ТЕМА: Мир природы в современной русской и зарубежной
Тема: Мир природы в современной русской и зарубежной детской литературы.
ЦЕЛИ: 1) Познакомить студентов с творчеством современных зарубежных и русских писателей, учить делать анализ произведений, с точки зрения нравственных и воспитательных задач, передавать красоту природы, с помощью выразительных средств языка;
2) Формирование у студентов умений самостоятельной организации учебно-
воспитательной работы в классе;
3) Углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами в про
цессе изучения темы, творческое использование опыта работы лучших учителей
школ города.
ОБОРУДОВАНИЕ: Портреты и книги Пришвина, Бианки, Паустовского, Сладкова и др. Иллюстративный материал.
1.д/з
I.Пересказ, анализ циклов Житкова
2.Энциклопедия «Что я видел»
IIОсновная часть
Значительное место в литературе для детей занимает тема природы, «братьев наших меньших», которая получила развитие в творчестве М.Пришвина, В.Бианки, И.Соколова-Микитова, Е.Чарушина, Э.Шима, Г.Снегирева, О.Перовской, Н.Сладкова, К.Паустовского, Г.Скребицкого и др. их рассказы, неся огромное познавательное, эстетическое, нравственное начало для ребенка, способствуют формированию счастливого человека, который умеет радоваться каждому прожитому дню, восходу солнца, радуге после дождя, первому снегу, муравьишке, несущему травинку, птичке, прилетевшей на подоконник...
|
|
Природоведческая литература в 20 веке развивалась под сильным влиянием Л.Толстого с его охотничьими рассказами и рассказами о животных, С.Аксакова с его повестью «Детские годы Багрова-внука» и «Записками ружейного охотника Оренбургской губернии», Д.Мамина-Сибиряка, автора знаменитых рассказов и сказок. Явно не прошли мимо книги И.С.Тургенева и А.П.Чехова. А из писателей зарубежных едва ли не решающее значение на многих из них оказал Э.Сетон-Томпсон.
М.Пришвин, В.Бианки и другие писатели 20 века в знании главного своего предмета - природы, в точности описания четвероногих и пернатых друзей едва ли уступают своим учителям, а поэтичность их рассказов и сказок доставляет радость читателям не только детского возраста.
Влияние предшественников на природоведческую литературу касается не только подходов к теме, языка, стиля, но и разнообразия жанров. Здесь присутствует и литературная сказка (В.Бианки «Чей нос лучше?», «Кто чем поет?», Г.Скребицкий «Четыре художника»), и лирические зарисовки разных состояний природы (М.Пришвин «Времена года», «Золотой луг», «Этажи леса»; И.Соколов-Микитов «Русский лес», «Весна в лесу»), и басни (С.Михалков «Аист и лягушки», «Осел и бобр»), и рассказы о животных и птицах, их повадках, подсмотренных внимательным и любящим взглядом (И.Соколов-Микитов «Медвежья семья», «Логово рыси»; К.Паустовский «Барсучий нос», «Кот-ворюга»; Е.Чарушин «Медведь-рыбак», «Том-кины сны», «Лисята», «Волчишко»; М.Пришвин «Еже» и др.), об обитателях морского дна (Н.Надеждина «Моревизор» уходит в плавание»).
|
|
Читая эти рассказы, ребята входят в мир единения человека и природы, в мир их взаимопроникновения, постигают тайну всего живого, ощущая тесную связь с окружающим миром добра, красоты и гармонии, подлинной духовности. Через любовь к природе воспитывается любовь к Родине.
«Образ Родины — рассуждал В.Бианки, - складывается не только из размышлений уже взрослого человека, но и из ощущений и воспоминаний далекого детства, часто совсем мимолетных и будто бы незначительных. Например, для русского человека образ Родины немыслим без березовой рощи, без парного запаха весенних проталин... А сколько таких невидимых черточек связывает человек с родной землей!»
Ш.Д/з
1.Научное знание и художественная форма в произведениях В.Бианки, Н.Сладкова, К.Паустовского, М.Пришвина и др. (пересказ и анализ, об авторе)
2.Жанровое разнообразие произведений: Виль Джемс, Арчи Бинз, Фарли Моуэт (пересказ и анализ)
Детская художественно-познавательная литература в 60-80-х годах поднимается на новую высоту, что связано с гуманизацией общественного сознания, медленно, но упорно преодолевается отношение к человеку как к винту в огромной государственной машине. Изменяются научные представления о природе, технике, космосе. Идеи ученых подхватываются с популяризаторами науки.
