных процессов, т.е. скорость смены возбуждения торможением и наоборот.

Сила возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости, т.е. в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения.

Сила торможения понимается как функциональная работоспособность нервной клетки при реализации торможения и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций, таких, как угасание и дифференцировка.

Говоря об уравновешенности нервных процессов, И.П.Павлов имел в виду равновесие процессов возбуждения и торможения. Отношение силы обоих процессов решает, является ли данный индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит силу другого.

Подвижность нервных процессов проявляется в быстроте перехода одного нервного процесса в другой. Подвижность нервных процессов проявляется в способности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Мерой этого свойства нервной системы является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному, и наоборот. Противоположностью подвижности является инертность нервных процессов. Нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому ([4], С.384).

И.П.Павлов выяснил, что темперамент каждого животного зависит не от одного из свойств, а от их сочетания. Такое сочетание свойств нервной системы, которое определяет и индивидуальные особенности условно-рефлекторной деятельности и темперамент, он назвал типом нервной системы, или тип нервной деятельности. ([1], c. 408).

И.П.Павлов различал 4 основных типа нервной системы ([1],[3],[4]):

1). сильный, уравновешенный, подвижный (“живой” по И.П.Павлову – сангвинический темперамент);

2). сильный, уравновешенный, инертный (“спокойный” по И.П.Павлову – флегматический темперамент);

3). сильный, неуравновешенный тип с преобладанием процесса возбуждения (“безудержный” тип, по И.П.Павлову – холерический темперамент);

4). слабый тип (“слабый”, по И.П.Павлову – меланхолический темперамент).

Выявленные И.П.Павловым основные комбинации свойств и типы нервной системы, от которых зависит темперамент, являются общими у человека и животных. Поэтому они получили название общих типов. Таким образом, физиологической основой темперамента является общий тип нервной системы ([1], c. 408).. Павлов связывал общие типы нервной системы с традиционными типами темперамента (холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик), хотя понимал, что должны существовать и другие свойства нервной системы, и другие их комбинации, и, следовательно, другие типы темперамента.

Итак, И.П.Павлов понимал тип нервной системы как врожденный, относительно слабо подверженный изменениям под воздействием окружения и воспитания ([4], С.386).

Тип нервной системы – это понятие, которым оперирует физиолог, психолог же пользуется термином темперамент. В сущности, это аспекты одного и того же явления. Именно в этом смысел можно вслед за И.П.Павловым сказать, что темперамент человека есть не что иное, как психическое проявление типа высшей нервной системы.

В отличие от И.П.Павлова найдены и другие комбинации свойств нервной системы. Например, кроме неуравновешенного типа с преобладанием возбуждения существует неуравновешенный тип с преобладанием торможения и т.д.

Психические свойства темперамента и физиологические свойства нервной системы тесно взаимосвязаны. Биологический смысл этой взаимосвязи заключается в том, что с ее помощью достигается наиболее тонкое, четкое и своевременное приспособление к среде. Там, где приспособительная функция какого-либо свойства нервной системы не может быть осуществлена при помощи одного присущего ей свойства темперамента, она осуществляется при помощи другого присущего ей свойства темперамента, которое компенсирует первое. Например, низкая работоспособность слабого типа может иногда компенсироваться длительным отсутствием эмоционального пресыщения.

Происхождение типов нервной системы и темперамента и его изменение. И.П.Павлов называл общий тип нервной системы генотипом, т.е наследственным типом. Это подтверждается в опытах на селекции животных и при изучении одно- и разнояйцевых близнецов у человека, воспитывающихся в разных семьях. Несмотря на это, отдельные свойства темперамента в определенных пределах изменяются в связи с условиями жизни и воспитания (особенно в раннем детстве), вследствие перенесенных болезней, под воздействием бытовых условий и (в подростковом и даже зрелом возрасте) в зависимости от пережитых психологических конфликтов. Например, при суперопеке родителей ребенок может вырасти трусливым, нерешительным, неуверенным в себе человеком, обидчивым до крайности и ранимым до чрезвычайной степени.

От подобных изменений свойств темперамента следует отличать созревание темперамента. Тип темперамента формируется не сразу, со всеми характерными для него свойствами. Общие закономерности созревания нервной ситемы накладывают отпечаток и на созревание типа темперамента. Например, особенностью нервной системы в предшкольном и дошкольном возрасте является ее слабость и неуравновешенность, что накладывает отпечаток на свойства темперамента. Некоторые свойства темперамента, зависящие от типа нервной системы, в этом возрасте еще не проявляются в достаточной степени, появляются несколько позднее, фактически уже в школьном возрасте.

Основные свойства определенного типа темперамента проявляются постепенно, с возрастом, в зависимости от созревания нервной системы. Этот процесс называется созреванием темперамента [1].

Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д.

Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностей).

К свойствам темперамента относятся индивидуальные особенности, которые:

регулируют динамику психической деятельности в целом;

характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;

имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени;

находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента;

однозначно обусловлены общим типом нервной системы.

Пользуясь определенными признаками, можно с достаточной определенностью отличить свойства темперамента от всех других психических свойств личности.

Типы темпераментов и их психологическая характеристика

Учитывая все перечисленные свойства можно дать следующие психологические характеристики основных классических типов темперамента:

Сангвиник. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь.

Он легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, громкая, быстрая, отчетливая речь. Сангвиник активно вступает в контакты, легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке.. У сангвиника быстро и легко возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, которые быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть. Он экстраверт.

Флегматик обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью.. При больших неприятностях остается спокойным. Его нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого – уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. Обычно у него бедная мимика, речь невыразительна и замедленна, так же, как движения. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт.

У человека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Недостатком флегматика является его инертность, малоподвижность. Поэтому у флегматика следует развивать недостающие ему качества – большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях.

Холерик. Как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. У холерика реактивность явно преобладает над активностью. Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности, нетерпеливости холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко сказывается и в его деятельности: он с увлечением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей. Он скорее экстраверт.

Меланхолик. Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Он легко уязвим, тяжело переносит обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы. Он неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание. Меланхолик обычно неуверен в себе, робок, нерешителен, склонен к замкнутости и одиночеству, избегает общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущается, проявляет большую неловкость в новой обстановке. Всё новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. Чувство и эмоциональное состояние у меланхолика возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью. Большинство меланхоликов интроверты.

Природа и проявления характера. Структура характера. Типическое и индивидуальное в характере. Типологии характера. Формирование характера.

В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка,отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально- своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокойтребовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу.Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера.

ХАРАКТЕРОЛОГИЯ - отрасль психологии личности (иногда рассматривается как самостоятельная психологическая наука в стволе индивидуальной психологии дерева психологической науки, предмет которой характер

Учение о характере — характерология имеет длительную ис­торию своего развития. Важнейшими проблемами характероло­гии на протяжении веков было установление типов характера с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Большинство существующих классификаций характера исходят из оснований развития лич­ности.

Одной из наиболее древних попыток прогнозирования пове­дения человека является объяснение его характера датой рож­дения. Разнообразные способы предсказания судьбы и характе­ра человека получили название - гороскопов. Практически, все гороскопы составляются одинаково. Однако характеры людей, родившихся в одно и то же время, по разным гороскопам оказываются различными.

Значительное влияние на развитие характерологии оказала физиогномика - учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики этого типа. Уже Аристотель и Платон предлагали определять характер человека, отыскивая в его внешности черты сходства с каким-нибудь животным, а затем отождествляли его характер, как в восточном гороскопе, с характером этого животного.

При определении характера человека физиономисты использовали в качестве определяющих самые различные признаки. Самым важным показателем характера являлись глаза человека. Аристотель указывал, что большие добродушные, но выпуклые глаза являются признаком глупости. Л.Н.Толстой различал, например, хитрые глаза, лучистые, светлый взгляд, грустный, холодный, безжизненный. Он писал: “Есть люди, у которых одни глаза смеются, - эти люди хитрые и эгоисты. Есть люди, у которых рот смеются без глаз, - это люди слабые, нерешительные, и оба эти смеха неприятны”.