Авторы книг для малышей, выходивших в этот период, стремились дать читателям представление о единстве мира, внушить им мысль об ответственности человека за сохранение общего дома - прекрасной планеты Земля. К таким авторам относятся Н. Сладков, С. Сахарнов, Г. Снегирев, Ю. Дмитриев. Ю. Дмитриеву была присуждена «Международная Европейская премия» за пятитомный труд «Соседи по планете», а его книга «Человек и животные» приобрела большую популярность у детей.
Чувство вины перед живыми существами - «соседями по планете» - пронизывает произведения писателей, которые хотят сформировать у детей сердечное отношение к природе. Примерами могут служить повесть Г. Троепольского «Белый Бим Черное Ухо», рассказы Э. Шима, С. Романовского «Град», «Белый конь», «Синяя птица», «Озеро Емельяна Пугачева».
Взаимопониманию человека и животных, возможности дружбы между ними посвящены книги Н. Дуровой, как и ее инсценировки для театра зверей, которым она руководит.
Н. Сладков (1920-1996) автор произведений: «С севера на юг» (1987), «Под шапкой невидимкой» (1968), «Земля солнечного огня» (1971), «Силуэты на облаках» (1972), «Земля над облаками» (1972), «Дети радуги» (1981). Для выражения неповторимой красоты природы он использовал самые разные художественные формы. Сказка, притча, лаконичный рассказ, иногда похожий на зарисовку с натуры, воспоминания, публицистика - все это окрашено неповторимой писательской манерой, где метафоричность слита со строго реалистическим письмом.
М.М. Пришвин (1873-1954) был одним из певцов природы, завещавших детям любить ее, познавать ее тайны, не стремясь что-то в ней ломать и переделывать. Его произведения: «Ребята и утята», «Беличья память», «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Дедушкин валенок».
У Чарушина звери не говорят, но он умеет показать их настроение. Внутреннее их состояние передается через поведение, причем поведение естественное, свойственное этому зверю. Искусство словесной живописи подчинено у Чарушина восприятию малыша. Дети младшего возраста лучше всего воспринимают простую по конструкции фразу, главная роль в которой отведена глаголу.
|
|
Рассказы Чарушина о диких животных, увиденных глазами то охотника, то ученого-натуралиста, то неизменно талантливого писателя и доброго человека, передают детям любовь и восхищение, какими полон он сам («Медведь-рыбак», «Путешественники»). Дети в рассказах Чарушина - тоже исследователи природы, а часто и ее ученики («Что за зверь?», «Хитрая мама», «Удивительный почтальон»).
С детства природа обогащала Чарушина впечатлениями, которые он, став художником-писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью.
К.Г. Паустовский (1892-1968) - писатель, в чьем творчестве высокая поэтичность неразрывно сливается с просветительской тенденцией. Он был убежден, что в «любой области человеческого знания заключается бездна поэзии». Паустовский -общепризнанный мастер слова, считавший писательство призванием, которому следует посвятить себя целиком («Северная повесть», «Колхида», 1934; «Черное море», 1936; «Кара-Бугаз», 1932; «Мещерская кладовая», 1930).
Многие из рассказов «Мещерская сторона», составивших это мозаичное повествование, перешли в детское чтение. Да и вышла повесть впервые в Детгиз.
Зерна романтики с большой щедростью рассыпаны и в маленьких рассказах Паустовского о детях («Барсучий нос», 1935; «Ленька с Малого озера», 1937; «Заячьи лапы», 1937; «Кот-ворюга», 1936).
Характерная черта сказок Паустовского - искусное смешение реального и чудесного. Сказочные персонажи - «артельные мужички», лягушка-квакша или «заботливый цветок» - помогают людям, как и в народных сказках, в ответ на доброе отношение к ним. Так проявляется традиционно-дидактическое направление его произведений, предназначенных детям («Дремучий медведь», 1948; «Растрепанный воробей», 1948; «Теплый хлеб», 1945). Гармония человеческих чувств и прекрасного в природе - вот идеал К. Паустовского.