В качестве отдельного направления характерологии можно выделить определение индивидуальных особенностей человека по его позе, положению тела. По мнению некоторых психологов, наиболее ярко характер раскрывается в позе человека: как он стоит, как идет. как сидит и даже в какой позе засыпает.

Не менее знаменитую и богатую историю, чем физиогномическое направление в характерологии, имеет хиромантия. Хиромантия- система предсказаний черт характера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней. Хиромантия известна с глубокой древности, но наибольший рассвет приходится на XVI-XVIII вв., когда во многих университетах стран Европы существовали кафедры хиромантии. В своих истоках хиромантия тесно связана с астрологией, поскольку главными признаками руки, которые принимаются во внимание, являются “7 холмов “ на ладони, называемые именами Солнца и планет: Венеры, Юпитера, Сатурна, Меркурия, Марса и Луны.

До последнего времени научная психология неизменно отвергала хиромантию, однако изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с наследственностью дало новый толчок к возникновению новой отрасли знания - дерматоглифики. Было, в частности показано, что формирование рисунка ладоней каждого человека, как и развитие мозга, происходит на 3-4 месяце внутриутробного развития и обусловлено одним и тем же влиянием генного набора родителей или хромосомными отклонениями плода. Поэтому хиромантию следует рассматривать скорее как анатомическую или физиологическую особенность организма, и она может поставлена в один ряд с конституционным направлением характерологии, ярким представителем которого был Э.Кречмер. Кречмер рассматривал характер в связи со строением тела как психическую конституцию человека, соответствующую его телесной конституции, и объяснял характер, в конечном счете, врожденными, прежде всего эндокринными факторами.

Наиболее яркое, отчетливое представление о характере человека можно получить, зная специфику его поступков, поведения, деятельности. Движения и действия, выполнение которых становится в определенных условиях потребностью, как известно, называют привычками. Привычные действия человека, повторяясь, становятся чертами характера, составляя его существо, влияя на положение человека в общественной жизни и на отношение к нему со стороны других людей. На это же указывали Андре и Гастон Дюрвилии, по их мнению, выражение - это жест, закрепленный долгим повторением, идея и внешний образ тесно связаны между собой.

В этом отношении более ценным в диагностическом отношении, можно считать графологию - науку, которая рассматривает почерк как разновидность выразительных движений, отражающих психологические свойства пишущего. Графологические сведения, накапливаемые веками, устанавливали связь между рядами фактов - особенностями почерка и характером.

Физиологической основой характера является сплав черт типа высшейнервной деятельности и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта. В этом сплаве системы временных связей играют более важную роль, так как тип нервной системы можно сформировать все общественно ценные качества личности. Но, во-первых, системы связей формируются различно у представителей разных типов нервной системы и, во-вторых, эти системы связей проявляются своеобразно в зависимости от типов. Например, решительность характера можно воспитать и у представителя сильного, возбудимого типа нервной системы, и у представителя слабого типа. Но воспитываться она будет по-разному и проявляться будет по-разному в зависимости от типа.. Типическое и индивидуальное в характере. Существует мнение, что характер не наследуется и не являетсяприрожденным свойством личности, а также не является постоянным инеизменным свойством. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя,определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально- своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы). Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным бытием (и это главное!), так и его индивидуальным бытием. Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Однако в жизни и деятельностилюдей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется много общего, поэтому и в характере их будут некоторые общие стороны и черты, отражающие общие, типические стороны их жизни. Характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического. Каждая общественно-историческая эпоха характеризуется определенным общим укладом жизни и общественно-экономическими отношениями, которые влияют на мировоззрение людей, формируя черты характера.

Черты характера

Под чертами характера понимаются сложные индивидуальные особенности, достаточно показательные для человека и позволяющие с известной вероятностью предугадывать его поведение в том или ином конкретном случае.

Зная, что данный человек обладает определенной чертой характера, возможно до некоторой степени предвидеть, как он будет поступать при тех или других обстоятельствах. Зная черты своего характера, человек сам нередко руководствуется ими как своего рода критерием поведения. Имеются черты - привычки (вежливость, аккуратность и т.п.), было бы неправильно каждую черту характера считать привычкой. Черты характера, особенно наиболее существенные для личности, включая в себя некоторые навыки и привычки, отличаются ярко выраженной сознательностью. С другой стороны, не каждая привычка является чертой характера. Каждая черта характера, даже самая ясная, всегда сложна и динамична. Одна и та же черта формируется по-разному и видоизменяется в зависимости, с одной стороны, от тех или иных жизненных ситуаций и, с другой стороны, от других черт и от характера в целом. Все черты характера "подлинны", то есть представляют собой реальное и конкретное выражение индивидуального своеобразия личности человека, живущего в конкретных исторических условиях. Черты характера могут иметь различную яркость, могут быть более или менее определенными, но "неподвижными", или мнимыми, надо считать только несуществующие черты. В области изучения черт характера перед психологами стоят несколько основных задач. Первая из них - выделить и описать черты характера, которые являются ведущими или стержневыми для данной личности и прежде всего те из них, которые отражают ее направленность и волю. Вторая задача, теснейшим образом связана с первой, - объяснить или проанализировать черты характера. Этот анализ может идти в различных направлениях: а) раскрыть структуру черты, что означает выделить в данной черте более частные и соподчиненые черты и проявления; б) показать значение данной черты в структуре характера путем установления соотношения между этой чертой и другими чертами, а также характером в целом; в) найти, что в данной черте и ее проявлениях индивидуально и что типично для известной группы людей; г) установить условия, при которых наиболее полно проявляется данная черта, и тем самым наметить пути ее формирования. Третья задача - установить перспективы развития характера. Изучая характер человека, необходимо ответить не только на вопросы, каковы черты характера у этого человека и как они возникли и формировались, но и на вопрос, в каком направлении могут и должны развиваться эти черты как показатели характера. Изучение черт характера в их перспективном развитии позволит в структуру характера внести необходимую динамику, для чего так важно устанавливать не только взаимосвязь черт характера, но и конкретные условия их развития.

Проявления характера

В типологии твердо установлено положение, что все психические процессы и психические состояния могут быть изучены только в конкретной деятельности человека. В этом заключается принцип неразрывной связи или единства психики и деятельности. Характерологические различия между людьми также можно лучше всего установить, изучая деятельность того или другого человека. Говоря о характерологическом значении труда, необходимо иметь в виду как темп, так и качество труда, которые не всегда у человека между собой соотносятся. Жизнь требует высоких темпов труда, но при обязательном условии сохранения и высокого качества. Темп труда человека в какой-то мере зависит то темперамента - при равных условиях быстроты в работе можно ожидать скорее от сангвиника и холерика, чем от флегматика и меланхолика, но еще большее значение имеют характерологические черты. Медленность темпа можно объяснить разнообразными чертами характера: у одних людей - рассудительностью, стремлением к точности и аккуратности, у других - леностью, нежеланием затрачивать усилия, требуемые при быстрой работе, у третьих - неуверенностью, боязнью ошибиться. Быстрый темп в работе чаще связан с чертами волевой активности, в отдельных случаях он указывает на ту вредную торопливость, при которой отсутствует вдумчивое отношение к делу. Характер с большой силой проявляется в тех видах действий человека, которые мы называем поступками. Поступком называется действие, подлежащее общественной, моральной или юридической оценке. Особенное значение для характера имеют поступки в которых находят свое отражение направленность и воля человека. Существуют характерологически очень показательные действия, в мотивах которых человек не дает себе отчета,- таковы, в частности действия по привычки или по слепому подражанию, но именно в том, насколько человек склонен к такого рода действиям, обычно проявляются черты характера этого человека. Отрицательные действия, явно нарушающие принципы общественного и нравственного поведения, называются проступками. Приобретая последовательность и устойчивость, поступки образуют поведение человека. В поведении, не менее чем в отдельных поступках, проявляется характер. Изучая проявления характера в деятельности, необходимо выяснять мотивы данного действия, так как внешне сходные действия могут быть проявлением различных характерологических черт. Чем сложнее и длительнее деятельность, тем она однозначнее выражает характер. Поэтому отдельные реакции показательны для характера лишь в той мере, в какой они включены в поступки, в деятельность или поведение в целом. Для характера показательны не только деятельность, поступки и поведение человека в их внешней выраженности, но и соответствующие психические состояния. Труд, поступки и поведение человека, а также продукты его деятельности - основные проявления характера. Поэтому нет возможности познать характер человека, не зная, каков этот человек на работе и каковы его поступки и поведение. Психологи рассматривают мышление в единстве с языком. Мыслей без слов не существует, поэтому и направленность человека, всегда выражается в содержании и образе его мыслей, не может быть оторвана от языка. Для познания характера имеет большое значение то, как человек говорит: много или мало, искренне или нет, однотипно или с разными людьми по-разному, какие употребляет выражения, каков стиль его речи и многое другое. Жизненные наблюдения показывают, что легко различить людей говорящих много, любящих поговорить, и людей неразговорчивых, молчаливых. В свою очередь разговорчивость имеет разные степени и формы. Разговорчивость может служить проявлением различных черт характера: самоуверенности, желания порисоваться, самовлюбленности, эгоцентризма, но также в известной мере внимательности к людям, отзывчивости, желания быть приятным в обществе. Таким образом и болтливость может быть связана с различными характерологическими чертами: неумением сдерживать себя, преувеличенной и не совсем разумной откровенностью, а также желанием произвести впечатление живого, приятного в обществе человека. Не менее разнообразны и причины молчаливости, неразговорчивости. Молчаливость может объясняться высоким чувством ответственности за свои слова, иногда своего рода хитростью, желанием скрывать свои мысли и чувства, а в ряде случаев - замкнутостью, боязливостью, подозрительностью. Для силы характера человека, будет ли он молчаливым или разговорчивым, наиболее характерно чувство ответственности, побуждающее его тщательно взвешивать свои слова, не бросать их на ветер, учитывать их возможные последствия, контролировать свою речь, сообразуясь с условиями места и встречи. Разговорчивость обычно соотносится с многословием. Однако бывают случаи, когда разговорчивый то есть любящий поговорить человек, лаконичен, а неразговорчивый, если ему приходится говорить, говорит пространно. У некоторых людей характерный для них стиль речи сохраняется всегда, другие меняют его в зависимости от собеседника. Неискренность речи часто свидетельствует о двоедушии, притворстве, духовной пустоте. Характер также проявляется в содержании речи: ее тематике, сюжете, приводимом фактическом материале и мыслях. Своеобразие индивидуальных характеров проявляется здесь в том, на какую сторону вопроса больше обращается внимания. Несомненно, характеризует человека также стиль его речи. Стиль речи человека может свидетельствовать об общей эмоциональности, а также о содержании господствующих эмоций. Характерологичекое значение имеет также вокальная мимика, которая вносит нечто новое в стиль устной речи. Одни люди говорят однотонно, как бы на одной ноте; другие часто меняют интонации: одни любят делать более или менее выразительные паузы, другие избегают пауз; у одних в речи много театральности, у других интонации просты и естественны. Не лишены значения и такие внешние особенности речи, как плавность, ритмичность, высокий или низкий тон, торопливость или медлительность. Делались попытки определять черты характера по голосу, по внешним особенностям речи человека. В ряде исследований результаты проведенных экспериментов были положительные. Оказалось, что по голосу (тембру, интонациям и другим факторам) можно в некоторой мере судить о характере человека. Но были исследования давшие совершенно отрицательные результаты. На основании наблюдений и экспериментальных данных можно сделать вывод, что при суждении о характере человека можно использовать внешнюю форму речи. Характер проявляется не только во внешней, но и во внутренней речи. Особенности характера могут проявиться как в устной речи, так и в письменной, в ее словаре, морфологии, в синтаксисе, в стиле.Предпочтение устной или письменной речи может объясняться разными причинами, и в первую очередь наличием или отсутствием должного навыка, и потому характерологическую показательность такого предпочтения можно установить лишь при сопоставлении с другими проявления характера. Когда писатели-художники обрисовывают характеры своих героев, они нередко стремятся дать ясное представление и об их внешнем облике, то есть строении тела, мимике и т.д., намеренно подчеркивая связь между особенностями и внутренними сторонами личности. Однако случаи выражения черт характера в строении тела не могут служить достаточным основанием для широких обобщений. Ни рост, ни вес тела ничего не говорят о характере человека, в частности, об его идейной направленности и волевых качествах. При одном и том же типе строения тела люди имеют самые разнообразные характеры. Более того, между строением тела и духовным обликом человека может быть полное несоответствие. Нередко в жизни для суждения о характере человека прибегают к тем показателям, которые дает его лицо. Говорят о людях симпатичных и несимпатичных, указывая тем самым на положительность или отрицательность черт их характера, поскольку они находят выражение в чертах лица. Когда говорят про человека "красив, но не симпатичен", это часто означает, что в красивых чертах его лица выражены отрицательные качества, как, например, надменность, высокомерие, эгоизм, пренебрежение к другим людям. Показатели характера на лице человека можно разделить на статические и динамические. К статическим показателям относятся особенности строения головы, очертания глаз, губ, носа и другие. По телесной физиономии судят о физиономии духовной. К динамическим показателям относится мимика, то есть выразительные движения лица, все те изменения в лице, которые являются не случайными и ситуативными, но некоторым образом связаны с психическим обликом человека. Одно время физиономическим показателям характера придавалось такое большое значение, что на этой почве возникла даже особая наука - физиогномика. Претензия физиогномики решить все загадки познания характера не оправдалась,но это не значит, что весь конкретный материал, приведенный физиогномистами, не заслуживает никакого внимания. Немало проводилось экспериментальных исследований в целях сопоставления различных показателей внешнего облика человека с чертами его личности или характера, определяемыми субъективными оценками. В ряде исследований была поставлена задача: распознавать черты характера по фотографиям. Результаты оказались довольно противоречивы. Единственное, что можно считать установленным (хотя известным и без экспериментов), что физиономические показатели имеют разное значение для различных черт характера, но пока еще нет достаточно убедительных экспериментальных данных для практического использования экспериментальной физиогномики при диагнозе характера. Жесты иногда выдают характер человека больше, чем его внешний вид. Можно различать людей с богатой и бедной жестикуляцией. Будучи связаны с эмоциональной возбудимостью, жесты нередко выражают темперамент человека: обильной жестикуляции мы нередко ожидаем от сангвиника и холерика, чем от меланхолика и флегматика. Но обильная жестикуляция может иметь разное характерологическое значение. Она может говорить невыдержанности, а также о неестественности. Подобным образом скупость жестов в одних случаях означает общую заторможенность, стеснительность, в других - большую выдержку, подтянутость, умение владеть собой. Для познания характера особенно важны жесты привычные и хотя бы в деталях оригинальны. Даже костюм человека и его вещи иногда представляют важную деталь в его характеристике. Все указанные особенности внешнего облика человека имеют характерологическое значение, не только каждая в отдельности, но и в сочетании одна с другой. Иногда сочетание таково, что эти особенности находятся в полном соответствии между собой. В других случаях внешние черты находятся в дисгармонии, что создает противоречивое впечатление о характере человека. Но возможность вносить существенные детали в толкование одного и того же образа и выражение этого индивидуального толкования в особой мимике и других внешних проявлениях показывают, что связь между внешним обликом и духовной сущностью человека пластична. Обычно внешний облик человека дает что-то для познания характера лишь в том случае, если имеются и другие проявления характера. Таким образом, внешний облик человека может интерпретироваться по-разному. В жизни соотношения между характером и внешним обликом бывает более сложным, менее определенным, и поэтому выносить суждение о характере человека только на основании внешнего облика было бы опрометчиво.


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: